152-фз судебная практика
Подборка наиболее важных документов по запросу 152-фз судебная практика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 24 "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона" Федерального закона "О персональных данных""Установив, что согласно приговору суда от 23 июня 2022 г. договор о кредитной карте был заключен под предлогом оформления документов на понижение процентной ставки по договору ипотечного страхования от 11 мая 2018 г. и возмещения страховой выплаты по кредитному договору от 3 июля 2018 г., тем самым были нарушены личные неимущественные права истца на сохранение информации о его частной жизни, допущена обработка персональных данных истца (фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные, сведения о месте жительства) без его согласия, суд первой инстанции, исходя из положений ст. 24 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 3, 4, 6 и 24 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", разъяснений п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2020 г. N 23 "О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу", обоснованно указал, что тем самым истцу был причинен моральный вред, который подлежит денежной компенсации. Доказательств обратного ответчиком не представлено. При этом наличие ранее данного истцом согласия в настоящем случае правового значения не имеет, т.к. персональные данные истца были незаконно использованы сотрудником банка при совершении ею мошеннических действий в отношении истца."
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Предоставление сведений из ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
(КонсультантПлюс, 2025)...общество имеет право на получение от инспекции копии ранее переданного обществом инспекции протокола о создании общества, и, соответственно, предоставление инспекцией копии данного протокола обществу, вопреки позиции инспекции и судов, не выходит за пределы ограничений, предусмотренных законом N 129-ФЗ и законом N 152-ФЗ..."
(КонсультантПлюс, 2025)...общество имеет право на получение от инспекции копии ранее переданного обществом инспекции протокола о создании общества, и, соответственно, предоставление инспекцией копии данного протокола обществу, вопреки позиции инспекции и судов, не выходит за пределы ограничений, предусмотренных законом N 129-ФЗ и законом N 152-ФЗ..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Легализация передачи персональных данных при работе с внешними и внутренними консультантами и аудиторами
(Белякова Ю., Лукаш Д.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)Может ли аудируемая компания поручить обработку персональных данных на основании законного интереса? Часть 3 ст. 6 Закона N 152-ФЗ говорит, что это возможно только на основании согласий субъектов персональных данных, которые может не получиться собрать со всех субъектов по объективным причинам. За годы применения ч. 3 ст. 6 Закона N 152-ФЗ накопилось большое количество судебной практики, которая утверждает, что согласие на поручение может быть заменено иным основанием обработки персональных данных.
(Белякова Ю., Лукаш Д.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)Может ли аудируемая компания поручить обработку персональных данных на основании законного интереса? Часть 3 ст. 6 Закона N 152-ФЗ говорит, что это возможно только на основании согласий субъектов персональных данных, которые может не получиться собрать со всех субъектов по объективным причинам. За годы применения ч. 3 ст. 6 Закона N 152-ФЗ накопилось большое количество судебной практики, которая утверждает, что согласие на поручение может быть заменено иным основанием обработки персональных данных.
Статья: Обработка персональных данных без согласия их субъекта в договорных правоотношениях в сфере услуг: научно-практический комментарий к п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"
(Львова С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)Статья представляет собой развернутый научно-практический комментарий положений п. 5 ч. 1 ст. 6 ФЗ N 152-ФЗ, основанный на анализе доктрины и судебной практики применительно к обработке персональных данных без согласия их субъекта - стороны договора или оферента в сфере услуг. Раскрывая отдельные аспекты правового статуса субъекта персональных данных в договорных правоотношениях, через доктринально-эмпирический анализ таких институтов цивилистики, как договор и исполнение обязательств, обоснован тезис о том, что без подтверждения оператором факта оказания услуги конкретному субъекту персональных данных у исполнителя, выступающего оператором, нет оснований для обработки персональных данных конкретного субъекта без его на то согласия.
(Львова С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)Статья представляет собой развернутый научно-практический комментарий положений п. 5 ч. 1 ст. 6 ФЗ N 152-ФЗ, основанный на анализе доктрины и судебной практики применительно к обработке персональных данных без согласия их субъекта - стороны договора или оферента в сфере услуг. Раскрывая отдельные аспекты правового статуса субъекта персональных данных в договорных правоотношениях, через доктринально-эмпирический анализ таких институтов цивилистики, как договор и исполнение обязательств, обоснован тезис о том, что без подтверждения оператором факта оказания услуги конкретному субъекту персональных данных у исполнителя, выступающего оператором, нет оснований для обработки персональных данных конкретного субъекта без его на то согласия.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 2906-О
"По жалобе некоммерческой организации "Ассоциация сельских муниципальных образований и городских поселений" на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Решением суда общей юрисдикции заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании отказа в предоставлении всех материалов, послуживших основанием для проведения проверки, незаконным в полном объеме и об обязании устранить допущенное нарушение. При этом суд руководствовался частью 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", а также пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", в соответствии с которым обращение гражданина в государственные органы не может рассматриваться как распространение не соответствующих действительности сведений и основание для возложения на него гражданско-правовой ответственности за распространение порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Суд также принял во внимание, что процедура проведения внеплановой проверки и ее результаты заявителем не оспаривались.
"По жалобе некоммерческой организации "Ассоциация сельских муниципальных образований и городских поселений" на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Решением суда общей юрисдикции заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании отказа в предоставлении всех материалов, послуживших основанием для проведения проверки, незаконным в полном объеме и об обязании устранить допущенное нарушение. При этом суд руководствовался частью 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", а также пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", в соответствии с которым обращение гражданина в государственные органы не может рассматриваться как распространение не соответствующих действительности сведений и основание для возложения на него гражданско-правовой ответственности за распространение порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Суд также принял во внимание, что процедура проведения внеплановой проверки и ее результаты заявителем не оспаривались.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 55: Определение ПДн, указанное в ст. 3 Закона 152-ФЗ, очень общее и оценочное и не позволяет однозначно определить, что является ПДн, а что нет.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 55: Определение ПДн, указанное в ст. 3 Закона 152-ФЗ, очень общее и оценочное и не позволяет однозначно определить, что является ПДн, а что нет.
Статья: Пропускной режим в организации: вопросы практического применения
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 3)Исходя из указанных разъяснений, а также учитывая требования ст. 88 ТК РФ, п. 3 ст. 6 и ст. 7 Закона N 152-ФЗ о необходимости получения согласия физического лица при передаче оператором его персональных данных третьим лицам, можно сделать вывод, что если пропускной режим осуществляется с привлечением охранных предприятий или сотрудников иных организаций (например, арендодателя), то согласие работников на обработку персональных данных является обязательным.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 3)Исходя из указанных разъяснений, а также учитывая требования ст. 88 ТК РФ, п. 3 ст. 6 и ст. 7 Закона N 152-ФЗ о необходимости получения согласия физического лица при передаче оператором его персональных данных третьим лицам, можно сделать вывод, что если пропускной режим осуществляется с привлечением охранных предприятий или сотрудников иных организаций (например, арендодателя), то согласие работников на обработку персональных данных является обязательным.
Вопрос: Что понимается в праве под "неопределенным кругом лиц"?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)О распространении персональных данных как действиях, направленных на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, говорится в п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Судебной практикой выработано понятие неопределенного круга лиц.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)О распространении персональных данных как действиях, направленных на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, говорится в п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Судебной практикой выработано понятие неопределенного круга лиц.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)В отечественной судебной практике иногда можно встретить подобный дифференцированный подход. Так, суд указал, что "спорные правоотношения, а именно сбор в отношении заявителя персональных данных и распоряжение ими, не подпадают под сферу регулирования Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", заявитель не лишен возможности защиты своих прав в порядке, установленном гл. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации" (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 июня 2015 г. N 33-10102/2015 по делу N 2-1450/2014).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)В отечественной судебной практике иногда можно встретить подобный дифференцированный подход. Так, суд указал, что "спорные правоотношения, а именно сбор в отношении заявителя персональных данных и распоряжение ими, не подпадают под сферу регулирования Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", заявитель не лишен возможности защиты своих прав в порядке, установленном гл. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации" (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 июня 2015 г. N 33-10102/2015 по делу N 2-1450/2014).
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Учет и отчетность, документы акционерного общества. Информация об обществеРуководствуясь положениями статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 11, 51, 52, 57, 62, 89, 91 Закона об акционерных обществах, статей 3, 6, 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", а также разъяснениями, изложенными в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ", судами сделан правильный вывод о наличии у компании права доступа к запрашиваемым документам и права на получение их копий, а в отношении списка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров общества, и доверенностей на голосование лиц, принимавших участие в годовом общем собрании акционеров общества, которое состоялось 16.06.2011, - только при наличии у общества согласия указанных лиц.
Статья: Проблемы защиты персональных данных в наследственных отношениях
(Минбалеев А.В.)
("Гражданское право", 2021, N 5)<8> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3451.
(Минбалеев А.В.)
("Гражданское право", 2021, N 5)<8> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3451.
Статья: Правовые пробелы процессуального порядка уведомления, извещения и обмена процессуальными документами в гражданском судопроизводстве
(Томилов А.Ю., Данилов Д.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Распространение аналогичной практики на суды общей юрисдикции, к подсудности дел которых относятся дела с участием граждан, может правомерно подвергнуться критике, так как основная информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях носит открытый характер, а в отношении граждан необходимо ориентироваться на Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", в соответствии с ч. 3 ст. 1 которого предусматривается, что доступ к информации, содержащей персональные данные, осуществляется на основании Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". В соответствии с этим Законом и его п. 3 ч. 4 ст. 2 суды могут осуществлять обработку персональных данных граждан. Безусловно, интересен вопрос о возможности участия судов при осуществлении правосудия по конкретному делу и самостоятельной проверки персональных данных лиц, участвующих в судопроизводстве. По данной проблеме следует констатировать, что напрямую ни в одном процессуальном кодексе не указывается наличие такого права и одновременно отсутствует запрет на осуществление подобной проверки. Таким образом, законодатель отдает этот вопрос на усмотрение суда. Однако ст. 120 ГПК РФ установлено, что осуществление розыска лица в силу его отсутствия по предполагаемому месту жительства осуществляется в строго определенных случаях, а норма ст. 50 ГПК РФ предусматривает, что при неизвестности места жительства ответчика суд назначает ему адвоката. Системное толкование ст. 119 ГПК РФ указывает на то, что суд должен выяснить, действительно ли извещение осуществлено по надлежащему месту с целью дальнейшего процессуального реагирования.
(Томилов А.Ю., Данилов Д.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Распространение аналогичной практики на суды общей юрисдикции, к подсудности дел которых относятся дела с участием граждан, может правомерно подвергнуться критике, так как основная информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях носит открытый характер, а в отношении граждан необходимо ориентироваться на Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", в соответствии с ч. 3 ст. 1 которого предусматривается, что доступ к информации, содержащей персональные данные, осуществляется на основании Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". В соответствии с этим Законом и его п. 3 ч. 4 ст. 2 суды могут осуществлять обработку персональных данных граждан. Безусловно, интересен вопрос о возможности участия судов при осуществлении правосудия по конкретному делу и самостоятельной проверки персональных данных лиц, участвующих в судопроизводстве. По данной проблеме следует констатировать, что напрямую ни в одном процессуальном кодексе не указывается наличие такого права и одновременно отсутствует запрет на осуществление подобной проверки. Таким образом, законодатель отдает этот вопрос на усмотрение суда. Однако ст. 120 ГПК РФ установлено, что осуществление розыска лица в силу его отсутствия по предполагаемому месту жительства осуществляется в строго определенных случаях, а норма ст. 50 ГПК РФ предусматривает, что при неизвестности места жительства ответчика суд назначает ему адвоката. Системное толкование ст. 119 ГПК РФ указывает на то, что суд должен выяснить, действительно ли извещение осуществлено по надлежащему месту с целью дальнейшего процессуального реагирования.
Статья: О тенденции к дисбалансу в соотношении права пациента на врачебную тайну и права медицинской организации на защиту
(Габай П.Г., Клейменов А.Я.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)С одной стороны, в обоих случаях медицинская организация сможет своевременно предоставить медицинские документы пациента своему "in-house" юристу, адвокату или иному специалисту, не нарушив требований Федерального закона N 323-ФЗ в части защиты врачебной тайны и Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" в части запрета на обработку персональных данных лица и передачи информации третьим лицам без его согласия. С другой стороны, первый механизм затруднительно реализовать на практике, поскольку пациент вправе не давать согласия. Второй механизм сопряжен с риском, что в последующем сведения, относящиеся к врачебной тайне пациента и его персональным данным, будут разглашены с "отсрочкой". Например, адвокат вступил в судебный процесс и узнал - медицинские документы какого лица им были ранее исследованы. Авторы полагают, что в целях исключения подобного риска законодательство должно быть дополнено специальной нормой в контексте сведений, относящихся к врачебной тайне, по аналогии со ст. 1278 ГК РФ. Так, согласно ст. 1278 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью.
(Габай П.Г., Клейменов А.Я.)
("Адвокатская практика", 2023, N 4)С одной стороны, в обоих случаях медицинская организация сможет своевременно предоставить медицинские документы пациента своему "in-house" юристу, адвокату или иному специалисту, не нарушив требований Федерального закона N 323-ФЗ в части защиты врачебной тайны и Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" в части запрета на обработку персональных данных лица и передачи информации третьим лицам без его согласия. С другой стороны, первый механизм затруднительно реализовать на практике, поскольку пациент вправе не давать согласия. Второй механизм сопряжен с риском, что в последующем сведения, относящиеся к врачебной тайне пациента и его персональным данным, будут разглашены с "отсрочкой". Например, адвокат вступил в судебный процесс и узнал - медицинские документы какого лица им были ранее исследованы. Авторы полагают, что в целях исключения подобного риска законодательство должно быть дополнено специальной нормой в контексте сведений, относящихся к врачебной тайне, по аналогии со ст. 1278 ГК РФ. Так, согласно ст. 1278 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью.
Статья: Идет исполнение договора - нужны ли согласия ответственных представителей контрагента на обработку их персональных данных?
(Журавлев А.В.)Наиболее проблемным при оценке рассматриваемой нормы Закона N 152-ФЗ является обоснование оператором факта "ненарушения" такой обработкой прав и свобод субъекта. На данный момент нет официальных разъяснений и релевантной судебной практики по данной теме, позволяющих конкретизировать критерии такого "ненарушения". Наше мнение - указанная норма запрещает лишь нарушение прав и свобод субъекта ПД вследствие злоупотреблений, таких как вторжение в личную жизнь, создание провокационных для физического лица ситуаций с использованием его ПД под прикрытием наличия "законного интереса" в обработке ПД и т.п., при этом, напротив, их обработка в обычных и разумных целях не запрещается.
(Журавлев А.В.)Наиболее проблемным при оценке рассматриваемой нормы Закона N 152-ФЗ является обоснование оператором факта "ненарушения" такой обработкой прав и свобод субъекта. На данный момент нет официальных разъяснений и релевантной судебной практики по данной теме, позволяющих конкретизировать критерии такого "ненарушения". Наше мнение - указанная норма запрещает лишь нарушение прав и свобод субъекта ПД вследствие злоупотреблений, таких как вторжение в личную жизнь, создание провокационных для физического лица ситуаций с использованием его ПД под прикрытием наличия "законного интереса" в обработке ПД и т.п., при этом, напротив, их обработка в обычных и разумных целях не запрещается.
Статья: Концепция защиты прав и законных интересов садовода как субъекта персональных данных
(Львова С.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 1)Реализуя свои дискреционные полномочия в сфере вопросов регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина (п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации), федеральный законодатель закрепил в ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 152-ФЗ право субъекта ПД не только на защиту его прав, но и на защиту его законных интересов. Однако, как справедливо указывается в доктрине, понятие законного интереса не разъясняется ни на уровне законодательных актов, ни высшими судебными инстанциями <3>. То есть, выступая самостоятельным объектом защиты, в том числе применительно к субъекту ПД, что нам иллюстрирует ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 152-ФЗ, сущность законного интереса не раскрывается, что не может негативно не сказываться на правоприменительной практике.
(Львова С.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 1)Реализуя свои дискреционные полномочия в сфере вопросов регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина (п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации), федеральный законодатель закрепил в ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 152-ФЗ право субъекта ПД не только на защиту его прав, но и на защиту его законных интересов. Однако, как справедливо указывается в доктрине, понятие законного интереса не разъясняется ни на уровне законодательных актов, ни высшими судебными инстанциями <3>. То есть, выступая самостоятельным объектом защиты, в том числе применительно к субъекту ПД, что нам иллюстрирует ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 152-ФЗ, сущность законного интереса не раскрывается, что не может негативно не сказываться на правоприменительной практике.