154-фз о местном самоуправлении
Подборка наиболее важных документов по запросу 154-фз о местном самоуправлении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Исследовательская деятельность студентов по изучению проблем взаимоотношений между органами местного самоуправления и государством
(Иналкаева К.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)2. Второй этап становления муниципального права получает начало в конце 1991 г., и за это время принято два Федеральных закона о местном самоуправлении: N 154-ФЗ и пришедший ему на смену в 2003 г. N 131-ФЗ <4>.
(Иналкаева К.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)2. Второй этап становления муниципального права получает начало в конце 1991 г., и за это время принято два Федеральных закона о местном самоуправлении: N 154-ФЗ и пришедший ему на смену в 2003 г. N 131-ФЗ <4>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<50> Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 26) (утратил силу) // СЗ РФ. 28.08.1995. N 35. Ст. 3506.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<50> Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 26) (утратил силу) // СЗ РФ. 28.08.1995. N 35. Ст. 3506.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 97-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О государственной регистрации уставов муниципальных образований"Статья 8. О признании утратившими силу некоторых положений Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
(ред. от 20.03.2025)
"О государственной регистрации уставов муниципальных образований"Статья 8. О признании утратившими силу некоторых положений Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
Статья: Правовое регулирование территориального общественного самоуправления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях
(Щепачев В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)Следует отметить, что до 2003 г. деятельность ТОС регулировалась Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данный Закон устанавливал другую модель регулирования деятельности ТОС, предусматривающую федеральный, региональный и муниципальный уровни регулирования.
(Щепачев В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)Следует отметить, что до 2003 г. деятельность ТОС регулировалась Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данный Закон устанавливал другую модель регулирования деятельности ТОС, предусматривающую федеральный, региональный и муниципальный уровни регулирования.
Статья: "Переходные положения" закона как инструмент воздействия государства на местное самоуправление. Акт третий
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Для сферы местного самоуправления эта проблема не нова. Она вставала каждый раз с принятием каждого федерального закона об организации местного самоуправления, коих с момента принятия Конституции Российской Федерации <2> (далее - Конституция РФ) насчитывается уже три: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в России" <3> (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ), Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в России" <4> (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и вновь принятый Федеральный закон N 33-ФЗ.
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Для сферы местного самоуправления эта проблема не нова. Она вставала каждый раз с принятием каждого федерального закона об организации местного самоуправления, коих с момента принятия Конституции Российской Федерации <2> (далее - Конституция РФ) насчитывается уже три: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в России" <3> (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ), Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в России" <4> (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и вновь принятый Федеральный закон N 33-ФЗ.
Статья: Этапы и тенденции развития законодательства о местном самоуправлении в современной России с учетом муниципальной реформы 2025 года
(Комлев Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)После принятия Конституции 1993 г. в России было принято три федеральных закона о местном самоуправлении. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" больше остальных по содержанию соответствовал своему названию. Он действительно содержал лишь общие принципы организации муниципальной власти, предоставляя широкие возможности по правовому регулированию местного самоуправления субъектам Федерации и самим муниципальным образованиям. В нем в достаточно общем виде регламентировались территориальные, функциональные и организационные основы местного самоуправления. Такой подход вполне применим в федеративных государствах. Вместе с тем, учитывая заметный контраст нового (по сравнению с советским периодом) подхода к организации публичной власти в целом и муниципальной в частности, следует констатировать, что подходящей нормативной, политической и социальной базы для реализации такого подхода в России на момент принятия и действия Федерального закона N 154-ФЗ сформировано не было ни на федеральном, ни на региональном уровнях.
(Комлев Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)После принятия Конституции 1993 г. в России было принято три федеральных закона о местном самоуправлении. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" больше остальных по содержанию соответствовал своему названию. Он действительно содержал лишь общие принципы организации муниципальной власти, предоставляя широкие возможности по правовому регулированию местного самоуправления субъектам Федерации и самим муниципальным образованиям. В нем в достаточно общем виде регламентировались территориальные, функциональные и организационные основы местного самоуправления. Такой подход вполне применим в федеративных государствах. Вместе с тем, учитывая заметный контраст нового (по сравнению с советским периодом) подхода к организации публичной власти в целом и муниципальной в частности, следует констатировать, что подходящей нормативной, политической и социальной базы для реализации такого подхода в России на момент принятия и действия Федерального закона N 154-ФЗ сформировано не было ни на федеральном, ни на региональном уровнях.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1> закреплял всего два вида контроля в качестве предметов ведения местного самоуправления - контроль за деятельностью муниципальных органов охраны общественного порядка и контроль за использованием земель на территории муниципального образования (п. 8, 11 ч. 2 ст. 6). Это, конечно, не означало того, что в отраслевом законодательстве отсутствовал контроль органов местного самоуправления.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1> закреплял всего два вида контроля в качестве предметов ведения местного самоуправления - контроль за деятельностью муниципальных органов охраны общественного порядка и контроль за использованием земель на территории муниципального образования (п. 8, 11 ч. 2 ст. 6). Это, конечно, не означало того, что в отраслевом законодательстве отсутствовал контроль органов местного самоуправления.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В сфере взаимоотношений государства и местного самоуправления Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1>, действовавший до 1 января 2009 г., допускал лишь контроль органов государственной власти за исполнением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, точнее, контроль за реализацией материальных и финансовых средств, передаваемых для осуществления указанных полномочий. Соответствующее положение выражалось чрезвычайно кратко в одном пункте ст. 4 данного Федерального закона как указание на полномочие органов государственной власти без какой-либо детализации.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В сфере взаимоотношений государства и местного самоуправления Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1>, действовавший до 1 января 2009 г., допускал лишь контроль органов государственной власти за исполнением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, точнее, контроль за реализацией материальных и финансовых средств, передаваемых для осуществления указанных полномочий. Соответствующее положение выражалось чрезвычайно кратко в одном пункте ст. 4 данного Федерального закона как указание на полномочие органов государственной власти без какой-либо детализации.