161-ФЗ о государственных и муниципальных предприятиях
Подборка наиболее важных документов по запросу 161-ФЗ о государственных и муниципальных предприятиях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2020 N 301-ЭС20-19258 по делу N А28-4851/2017
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительной сделки по изъятию администрацией муниципального образования из хозяйственного ведения муниципального предприятия - банкрота нежилого помещения, применении последствий недействительности сделки.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку изъятое помещение могло быть использовано для осуществления предприятием уставной деятельности, в том числе с целью извлечения прибыли, у администрации отсутствовало право на его изъятие, несмотря на отказ предприятия от имущества, кроме того, сделка неправомерно совершена (с учетом даты государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения) после признания предприятия банкротом.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Признавая требование конкурсного управляющего обоснованным, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствовались статьями 113, 168, 294 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и исходили из того, что заявитель доказал наличие оснований для признания спорной сделки недействительной как нарушавшей требования закона. В частности, суды указали, что оснований для изъятия у предприятия нежилого помещения на основании постановления администрации не имелось. При этом суды не усмотрели оснований полагать, что конкурсный управляющий пропустил срок исковой давности при обращении в суд.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительной сделки по изъятию администрацией муниципального образования из хозяйственного ведения муниципального предприятия - банкрота нежилого помещения, применении последствий недействительности сделки.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку изъятое помещение могло быть использовано для осуществления предприятием уставной деятельности, в том числе с целью извлечения прибыли, у администрации отсутствовало право на его изъятие, несмотря на отказ предприятия от имущества, кроме того, сделка неправомерно совершена (с учетом даты государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения) после признания предприятия банкротом.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Признавая требование конкурсного управляющего обоснованным, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствовались статьями 113, 168, 294 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и исходили из того, что заявитель доказал наличие оснований для признания спорной сделки недействительной как нарушавшей требования закона. В частности, суды указали, что оснований для изъятия у предприятия нежилого помещения на основании постановления администрации не имелось. При этом суды не усмотрели оснований полагать, что конкурсный управляющий пропустил срок исковой давности при обращении в суд.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.04.2019 N 305-ЭС19-833 по делу N А40-206752/2017
Требование: О признании недействительным распоряжения департамента городского имущества о согласовании совершения сделки по продаже нежилого здания.
Обстоятельства: Здание предоставлено заявителю для эксплуатации в соответствии с условиями заключенного договора аренды нежилого фонда; по результатам проведенных открытых торгов имущество продано третьему лицу.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как права арендатора недвижимого имущества при смене собственника имущества защищены законом, поскольку в силу ст. 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.При этом положения пункта 2 статьи 295 ГК РФ и пунктов 2, 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не исключают права предприятия по продаже принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества с согласия собственника, если это не лишает возможности предприятия осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия.
Требование: О признании недействительным распоряжения департамента городского имущества о согласовании совершения сделки по продаже нежилого здания.
Обстоятельства: Здание предоставлено заявителю для эксплуатации в соответствии с условиями заключенного договора аренды нежилого фонда; по результатам проведенных открытых торгов имущество продано третьему лицу.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как права арендатора недвижимого имущества при смене собственника имущества защищены законом, поскольку в силу ст. 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.При этом положения пункта 2 статьи 295 ГК РФ и пунктов 2, 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не исключают права предприятия по продаже принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества с согласия собственника, если это не лишает возможности предприятия осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Государственное унитарное предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей лечебно-профилактических, аптечных, других учреждений и населения в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, предметах санитарии, гигиены, ухода за больными и иными товарами аптечного ассортимента, разрешенных к применению в Российской Федерации и получения прибыли. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. 1. Допускает ли законодательство преобразование государственного унитарного предприятия в автономное учреждение напрямую? Какие иные способы преобразования допускаются? 2. Допустимо ли чтобы вновь созданное автономное учреждение выступало в качестве поставщика лекарственных средств, изделий медицинского назначения, предметов санитарии, гигиены, ухода за больными и иными товарами аптечного ассортимента, разрешенными к применению в Российской Федерации, в лечебные учреждения и органы исполнительной власти, которые выступают заказчиком по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" либо Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"?
(Консультация эксперта, 2014)Вопрос: Государственное унитарное предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей лечебно-профилактических, аптечных, других учреждений и населения в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, предметах санитарии, гигиены, ухода за больными и иными товарами аптечного ассортимента, разрешенных к применению в Российской Федерации и получения прибыли. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. 1. Допускает ли законодательство преобразование государственного унитарного предприятия в автономное учреждение напрямую? Какие иные способы преобразования допускаются? 2. Допустимо ли чтобы вновь созданное автономное учреждение выступало в качестве поставщика лекарственных средств, изделий медицинского назначения, предметов санитарии, гигиены, ухода за больными и иными товарами аптечного ассортимента, разрешенными к применению в Российской Федерации, в лечебные учреждения и органы исполнительной власти, которые выступают заказчиком по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" либо Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"?
(Консультация эксперта, 2014)Вопрос: Государственное унитарное предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей лечебно-профилактических, аптечных, других учреждений и населения в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, предметах санитарии, гигиены, ухода за больными и иными товарами аптечного ассортимента, разрешенных к применению в Российской Федерации и получения прибыли. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. 1. Допускает ли законодательство преобразование государственного унитарного предприятия в автономное учреждение напрямую? Какие иные способы преобразования допускаются? 2. Допустимо ли чтобы вновь созданное автономное учреждение выступало в качестве поставщика лекарственных средств, изделий медицинского назначения, предметов санитарии, гигиены, ухода за больными и иными товарами аптечного ассортимента, разрешенными к применению в Российской Федерации, в лечебные учреждения и органы исполнительной власти, которые выступают заказчиком по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" либо Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"?