2021 перерасчет земельного налога
Подборка наиболее важных документов по запросу 2021 перерасчет земельного налога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган направил налогоплательщику сообщение об исчисленных суммах налога, рассчитав сумму земельного налога за 2020 - 2021 годы по ставке 0,01 процента. В 2022 году налоговый орган направил налогоплательщику новое сообщение об исчисленных суммах налога за тот же период, в котором земельный налог рассчитан по ставке 1,5 процента. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по перерасчету земельного налога за 2020 - 2021 годы по ставке 1,5 процента. Налогоплательщик указал на пропуск налоговым органом срока для направления сообщения об исчисленных суммах налога, а также о неправомерном увеличении суммы налога к уплате в сообщении после подачи налогоплательщиком жалобы на первое сообщение в вышестоящий налоговый орган и проведения им проверки. Суд отказал в удовлетворении требования налогоплательщика. Суд отметил, что налоговое законодательство с 2020 года не допускает применение коммерческими организациями пониженной ставки земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков с видом разрешенного использования для ИЖС. Суд указал, что предусмотренное ст. 363 НК РФ сообщение об исчисленных суммах налога не является документом, на основании которого налогоплательщик-организация уплачивает земельный налог, исполнение налоговых обязательств не зависит от передачи (направления) или получения такого сообщения. Пропуск или несоблюдение налоговым органом срока направления сообщения не может препятствовать исправлению ошибок, допущенных при расчете налога, и выступать в качестве запрета перерасчета неправильно начисленных платежей, налоговый орган определил налоговые обязательства налогоплательщика в соответствии с требованиями законодательства.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган направил налогоплательщику сообщение об исчисленных суммах налога, рассчитав сумму земельного налога за 2020 - 2021 годы по ставке 0,01 процента. В 2022 году налоговый орган направил налогоплательщику новое сообщение об исчисленных суммах налога за тот же период, в котором земельный налог рассчитан по ставке 1,5 процента. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по перерасчету земельного налога за 2020 - 2021 годы по ставке 1,5 процента. Налогоплательщик указал на пропуск налоговым органом срока для направления сообщения об исчисленных суммах налога, а также о неправомерном увеличении суммы налога к уплате в сообщении после подачи налогоплательщиком жалобы на первое сообщение в вышестоящий налоговый орган и проведения им проверки. Суд отказал в удовлетворении требования налогоплательщика. Суд отметил, что налоговое законодательство с 2020 года не допускает применение коммерческими организациями пониженной ставки земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков с видом разрешенного использования для ИЖС. Суд указал, что предусмотренное ст. 363 НК РФ сообщение об исчисленных суммах налога не является документом, на основании которого налогоплательщик-организация уплачивает земельный налог, исполнение налоговых обязательств не зависит от передачи (направления) или получения такого сообщения. Пропуск или несоблюдение налоговым органом срока направления сообщения не может препятствовать исправлению ошибок, допущенных при расчете налога, и выступать в качестве запрета перерасчета неправильно начисленных платежей, налоговый орган определил налоговые обязательства налогоплательщика в соответствии с требованиями законодательства.
Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2023 N 307-ЭС23-19054 по делу N А56-107721/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий по перерасчету земельного налога, об обязании устранить нарушения, о признании недействительным требования.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку налога в отношении участков, приобретенных для индивидуального жилищного строительства.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Суд округа, учитывая установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, связанные с исчислением земельного налога за 2020 - 2021 г. в отношении спорных земельных участков указал, что направление налоговым органом сообщения от 04.08.2022 N 2770575 только после установления вышестоящим налоговым органом при рассмотрении жалобы общества на действия Инспекции N 2 по исчислению этого налога за 2021 год в завышенном размере факта неверного исчисления земельного налога за 2020 год, не свидетельствует о незаконности действий налогового органа по перерасчету земельного налога. Предметом спора по настоящему делу является не оспаривание сообщения налогового органа от 04.08.2022 N 2770575 об исчисленной сумме земельного налога, содержащее сведения о перерасчете земельного налога за 2020 год, а оспаривание действий Инспекции N 2 по перерасчету земельного налога. Ни статья 397 Налогового кодекса, ни статья 363 Налогового кодекса не содержат запрета на осуществление налоговым органом перерасчета ранее неверно исчисленного налога. Напротив, подпункт 2 пункта 4 статьи 363 Налогового кодекса возлагает на налоговый орган обязанность не позднее двух месяцев со дня получения документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате налогоплательщиком-организацией за предыдущие налоговые периоды, направить сообщение об исчисленных налоговыми органами суммах налога. Как указал суд округа, ссылки суда апелляционной инстанции на допущенные, по его мнению, нарушения налоговым органом при формировании и направлении сообщения от 04.08.2022 N 2770575, не могут служить основанием для признания оспоренных действий незаконными. Суд апелляционной инстанции подтвердил отсутствие у общества права на применение пониженной налоговой ставки при расчете земельного налога за 2020, 2021 годы, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований возлагать на Инспекцию N 2 обязанность направить налогоплательщику уточненное сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2020 год по ставке 0,01 процента. В соответствии с абзацем 2 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий по перерасчету земельного налога, об обязании устранить нарушения, о признании недействительным требования.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку налога в отношении участков, приобретенных для индивидуального жилищного строительства.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Суд округа, учитывая установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, связанные с исчислением земельного налога за 2020 - 2021 г. в отношении спорных земельных участков указал, что направление налоговым органом сообщения от 04.08.2022 N 2770575 только после установления вышестоящим налоговым органом при рассмотрении жалобы общества на действия Инспекции N 2 по исчислению этого налога за 2021 год в завышенном размере факта неверного исчисления земельного налога за 2020 год, не свидетельствует о незаконности действий налогового органа по перерасчету земельного налога. Предметом спора по настоящему делу является не оспаривание сообщения налогового органа от 04.08.2022 N 2770575 об исчисленной сумме земельного налога, содержащее сведения о перерасчете земельного налога за 2020 год, а оспаривание действий Инспекции N 2 по перерасчету земельного налога. Ни статья 397 Налогового кодекса, ни статья 363 Налогового кодекса не содержат запрета на осуществление налоговым органом перерасчета ранее неверно исчисленного налога. Напротив, подпункт 2 пункта 4 статьи 363 Налогового кодекса возлагает на налоговый орган обязанность не позднее двух месяцев со дня получения документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате налогоплательщиком-организацией за предыдущие налоговые периоды, направить сообщение об исчисленных налоговыми органами суммах налога. Как указал суд округа, ссылки суда апелляционной инстанции на допущенные, по его мнению, нарушения налоговым органом при формировании и направлении сообщения от 04.08.2022 N 2770575, не могут служить основанием для признания оспоренных действий незаконными. Суд апелляционной инстанции подтвердил отсутствие у общества права на применение пониженной налоговой ставки при расчете земельного налога за 2020, 2021 годы, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований возлагать на Инспекцию N 2 обязанность направить налогоплательщику уточненное сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2020 год по ставке 0,01 процента. В соответствии с абзацем 2 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)В Письмах ФНС РФ от 27.07.2021 N СД-4-21/10567@ "Об определении периода перерасчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости", от 04.03.2022 N БС-4-21/2601@ также указано, что измененная кадастровая стоимость должна применяться для всех налоговых периодов, в которых в отношении налогооблагаемого имущества в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)В Письмах ФНС РФ от 27.07.2021 N СД-4-21/10567@ "Об определении периода перерасчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости", от 04.03.2022 N БС-4-21/2601@ также указано, что измененная кадастровая стоимость должна применяться для всех налоговых периодов, в которых в отношении налогооблагаемого имущества в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания.
Вопрос: Об определении периода перерасчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости.
(Письмо ФНС России от 11.11.2022 N БС-3-21/12572@)- от 27.07.2021 N СД-4-21/10567@ "Об определении периода перерасчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости";
(Письмо ФНС России от 11.11.2022 N БС-3-21/12572@)- от 27.07.2021 N СД-4-21/10567@ "Об определении периода перерасчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости";
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 02.05.2024 N СД-4-21/5182@
"Об Обзоре определяющей судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, завершенным в I квартале 2024 года, по вопросам налогообложения имущества"ТСН (далее в настоящем пункте - товарищество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к налоговому органу о признании недействительными требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов; сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2021 год; обязании налогового органа произвести перерасчет земельного налога за период 2021 года по ставке 0,3% в отношении земельных участков, переданных по соглашениям о совместном использовании земельных участков и используемых для сельскохозяйственного производства (далее - соглашения).
"Об Обзоре определяющей судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, завершенным в I квартале 2024 года, по вопросам налогообложения имущества"ТСН (далее в настоящем пункте - товарищество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к налоговому органу о признании недействительными требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов; сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2021 год; обязании налогового органа произвести перерасчет земельного налога за период 2021 года по ставке 0,3% в отношении земельных участков, переданных по соглашениям о совместном использовании земельных участков и используемых для сельскохозяйственного производства (далее - соглашения).
<Письмо> ФНС России от 07.02.2024 N БС-4-21/1311@
"Об Обзоре определяющей судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, завершенным в IV квартале 2023 г., по вопросам налогообложения имущества"Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что право собственности заявителя на земельный участок зарегистрировано 24.07.2018 с видом разрешенного использования "Жилые дома блокированной застройки, территориальная зона ЖИ. Зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки" и имеется разрешение на ввод в эксплуатацию автономного жилого блока жилого дома блокированной застройки от 29.09.2021, посчитали, что при таких данных у налогового органа имелись основания для отказа в перерасчете земельного налога, исчисленного за 2018 - 2020 годы с применением повышающего коэффициента.
"Об Обзоре определяющей судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, завершенным в IV квартале 2023 г., по вопросам налогообложения имущества"Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что право собственности заявителя на земельный участок зарегистрировано 24.07.2018 с видом разрешенного использования "Жилые дома блокированной застройки, территориальная зона ЖИ. Зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки" и имеется разрешение на ввод в эксплуатацию автономного жилого блока жилого дома блокированной застройки от 29.09.2021, посчитали, что при таких данных у налогового органа имелись основания для отказа в перерасчете земельного налога, исчисленного за 2018 - 2020 годы с применением повышающего коэффициента.