2190-Па программа экономическое развитие
Подборка наиболее важных документов по запросу 2190-Па программа экономическое развитие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Проведение процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов является частью государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", направленной на создание условий для развития конкуренции и привлечения инвестиций в экономику РФ, повышение предпринимательской активности, развитие малого и среднего предпринимательства и достижение других целей, предусмотренных программой.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Проведение процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов является частью государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", направленной на создание условий для развития конкуренции и привлечения инвестиций в экономику РФ, повышение предпринимательской активности, развитие малого и среднего предпринимательства и достижение других целей, предусмотренных программой.
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)<1> Статья выполнена в рамках проекта "Волга - Каспий: Право и зеленая экономика" Программы развития Калмыцкого государственного университета им Б.Б. Городовикова на 2021 - 2030 годы.
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)<1> Статья выполнена в рамках проекта "Волга - Каспий: Право и зеленая экономика" Программы развития Калмыцкого государственного университета им Б.Б. Городовикова на 2021 - 2030 годы.
Статья: Особенности конституционно-правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта в России
(Власова В.Ю., Ястребова А.И.)
("Современное право", 2024, N 4)Регулирование искусственного интеллекта в России включает не только общее и отраслевое регулирование, но и специализированные акты и документы стратегического планирования. К последним относятся, в частности, уже упомянутая Национальная стратегия развития технологий искусственного интеллекта на период до 2030 года, Дорожная карта развития "сквозной" цифровой технологии "Нейротехнологии и искусственный интеллект", Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехнике до 2024 года, некоторые нормы Стратегии научно-технологического развития РФ, Стратегии развития информационного общества в РФ. Отдельного внимания заслуживают и такие отраслевые программы, как Стратегия развития электронной промышленности РФ на период до 2030 года, Государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика", Постановление Правительства РФ от 28.10.2020 N 1750 "Об утверждении перечня технологий, применяемых в рамках экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций" и др.
(Власова В.Ю., Ястребова А.И.)
("Современное право", 2024, N 4)Регулирование искусственного интеллекта в России включает не только общее и отраслевое регулирование, но и специализированные акты и документы стратегического планирования. К последним относятся, в частности, уже упомянутая Национальная стратегия развития технологий искусственного интеллекта на период до 2030 года, Дорожная карта развития "сквозной" цифровой технологии "Нейротехнологии и искусственный интеллект", Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехнике до 2024 года, некоторые нормы Стратегии научно-технологического развития РФ, Стратегии развития информационного общества в РФ. Отдельного внимания заслуживают и такие отраслевые программы, как Стратегия развития электронной промышленности РФ на период до 2030 года, Государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика", Постановление Правительства РФ от 28.10.2020 N 1750 "Об утверждении перечня технологий, применяемых в рамках экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций" и др.
Статья: Правовое регулирование "Дальневосточной концессии"
(Лопухова П.С.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Официальным закреплением механизма ДВК можно считать введение в 2021 г. <5> п. 8.1 в Постановление Правительства РФ от 14 марта 2018 г. N 254 (далее - Постановление), которым было разрешено выделение субсидий на создание социальной инфраструктуры центров экономического роста на Дальнем Востоке (под которыми понимаются места территориальной локализации инвестиционных проектов и связанных с их реализацией территорий) с применением механизма концессионных соглашений со сроками реализации проектов от десяти лет <6>. Вместе с тем в нормативно-правовых актах отсутствует определение или даже упоминание такого термина, как "Дальневосточная концессия". Название рассматриваемого механизма представляет собой скорее устоявшееся общепринятое выражение, чем правовой термин. Особые условия и специфический подход к инвестициям в Дальний Восток, декларируемые на форумах и в планах развития регионов, практически не находят нормативного закрепления. При этом использование механизма ДВК активно стимулируется на государственном уровне. Так, указание рассмотреть возможность его использования при определении источников финансирования мероприятий по развитию Петропавловско-Камчатского городского округа было закреплено в подп. "г" п. 4 Перечня поручений по итогам совещания по вопросам долгосрочного социально-экономического развития Петропавловско-Камчатского городского округа, утвержденного Президентом РФ от 7 октября 2022 г. N Пр-1883 <7>; а также в подп. "з" п. 1 Перечня Поручений по итогам ВЭФ, утвержденного Президентом РФ от 19 октября 2022 г. N Пр-1991 <8>. В настоящее время в связи с заявлением Президента РФ, сделанным на Восточном экономическом форуме - 2023 (далее - ВЭФ), с новой силой приобрел актуальность вопрос правового регулирования Дальневосточных концессионных соглашений. В своем выступлении Владимир Владимирович Путин поручил Правительству РФ "обеспечить использование механизма дальневосточной концессии при реализации программ модернизации городов Дальнего Востока" <9>. На ВЭФе - 2022 заявлялось о необходимости формирования не позднее апреля 2023 г. программ развития дальневосточных столиц, предусматривающих в том числе использование механизмов ДВК. Рекомендуется учитывать финансовое обеспечение мероприятий, реализуемых с применением механизма ДВК, в объеме, определенном Президиумом Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока при распределении базовых бюджетных ассигнований по государственной программе "Социально-экономическое развитие ДФО" и в Методических указаниях по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов по кодам классификации расходов бюджетов <10>.
(Лопухова П.С.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Официальным закреплением механизма ДВК можно считать введение в 2021 г. <5> п. 8.1 в Постановление Правительства РФ от 14 марта 2018 г. N 254 (далее - Постановление), которым было разрешено выделение субсидий на создание социальной инфраструктуры центров экономического роста на Дальнем Востоке (под которыми понимаются места территориальной локализации инвестиционных проектов и связанных с их реализацией территорий) с применением механизма концессионных соглашений со сроками реализации проектов от десяти лет <6>. Вместе с тем в нормативно-правовых актах отсутствует определение или даже упоминание такого термина, как "Дальневосточная концессия". Название рассматриваемого механизма представляет собой скорее устоявшееся общепринятое выражение, чем правовой термин. Особые условия и специфический подход к инвестициям в Дальний Восток, декларируемые на форумах и в планах развития регионов, практически не находят нормативного закрепления. При этом использование механизма ДВК активно стимулируется на государственном уровне. Так, указание рассмотреть возможность его использования при определении источников финансирования мероприятий по развитию Петропавловско-Камчатского городского округа было закреплено в подп. "г" п. 4 Перечня поручений по итогам совещания по вопросам долгосрочного социально-экономического развития Петропавловско-Камчатского городского округа, утвержденного Президентом РФ от 7 октября 2022 г. N Пр-1883 <7>; а также в подп. "з" п. 1 Перечня Поручений по итогам ВЭФ, утвержденного Президентом РФ от 19 октября 2022 г. N Пр-1991 <8>. В настоящее время в связи с заявлением Президента РФ, сделанным на Восточном экономическом форуме - 2023 (далее - ВЭФ), с новой силой приобрел актуальность вопрос правового регулирования Дальневосточных концессионных соглашений. В своем выступлении Владимир Владимирович Путин поручил Правительству РФ "обеспечить использование механизма дальневосточной концессии при реализации программ модернизации городов Дальнего Востока" <9>. На ВЭФе - 2022 заявлялось о необходимости формирования не позднее апреля 2023 г. программ развития дальневосточных столиц, предусматривающих в том числе использование механизмов ДВК. Рекомендуется учитывать финансовое обеспечение мероприятий, реализуемых с применением механизма ДВК, в объеме, определенном Президиумом Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока при распределении базовых бюджетных ассигнований по государственной программе "Социально-экономическое развитие ДФО" и в Методических указаниях по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов по кодам классификации расходов бюджетов <10>.
Статья: Коррупционные правонарушения в сфере государственных (муниципальных) закупок
(Рерих Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Одним из признаков, которые указывают на наличие системной коррупции в конкретной сфере, является "сохраняющийся даже при смене власти уровень коррупции в этой сфере" <2>. Например, в Республике Крым последовательная смена должностных лиц высокого ранга, ответственных за государственные закупки и реализацию государственных программ, не повлияла на состояние коррупционных практик и коррупционные отношения в сфере государственных закупок, что указывает на наличие системной коррупции. За коррупционные преступления (взятки в особо крупном размере, мошенничество, легализацию (отмывание) денежных средств) в 2016 - 2021 годах к уголовной ответственности были привлечены все вице-премьеры - заместители председателя Совета министров Республики Крым, курирующие Федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя". В 2021 г. должность заместителя председателя Совета министров Республики Крым, курирующего федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя", упразднена.
(Рерих Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Одним из признаков, которые указывают на наличие системной коррупции в конкретной сфере, является "сохраняющийся даже при смене власти уровень коррупции в этой сфере" <2>. Например, в Республике Крым последовательная смена должностных лиц высокого ранга, ответственных за государственные закупки и реализацию государственных программ, не повлияла на состояние коррупционных практик и коррупционные отношения в сфере государственных закупок, что указывает на наличие системной коррупции. За коррупционные преступления (взятки в особо крупном размере, мошенничество, легализацию (отмывание) денежных средств) в 2016 - 2021 годах к уголовной ответственности были привлечены все вице-премьеры - заместители председателя Совета министров Республики Крым, курирующие Федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя". В 2021 г. должность заместителя председателя Совета министров Республики Крым, курирующего федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя", упразднена.
Статья: "Переходные положения" закона как инструмент воздействия государства на местное самоуправление. Акт третий
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Согласно части 10 ст. 91 Федерального закона N 33-ФЗ создание муниципального/городского округа в границах нескольких муниципальных образований либо в иных границах территории возможно лишь в целях обеспечения развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры. Сколь бы расплывчато ни обозначалась законодателем указанная цель, субъект Российской Федерации, решившийся на подобного рода преобразование, обязан обосновать направленность на ее достижение. И вряд ли в таком случае достаточно популистских обещаний со стороны региональной власти, необходимы принятые ею в установленном порядке решения в виде программ комплексного развития, стратегий социально-экономического развития, документов территориального планирования и пр., подтверждающие принятие необходимых предварительных мер для достижения указанной цели. В обратном случае у субъектов Федерации, стремящихся к максимальному упрощению (грубой примитивизации?) управленческой системы, неизбежно возникает соблазн создания муниципальных округов по собственному усмотрению, в том числе, например, путем волюнтаристского объединения нескольких муниципальных районов в единый муниципальный округ.
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Согласно части 10 ст. 91 Федерального закона N 33-ФЗ создание муниципального/городского округа в границах нескольких муниципальных образований либо в иных границах территории возможно лишь в целях обеспечения развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры. Сколь бы расплывчато ни обозначалась законодателем указанная цель, субъект Российской Федерации, решившийся на подобного рода преобразование, обязан обосновать направленность на ее достижение. И вряд ли в таком случае достаточно популистских обещаний со стороны региональной власти, необходимы принятые ею в установленном порядке решения в виде программ комплексного развития, стратегий социально-экономического развития, документов территориального планирования и пр., подтверждающие принятие необходимых предварительных мер для достижения указанной цели. В обратном случае у субъектов Федерации, стремящихся к максимальному упрощению (грубой примитивизации?) управленческой системы, неизбежно возникает соблазн создания муниципальных округов по собственному усмотрению, в том числе, например, путем волюнтаристского объединения нескольких муниципальных районов в единый муниципальный округ.
Информация: Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2025 - 2027 годы
("Официальный сайт Минфина России", 2024)Кроме того, поправками Правительства выделяются средства на реализацию индивидуальных программ социально-экономического развития 10 регионов.
("Официальный сайт Минфина России", 2024)Кроме того, поправками Правительства выделяются средства на реализацию индивидуальных программ социально-экономического развития 10 регионов.
Статья: О некоторых конституционно-правовых проблемах взаимосвязи государственной власти и местного самоуправления в социальной сфере
(Атабекова Н.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)В КР исполнительную власть в районах осуществляет местная государственная администрация. Ее взаимодействие с органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Законом КР "О местной государственной администрации и органах местного самоуправления", согласно ч. 1 ст. 5 которого оно нацелено на создание условий для реализации гражданами права на участие в управлении вопросами государственного и местного значения <8>. Такое взаимодействие осуществляется в процессе разработки местной государственной администрацией программы социально-экономического развития и социальной защиты населения при участии исполнительных органов местного самоуправления и внесении на одобрение коллегии (п. 3 ст. 7), что указывает на необходимость их тесного взаимодействия. Более того, согласно подп. 12 ст. 7 данного Закона местная государственная администрация заслушивает отчеты глав исполнительных органов местного самоуправления в части делегированных им государственных полномочий, что предусмотрено в соответствии с п. 2 ст. 114 Конституции КР для более эффективного использования средств республиканского бюджета. В части 6 ст. 29 данного Закона закреплены основные государственные полномочия, которые могут быть делегированы органам местного самоуправления, среди которых 32% относится к социальной сфере.
(Атабекова Н.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)В КР исполнительную власть в районах осуществляет местная государственная администрация. Ее взаимодействие с органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Законом КР "О местной государственной администрации и органах местного самоуправления", согласно ч. 1 ст. 5 которого оно нацелено на создание условий для реализации гражданами права на участие в управлении вопросами государственного и местного значения <8>. Такое взаимодействие осуществляется в процессе разработки местной государственной администрацией программы социально-экономического развития и социальной защиты населения при участии исполнительных органов местного самоуправления и внесении на одобрение коллегии (п. 3 ст. 7), что указывает на необходимость их тесного взаимодействия. Более того, согласно подп. 12 ст. 7 данного Закона местная государственная администрация заслушивает отчеты глав исполнительных органов местного самоуправления в части делегированных им государственных полномочий, что предусмотрено в соответствии с п. 2 ст. 114 Конституции КР для более эффективного использования средств республиканского бюджета. В части 6 ст. 29 данного Закона закреплены основные государственные полномочия, которые могут быть делегированы органам местного самоуправления, среди которых 32% относится к социальной сфере.
Статья: Правовой режим населенного пункта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Городской населенный пункт - это населенный пункт, который исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей отнесен в установленном законодательством порядке к категории городов или поселков городского типа. Город - городской населенный пункт, являющийся экономическим и (или) культурным центром, имеющий развитую промышленность и социальную инфраструктуру, с численностью населения, как правило, не менее 10 000 человек (см., например, п. 2 разд. II Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2020 N 2464-р). Городу могут быть подчинены сельские, поселковые, станичные округа, не образующие территориальную основу самостоятельных муниципальных образований, а также сельские населенные пункты.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Городской населенный пункт - это населенный пункт, который исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей отнесен в установленном законодательством порядке к категории городов или поселков городского типа. Город - городской населенный пункт, являющийся экономическим и (или) культурным центром, имеющий развитую промышленность и социальную инфраструктуру, с численностью населения, как правило, не менее 10 000 человек (см., например, п. 2 разд. II Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2020 N 2464-р). Городу могут быть подчинены сельские, поселковые, станичные округа, не образующие территориальную основу самостоятельных муниципальных образований, а также сельские населенные пункты.
Статья: Правовые аспекты возврата мер финансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства
(Лысых А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Например, Правительство Республики Алтай в 2012 г. разработало и утвердило программу "Развитие экономического потенциала и предпринимательства", цель которой заключается в развитии экономического потенциала субъекта Российской Федерации и развитии предпринимательства посредством стимулирующего воздействия на разные сферы экономики региона, например туризм, тяжелую промышленность, привлечение социальных инвесторов, улучшение условий для развития потребительской кооперации и др. <3>
(Лысых А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Например, Правительство Республики Алтай в 2012 г. разработало и утвердило программу "Развитие экономического потенциала и предпринимательства", цель которой заключается в развитии экономического потенциала субъекта Российской Федерации и развитии предпринимательства посредством стимулирующего воздействия на разные сферы экономики региона, например туризм, тяжелую промышленность, привлечение социальных инвесторов, улучшение условий для развития потребительской кооперации и др. <3>
Статья: Понятие и признаки территориальных преференциальных режимов: конституционно-правовые аспекты институционализации и финансового регулирования
(Онищенко К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)<5> Например: пункт 1 раздела V, раздел VII Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. N 1089-р. См.: СЗ РФ. 2022. N 19. Ст. 3252; раздел IX Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 января 2023 г. N 129-р. См.: СЗ РФ. 2023. N 5. Ст. 881; пункт 1 раздела II Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2020 г. N 2464-р. См.: СЗ РФ. 2020. N 40. Ст. 6311; раздел 5 государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 308. См.: СЗ РФ. 2014. N 18 (часть I). Ст. 2154.
(Онищенко К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)<5> Например: пункт 1 раздела V, раздел VII Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. N 1089-р. См.: СЗ РФ. 2022. N 19. Ст. 3252; раздел IX Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 января 2023 г. N 129-р. См.: СЗ РФ. 2023. N 5. Ст. 881; пункт 1 раздела II Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2020 г. N 2464-р. См.: СЗ РФ. 2020. N 40. Ст. 6311; раздел 5 государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 308. См.: СЗ РФ. 2014. N 18 (часть I). Ст. 2154.
Статья: Наукограды Российской Федерации в механизме реализации государственной научно-технической политики: конституционно-правовые аспекты
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)введением инструментов согласования программы социально-экономического развития наукограда с субъектом РФ;
(Кабышев С.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)введением инструментов согласования программы социально-экономического развития наукограда с субъектом РФ;