275 фз разъяснения
Подборка наиболее важных документов по запросу 275 фз разъяснения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2023 N 09АП-78222/2023 по делу N А40-134135/2022
Категория спора: Подряд для государственных и муниципальных нужд.
Требования заказчика: О признании недействительными (ничтожными) договоров строительного подряда, применении последствий недействительности.
Обстоятельства: Материалами дела не доказано, что общества совершали сделки, причинившие вред должнику и его кредиторам, выводили имущество и денежные средства, принадлежащие должнику, либо совершали действия, способствовавшие возникновению у должника кризисной ситуации, ее развитию и переходу в стадию объективного банкротства.
Решение: Отказано.В соответствии с Письмом Федеральной антимонопольной службы от 30 ноября 2015 г. N МО/67749/15 "Разъяснение ФАС России по применению законодательства в сфере ГОЗ", квалификация нарушения пункта 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" в действиях головного исполнителя, исполнителя ГОЗ по использованию полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением ГОЗ, требует установления факта наступления в результате таких действий последствий в виде необоснованного завышения цены на продукцию по ГОЗ, неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта.
Категория спора: Подряд для государственных и муниципальных нужд.
Требования заказчика: О признании недействительными (ничтожными) договоров строительного подряда, применении последствий недействительности.
Обстоятельства: Материалами дела не доказано, что общества совершали сделки, причинившие вред должнику и его кредиторам, выводили имущество и денежные средства, принадлежащие должнику, либо совершали действия, способствовавшие возникновению у должника кризисной ситуации, ее развитию и переходу в стадию объективного банкротства.
Решение: Отказано.В соответствии с Письмом Федеральной антимонопольной службы от 30 ноября 2015 г. N МО/67749/15 "Разъяснение ФАС России по применению законодательства в сфере ГОЗ", квалификация нарушения пункта 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" в действиях головного исполнителя, исполнителя ГОЗ по использованию полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением ГОЗ, требует установления факта наступления в результате таких действий последствий в виде необоснованного завышения цены на продукцию по ГОЗ, неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В пункте 2 Письма Росреестра от 28 июля 2021 г. N 13/1-5758-АБ/21 "О применении законодательства в связи с вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ" излагались разъяснения по вопросам, возникающим при применении положений ч. 6 комментируемой статьи, но в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 408-ФЗ. Как отмечалось наряду с прочим в п. 2 названного Письма, в рамках реализации положений ч. 6 комментируемой статьи несоответствие параметров линейного объекта, указанных в проектной документации, исполнительной документации, разрешении на строительство, разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, не является препятствием для подготовки технического плана, а также причиной приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на такой объект недвижимости; в рассматриваемом случае в ЕГРН вносятся сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в техническом плане.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В пункте 2 Письма Росреестра от 28 июля 2021 г. N 13/1-5758-АБ/21 "О применении законодательства в связи с вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ" излагались разъяснения по вопросам, возникающим при применении положений ч. 6 комментируемой статьи, но в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. N 408-ФЗ. Как отмечалось наряду с прочим в п. 2 названного Письма, в рамках реализации положений ч. 6 комментируемой статьи несоответствие параметров линейного объекта, указанных в проектной документации, исполнительной документации, разрешении на строительство, разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, не является препятствием для подготовки технического плана, а также причиной приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на такой объект недвижимости; в рассматриваемом случае в ЕГРН вносятся сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в техническом плане.
Статья: Комментарий к Определению ВС РФ от 06.12.2022 N 305-ЭС22-16483
(Тимонина И.И.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 1)Тем не менее суды порой придерживаются иного мнения, в связи с чем подрядчикам приходится оспаривать неправомерные судебные акты. Однако с учетом сформированной правовой позиции, применимой к договорам, подписанным между двумя коммерческими организациями, а также контрактам, заключенным в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе..." и от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", подрядная организация сможет доказать, что выводы арбитров не соответствуют разъяснениям ВС РФ.
(Тимонина И.И.)
("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 1)Тем не менее суды порой придерживаются иного мнения, в связи с чем подрядчикам приходится оспаривать неправомерные судебные акты. Однако с учетом сформированной правовой позиции, применимой к договорам, подписанным между двумя коммерческими организациями, а также контрактам, заключенным в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе..." и от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", подрядная организация сможет доказать, что выводы арбитров не соответствуют разъяснениям ВС РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций, филиалов иностранных банков, головных кредитных организаций банковских групп и головных организаций банковских холдингов информацию о деятельности соответственно кредитных организаций, филиалов иностранных банков, банковских групп и банковских холдингов, включая сведения об участниках банковских групп и банковских холдингов, не являющихся кредитными организациями, требовать разъяснений полученной информации.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций, филиалов иностранных банков, головных кредитных организаций банковских групп и головных организаций банковских холдингов информацию о деятельности соответственно кредитных организаций, филиалов иностранных банков, банковских групп и банковских холдингов, включая сведения об участниках банковских групп и банковских холдингов, не являющихся кредитными организациями, требовать разъяснений полученной информации.
Вопрос: Организация планирует заключить договор поставки товара в рамках гособоронзаказа на сумму менее 3 млн руб. В договоре указан номер ИГК, но отсутствует указание на открытие специального счета. Организация не является исполнителем первого уровня. Обязана ли организация вести раздельный учет?
(Консультация эксперта, 2023)По нашему мнению, к указанным расходам могут быть отнесены расходы головного исполнителя (исполнителя) на сумму не более 5 000 000 руб. (3 000 000 руб.) при исполнении государственного оборонного заказа, которые прямо не предусмотрены ч. 1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ, не указаны в числе запрещенных операций и исключений из запрещенных операций (ст. 8.4 Закона N 275-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2023)По нашему мнению, к указанным расходам могут быть отнесены расходы головного исполнителя (исполнителя) на сумму не более 5 000 000 руб. (3 000 000 руб.) при исполнении государственного оборонного заказа, которые прямо не предусмотрены ч. 1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ, не указаны в числе запрещенных операций и исключений из запрещенных операций (ст. 8.4 Закона N 275-ФЗ).
Вопрос: О возможности включения в контракты (договоры) типовых условий не в полном объеме, а исключительно в части, соответствующей особенностям исполнения контрактов (договоров).
("Официальный сайт ФАС России", 2023)В то же время ФАС России считает возможным отметить, что в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" исполнитель обязан включать положения типовых условий контрактов, определенных Правительством Российской Федерации, в контракты, заключаемые с другими исполнителями.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)В то же время ФАС России считает возможным отметить, что в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" исполнитель обязан включать положения типовых условий контрактов, определенных Правительством Российской Федерации, в контракты, заключаемые с другими исполнителями.
Вопрос: О возникновении у акционерного общества обязанностей, предусмотренных пунктом 16 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ, по каждой поставке, оплаченной на расчетный счет с отдельного банковского счета, а именно ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и отчета.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, и не наделена полномочиями по разъяснению применения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, и не наделена полномочиями по разъяснению применения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Статья: Особенности работы транспортных компаний при выполнении контрактов в целях ГОЗ
(Ганичева А.П.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)Одновременно с этим предметом агентского договора является не поставка продукции, а совершение агентом по поручению принципала юридических и иных действий (статья 1005 ГК). Кроме того, в соответствии с разъяснениями Банка России и Минобороны России в соответствии с Федеральным законом N 275-ФЗ контрактами являются "прямые договоры", заключенные между заказчиком и непосредственным поставщиком продукции, без посредников.
(Ганичева А.П.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)Одновременно с этим предметом агентского договора является не поставка продукции, а совершение агентом по поручению принципала юридических и иных действий (статья 1005 ГК). Кроме того, в соответствии с разъяснениями Банка России и Минобороны России в соответствии с Федеральным законом N 275-ФЗ контрактами являются "прямые договоры", заключенные между заказчиком и непосредственным поставщиком продукции, без посредников.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Также более логичным является безавансовый способ начисления и выплаты заработной платы для организаций, на которых распространяются требования Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". Такие организации, в частности, вправе использовать денежные средства, находящиеся на отдельном счете (счет, открытый исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу), для оплаты труда только при условии одновременной уплаты НДФЛ и страховых взносов (подп. "а" п. 3 ст. 8.4 Закона N 275-ФЗ).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Также более логичным является безавансовый способ начисления и выплаты заработной платы для организаций, на которых распространяются требования Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". Такие организации, в частности, вправе использовать денежные средства, находящиеся на отдельном счете (счет, открытый исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу), для оплаты труда только при условии одновременной уплаты НДФЛ и страховых взносов (подп. "а" п. 3 ст. 8.4 Закона N 275-ФЗ).
Вопрос: О приостановлении операций по отдельным счетам участникам государственного оборонного заказа.
(Письмо Минфина России от 13.02.2024 N 03-02-08/12057)Стоит отметить, что Министерство финансов Российской Федерации в рамках установленной компетенции не уполномочено давать разъяснения по вопросу применения положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 13.02.2024 N 03-02-08/12057)Стоит отметить, что Министерство финансов Российской Федерации в рамках установленной компетенции не уполномочено давать разъяснения по вопросу применения положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ).
Вопрос: О порядке списания накладных расходов в рамках подпункта "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Ответ: Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, и не наделена полномочиями по разъяснению применения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Ответ: Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, и не наделена полномочиями по разъяснению применения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Статья: Влияние антимонопольного законодательства на условия концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)<9> Письмо ФАС России от 22 ноября 2017 г. N ВК/81314/17 "Разъяснения по применению антимонопольного законодательства при заключении концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" // СПС "КонсультантПлюс".
(Замескин Л.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 12)<9> Письмо ФАС России от 22 ноября 2017 г. N ВК/81314/17 "Разъяснения по применению антимонопольного законодательства при заключении концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" // СПС "КонсультантПлюс".
Вопрос: Порядок направления информации обо всех фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Ответ: Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, и не наделена полномочиями по разъяснению применения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Ответ: Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, и не наделена полномочиями по разъяснению применения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Вопрос: О возмещении фактически понесенных расходов за счет собственных средств по дополнительно заключенным соглашениям к договору на поставку продукции по государственному оборонному заказу.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)В то же время ФАС России полагает возможным отметить, что подпункт "е.1" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон об оборонном заказе) предусматривает возможность компенсации расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, понесенных исполнителем, за счет собственных средств в размере, предусмотренном условиями контракта.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)В то же время ФАС России полагает возможным отметить, что подпункт "е.1" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон об оборонном заказе) предусматривает возможность компенсации расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, понесенных исполнителем, за счет собственных средств в размере, предусмотренном условиями контракта.