289 ФЗ пени
Подборка наиболее важных документов по запросу 289 ФЗ пени (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 286 "Право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций" КАС РФ"Так факт неуплаты таможенного платежа выявлен Выборгской таможней 14 ноября 2014 года, полное погашение недоимки произведено 10 ноября 2020 года, уведомление о необходимости уплаты суммы пени сформировано только 06 августа 2021 года, тогда как к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ч. задолженности по пени таможенный орган обратился лишь в октябре 2021 года, то есть с пропуском срока, определяемого согласно статьям 68 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статье 73 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2024 N 13АП-22475/2024 по делу N А56-145/2023
Категория: Споры с таможенными органами.
Требования: О взыскании процентов, начисленных на излишне уплаченные таможенные платежи.
Обстоятельства: В рамках ранее рассмотренного дела признаны недействительными решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в декларации на товары, заявителю возвращены излишне уплаченные таможенные платежи, однако проценты не начислены.
Решение: Удовлетворено в части.То обстоятельство, что в соответствии с положениями статей 28, 35 Закона N 289-ФЗ денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, уплачиваются на счета Федерального казначейства и с момента их поступления учитываются как отдельный вид доходов федерального бюджета, может свидетельствовать об отсутствии потерь бюджета, требующих компенсации посредством взимания пеней на основании статьи 72 Закона N 289-ФЗ (пункт 29 Постановления N 49). Само по себе нахождение в федеральном бюджете авансовых платежей не означает, что при исполнении в дальнейшем за счет таких платежей обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере, превышающем действительную величину подлежащих уплате таможенных платежей, проценты на излишне уплаченные (взысканные) суммы должны начисляться со дня, следующего за днем внесения авансовых платежей на счета Федерального казначейства.
Категория: Споры с таможенными органами.
Требования: О взыскании процентов, начисленных на излишне уплаченные таможенные платежи.
Обстоятельства: В рамках ранее рассмотренного дела признаны недействительными решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в декларации на товары, заявителю возвращены излишне уплаченные таможенные платежи, однако проценты не начислены.
Решение: Удовлетворено в части.То обстоятельство, что в соответствии с положениями статей 28, 35 Закона N 289-ФЗ денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, уплачиваются на счета Федерального казначейства и с момента их поступления учитываются как отдельный вид доходов федерального бюджета, может свидетельствовать об отсутствии потерь бюджета, требующих компенсации посредством взимания пеней на основании статьи 72 Закона N 289-ФЗ (пункт 29 Постановления N 49). Само по себе нахождение в федеральном бюджете авансовых платежей не означает, что при исполнении в дальнейшем за счет таких платежей обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере, превышающем действительную величину подлежащих уплате таможенных платежей, проценты на излишне уплаченные (взысканные) суммы должны начисляться со дня, следующего за днем внесения авансовых платежей на счета Федерального казначейства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования пеней за нарушение сроков уплаты таможенных платежей
(Ермолаева Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Например, в 2013 г. Верховный Суд РФ дал разъяснения по вопросу квалификации правонарушений, предусмотренных частью 2 ст. 16.2 КоАП РФ (недостоверное декларирование) <16>, где указал, что, если в декларации на товар участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) заявил полные и достоверные сведения о товаре, но неверно определил код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), привлекать его к ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ неправомерно. Правоприменитель, по всей вероятности, исходил из отсутствия вины в деянии участника ВЭД и наличия возможности у таможенных органов, проверяющих декларацию, своевременно отреагировать на допущенное нарушение. Закон N 289-ФЗ распространил это правило и на взыскание пеней: согласно п. 11 ч. 19 ст. 72 Закона N 289-ФЗ пени не подлежат начислению в том случае, когда таможенный орган по результатам контроля после выпуска товаров доначисляет таможенные платежи в связи с выявлением неверного указания декларантом кода товара по ТН ВЭД (при отсутствии в деянии лица состава правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 КоАП РФ). Иными словами, даже если в бюджет несвоевременно поступили таможенные платежи и казна несет убытки, которые можно было бы возместить за счет начисления пеней, выполняющих правовосстановительную функцию, в законе тем не менее не используется этот механизм. В данной ситуации по логике законодателя применение пеней зависит от привлечения лица к административной ответственности. Как расценивать подобную позицию: как исключение из общего правила применения пеней или как подтверждение карательной их функции, которая не может применяться при отсутствии вины плательщика в возникновении просрочки уплаты таможенных платежей?
(Ермолаева Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Например, в 2013 г. Верховный Суд РФ дал разъяснения по вопросу квалификации правонарушений, предусмотренных частью 2 ст. 16.2 КоАП РФ (недостоверное декларирование) <16>, где указал, что, если в декларации на товар участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) заявил полные и достоверные сведения о товаре, но неверно определил код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), привлекать его к ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ неправомерно. Правоприменитель, по всей вероятности, исходил из отсутствия вины в деянии участника ВЭД и наличия возможности у таможенных органов, проверяющих декларацию, своевременно отреагировать на допущенное нарушение. Закон N 289-ФЗ распространил это правило и на взыскание пеней: согласно п. 11 ч. 19 ст. 72 Закона N 289-ФЗ пени не подлежат начислению в том случае, когда таможенный орган по результатам контроля после выпуска товаров доначисляет таможенные платежи в связи с выявлением неверного указания декларантом кода товара по ТН ВЭД (при отсутствии в деянии лица состава правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 КоАП РФ). Иными словами, даже если в бюджет несвоевременно поступили таможенные платежи и казна несет убытки, которые можно было бы возместить за счет начисления пеней, выполняющих правовосстановительную функцию, в законе тем не менее не используется этот механизм. В данной ситуации по логике законодателя применение пеней зависит от привлечения лица к административной ответственности. Как расценивать подобную позицию: как исключение из общего правила применения пеней или как подтверждение карательной их функции, которая не может применяться при отсутствии вины плательщика в возникновении просрочки уплаты таможенных платежей?
Вопрос: Организация получила уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней. Вправе ли организация погасить задолженность за счет средств, которые ранее перечислены в счет уплаты платежей, взимаемых таможенными органами, но не использованы?
(Консультация эксперта, 2023)Авансовые платежи, внесение которых предусмотрено ст. 48 ТК ЕАЭС, могут быть использованы в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенных сборов, денежного залога, таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также уплаты иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (ч. 1 ст. 35 Закона N 289-ФЗ). Например, пеней, взимаемых таможенными органами в соответствии со ст. 72 Закона N 289-ФЗ.
(Консультация эксперта, 2023)Авансовые платежи, внесение которых предусмотрено ст. 48 ТК ЕАЭС, могут быть использованы в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенных сборов, денежного залога, таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также уплаты иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (ч. 1 ст. 35 Закона N 289-ФЗ). Например, пеней, взимаемых таможенными органами в соответствии со ст. 72 Закона N 289-ФЗ.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 26.04.2022 N 62н
"Об определении требований к лицам, осуществляющим доставку товаров для личного пользования в качестве экспресс-грузов и декларирование товаров для личного пользования, доставляемых в адрес физических лиц в качестве экспресс-грузов, и порядка совершения таможенных операций в отношении таких товаров, включая операции по уплате таможенных пошлин, налогов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2022 N 69906)4) не находиться в реестре лиц (учредителей и (или) участников), суммы таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней которых признаны безнадежными к взысканию, ведение которого осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 82 Федерального закона 289-ФЗ;
"Об определении требований к лицам, осуществляющим доставку товаров для личного пользования в качестве экспресс-грузов и декларирование товаров для личного пользования, доставляемых в адрес физических лиц в качестве экспресс-грузов, и порядка совершения таможенных операций в отношении таких товаров, включая операции по уплате таможенных пошлин, налогов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2022 N 69906)4) не находиться в реестре лиц (учредителей и (или) участников), суммы таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней которых признаны безнадежными к взысканию, ведение которого осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 82 Федерального закона 289-ФЗ;