It маневр НДС
Подборка наиболее важных документов по запросу It маневр НДС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Налоговые льготы для IT-компаний
(Издательство "Главная книга", 2025)В рамках налогового маневра IT-компаниям предоставлены льготы по страховым взносам, налогу на прибыль и НДС.
(Издательство "Главная книга", 2025)В рамках налогового маневра IT-компаниям предоставлены льготы по страховым взносам, налогу на прибыль и НДС.
Статья: О роли и проблемах налогового стимулирования в развитии радиоэлектронной промышленности
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)В отличие от ИТ-индустрии, налоговый маневр которой фактически аналогичен тому, что реализуется в радиоэлектронике, для последних не предусмотрено освобождение от НДС. В соответствии с подп. 26 и подп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождена от НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. При этом, как отмечено ранее, данный налог занимает существенную долю в структуре налоговой нагрузки радиоэлектронного сектора. Статистические данные ФНС России по среднеотраслевой налоговой нагрузке говорят о том, что в 2022 г. из 12,5% 6,4 подп. сформировано по налогу на добавленную стоимость. Более того, предложение по отмене НДС для самой радиоэлектронной продукции ранее вносилось в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2020 г., но оно не было поддержано.
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)В отличие от ИТ-индустрии, налоговый маневр которой фактически аналогичен тому, что реализуется в радиоэлектронике, для последних не предусмотрено освобождение от НДС. В соответствии с подп. 26 и подп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождена от НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. При этом, как отмечено ранее, данный налог занимает существенную долю в структуре налоговой нагрузки радиоэлектронного сектора. Статистические данные ФНС России по среднеотраслевой налоговой нагрузке говорят о том, что в 2022 г. из 12,5% 6,4 подп. сформировано по налогу на добавленную стоимость. Более того, предложение по отмене НДС для самой радиоэлектронной продукции ранее вносилось в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2020 г., но оно не было поддержано.
Нормативные акты
"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработан Минэкономразвития России)В рамках комплекса мер компенсаторного характера по целому ряду категорий импортируемой продукции введен режим параллельного импорта, введены и продлены меры социального стимулирования - льготная ипотека для сотрудников ИТ-компаний, отсрочка от призыва ИТ-специалистам и иные меры. С 1 января 2021 года в рамках налогового маневра для ИТ-компаний действуют следующие льготы по:
(разработан Минэкономразвития России)В рамках комплекса мер компенсаторного характера по целому ряду категорий импортируемой продукции введен режим параллельного импорта, введены и продлены меры социального стимулирования - льготная ипотека для сотрудников ИТ-компаний, отсрочка от призыва ИТ-специалистам и иные меры. С 1 января 2021 года в рамках налогового маневра для ИТ-компаний действуют следующие льготы по:
<Письмо> ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@
"О налоговом маневре в IT-отрасли"a. Изменения в Кодексе, вызванные налоговым маневром в IT-отрасли, не вносят ограничения для компаний-разработчиков, привлекающих к разработке программ ЭВМ (баз данных) третьих лиц. Программы для ЭВМ могут разрабатываться как трудовыми ресурсами самой организации, так и силами привлеченных третьих лиц.
"О налоговом маневре в IT-отрасли"a. Изменения в Кодексе, вызванные налоговым маневром в IT-отрасли, не вносят ограничения для компаний-разработчиков, привлекающих к разработке программ ЭВМ (баз данных) третьих лиц. Программы для ЭВМ могут разрабатываться как трудовыми ресурсами самой организации, так и силами привлеченных третьих лиц.
Статья: Налоговые стимулы разработки отечественного программного обеспечения
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<37> Кныш Р.Д. Закон о налоговом маневре в ИТ-отрасли - льготы или привилегии? // Финансовое право. 2021. N 2. С. 36 - 41.
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<37> Кныш Р.Д. Закон о налоговом маневре в ИТ-отрасли - льготы или привилегии? // Финансовое право. 2021. N 2. С. 36 - 41.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В пояснительной записке к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ, которым были установлены описанные выше правила налогообложения компаний - разработчиков программного обеспечения, было указано, что принятие законопроекта не приведет к негативным экономическим и финансовым последствиям. Финансово-экономическое обоснование, напротив, явно показывало, что принятие законопроекта приведет к ежегодным выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в размере 32 млрд рублей <2>. Доходы федерального бюджета остались на том же уровне, что и до принятия закона. Очевидно, что увеличение (или сокращение) количества соответствующих налогоплательщиков не оценивалось <3>, и потенциально сумма выпадающих доходов оказалась больше. Компенсацию выпадающих доходов, согласно финансово-экономическому обоснованию, предполагается произвести за счет исключения льготы по налогу на добавленную стоимость в отношении программного обеспечения, не включенного в реестр российского программного обеспечения <4>. В средствах массовой информации эти изменения налогового законодательства назвали налоговым маневром в IT-отрасли <5>. Однако выпадающие доходы возникли у бюджетов субъектов РФ, а дополнительные поступления от НДС подлежат зачислению целиком в федеральный бюджет. Таким образом, федеральный бюджет получает в результате маневра дополнительные доходы, в то время как бюджеты субъектов прямой компенсации не имеют. Таким образом, вопросы компенсации бюджетам субъектов РФ выпадающих доходов остаются нерешенными <6>.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В пояснительной записке к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ, которым были установлены описанные выше правила налогообложения компаний - разработчиков программного обеспечения, было указано, что принятие законопроекта не приведет к негативным экономическим и финансовым последствиям. Финансово-экономическое обоснование, напротив, явно показывало, что принятие законопроекта приведет к ежегодным выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в размере 32 млрд рублей <2>. Доходы федерального бюджета остались на том же уровне, что и до принятия закона. Очевидно, что увеличение (или сокращение) количества соответствующих налогоплательщиков не оценивалось <3>, и потенциально сумма выпадающих доходов оказалась больше. Компенсацию выпадающих доходов, согласно финансово-экономическому обоснованию, предполагается произвести за счет исключения льготы по налогу на добавленную стоимость в отношении программного обеспечения, не включенного в реестр российского программного обеспечения <4>. В средствах массовой информации эти изменения налогового законодательства назвали налоговым маневром в IT-отрасли <5>. Однако выпадающие доходы возникли у бюджетов субъектов РФ, а дополнительные поступления от НДС подлежат зачислению целиком в федеральный бюджет. Таким образом, федеральный бюджет получает в результате маневра дополнительные доходы, в то время как бюджеты субъектов прямой компенсации не имеют. Таким образом, вопросы компенсации бюджетам субъектов РФ выпадающих доходов остаются нерешенными <6>.
Статья: Меры налоговой политики, стимулирующие налогоплательщиков: двойное дно глазами бизнеса
(Катулевская Л.С., Казенникова В.П., Бордовский С.В.)
("Финансы", 2023, N 5)Развитие отечественных инноваций и передовой инфраструктуры информационных технологий (далее - ИТ) является фундаментом последующего экономического роста, в связи с чем за последнее десятилетие реализовано большое количество мер налоговой поддержки соответствующих отраслей, включая: специальные налоговые льготы для участников проекта "Сколково" и инновационных научно-технических центров; налоговый маневр для ИТ-отрасли; повышающие коэффициенты при вычете для целей налога на прибыль расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), а также с недавнего времени - на амортизацию нематериальных активов в виде исключительных прав на программное обеспечение (далее - ПО) и базы данных на основе искусственного интеллекта (далее - ИИ), на амортизацию основных средств, относящихся к сфере ИИ; освобождение от налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении передачи прав на отдельные виды результатов интеллектуальной деятельности, в частности изобретения и ноу-хау.
(Катулевская Л.С., Казенникова В.П., Бордовский С.В.)
("Финансы", 2023, N 5)Развитие отечественных инноваций и передовой инфраструктуры информационных технологий (далее - ИТ) является фундаментом последующего экономического роста, в связи с чем за последнее десятилетие реализовано большое количество мер налоговой поддержки соответствующих отраслей, включая: специальные налоговые льготы для участников проекта "Сколково" и инновационных научно-технических центров; налоговый маневр для ИТ-отрасли; повышающие коэффициенты при вычете для целей налога на прибыль расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), а также с недавнего времени - на амортизацию нематериальных активов в виде исключительных прав на программное обеспечение (далее - ПО) и базы данных на основе искусственного интеллекта (далее - ИИ), на амортизацию основных средств, относящихся к сфере ИИ; освобождение от налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении передачи прав на отдельные виды результатов интеллектуальной деятельности, в частности изобретения и ноу-хау.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Президент РФ в обращении к гражданам в 2020 г. предложил провести налоговый маневр в IT-отрасли для создания условий для ее поддержки и развития. Предложения были реализованы в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусмотренные в нем изменения вступили в силу с 1 января 2021 г. и затронули порядок взимания налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и страховых взносов. Вместе с тем хозяйствующие субъекты, на развитие деятельности которых направлена реализация налогового маневра, оказались не готовы применять нововведения <1>, поскольку условия и порядок предоставления налоговых стимулов оказались сформулированы таким образом, что воспользоваться ими сможет не очень большое количество компаний, а увеличение контроля за порядком применения приведет к увеличению рисков, а не к реальной поддержке. Минфин России в связи с обращениями по вопросу применения с 1 января 2021 г. положений подп. 26 п. 2 ст. 149, п. 1.15 ст. 284 и п. 5 ст. 427 НК РФ с учетом изменений, внесенных вышеназванным Законом, направил в ФНС России письмо о порядке применения указанных изменений от 18 декабря 2020 г. N 03-07-07/111669.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Президент РФ в обращении к гражданам в 2020 г. предложил провести налоговый маневр в IT-отрасли для создания условий для ее поддержки и развития. Предложения были реализованы в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусмотренные в нем изменения вступили в силу с 1 января 2021 г. и затронули порядок взимания налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и страховых взносов. Вместе с тем хозяйствующие субъекты, на развитие деятельности которых направлена реализация налогового маневра, оказались не готовы применять нововведения <1>, поскольку условия и порядок предоставления налоговых стимулов оказались сформулированы таким образом, что воспользоваться ими сможет не очень большое количество компаний, а увеличение контроля за порядком применения приведет к увеличению рисков, а не к реальной поддержке. Минфин России в связи с обращениями по вопросу применения с 1 января 2021 г. положений подп. 26 п. 2 ст. 149, п. 1.15 ст. 284 и п. 5 ст. 427 НК РФ с учетом изменений, внесенных вышеназванным Законом, направил в ФНС России письмо о порядке применения указанных изменений от 18 декабря 2020 г. N 03-07-07/111669.
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
Статья: Трансформация законодательства о налогах и сборах в условиях применения антикризисных мер: теоретико-правовые проблемы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)<6> Так, например, в п. 7 письма от 18 декабря 2020 г. N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли" Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) указано, что с 1 января 2021 г. необходимым условием для применения налогоплательщиком освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) является включение программы для электронных вычислительных машин и базы данных в Реестр российских программ (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)<6> Так, например, в п. 7 письма от 18 декабря 2020 г. N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли" Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) указано, что с 1 января 2021 г. необходимым условием для применения налогоплательщиком освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) является включение программы для электронных вычислительных машин и базы данных в Реестр российских программ (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Этот вывод подтверждается в п. 12 Приложения к письму ФНС от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли", в котором разъясняется, что налоговые агенты определяют момент возникновения налоговой базы по дате перечисления иностранной компании оплаты (предоплаты) за товары, работы, услуги.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Этот вывод подтверждается в п. 12 Приложения к письму ФНС от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли", в котором разъясняется, что налоговые агенты определяют момент возникновения налоговой базы по дате перечисления иностранной компании оплаты (предоплаты) за товары, работы, услуги.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Этот вывод подтверждается в п. 12 Приложения к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли", в котором разъясняется, что налоговые агенты определяют момент возникновения налоговой базы по дате перечисления иностранной компании оплаты (предоплаты) за товары, работы, услуги.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Этот вывод подтверждается в п. 12 Приложения к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли", в котором разъясняется, что налоговые агенты определяют момент возникновения налоговой базы по дате перечисления иностранной компании оплаты (предоплаты) за товары, работы, услуги.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)На это обращено внимание в Письме ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли".
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)На это обращено внимание в Письме ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли".