Административный иск это
Подборка наиболее важных документов по запросу Административный иск это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу" Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе""Разрешая спор, оценив собранные по делу доказательства в совокупности и взаимосвязи с учетом положений действующего законодательства, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска, при этом, исходил из того, что В. не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, так как мероприятия, связанные с его призывом, административным ответчиком не проводились. Оснований полагать, что В. в данном случае действовал недобросовестно и уклонялся от призыва, не имеется."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 46 "Изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска, заключение сторонами соглашения о примирении" КАС РФ"Доводы заявителя о том, что решением суда нарушаются права В.И.Э. не могут быть признаны состоятельными, поскольку независимо от того, что инициатором административного иска явился должник по исполнительному производству, проверка законности постановления судебного пристава-исполнителя в судебном порядке затрагивала не только права административного истца, но и других лиц, включая взыскателей по исполнительному производству, привлеченных к участию в административном деле. В этой связи судом на основании части 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно не был принят отказ административного истца от административного иска, поскольку это нарушало бы права других лиц."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как подать административное исковое заявление
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что такое административный иск
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что такое административный иск
Статья: Особенности предмета и основания административного иска по законодательству Российской Федерации
(Гвоздев Д.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Таким образом, анализ положений КАС РФ свидетельствует о том, что административный иск - это не только материально-правовое требование, обращенное к административному ответчику, но и процессуальный документ, содержащий обращение к суду о производстве разбирательства и являющийся юридическим фактом, порождающим возникновение соответствующих процессуальных отношений.
(Гвоздев Д.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Таким образом, анализ положений КАС РФ свидетельствует о том, что административный иск - это не только материально-правовое требование, обращенное к административному ответчику, но и процессуальный документ, содержащий обращение к суду о производстве разбирательства и являющийся юридическим фактом, порождающим возникновение соответствующих процессуальных отношений.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 124. Административное исковое заявление
(ред. от 31.07.2025)Статья 124. Административное исковое заявление
Ситуация: Как согласовать раздел квартиры на две отдельные?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для этого необходимо подать административное исковое заявление в районный суд по месту нахождения органа, решение которого обжалуется, или месту жительства административного истца (ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для этого необходимо подать административное исковое заявление в районный суд по месту нахождения органа, решение которого обжалуется, или месту жительства административного истца (ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).
Ситуация: Как и в какой срок взыскивается с физического лица налоговая задолженность?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Суд должен рассмотреть дело в течение трех месяцев со дня поступления административного иска. При этом налогоплательщик вправе подать апелляционную жалобу на решение суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. В случае ее подачи решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом жалобы, если обжалуемое решение не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно. Если жалоба не подавалась, решение суда вступает в законную силу по истечении срока, установленного для апелляционного обжалования (ст. 186, ч. 1 ст. 289, ч. 1 ст. 298 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Суд должен рассмотреть дело в течение трех месяцев со дня поступления административного иска. При этом налогоплательщик вправе подать апелляционную жалобу на решение суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. В случае ее подачи решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом жалобы, если обжалуемое решение не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно. Если жалоба не подавалась, решение суда вступает в законную силу по истечении срока, установленного для апелляционного обжалования (ст. 186, ч. 1 ст. 289, ч. 1 ст. 298 КАС РФ).
Статья: К вопросу о некоторых концептах цивилистического процесса: итоги двух десятилетий
(Фокина М.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)Анализ текста КАС РФ показывает, что новый процессуальный кодекс тяготеет к концепции административного иска. Это шаг в сторону унификации процессуального законодательства. Иск как универсальное средство защиты права может применяться для защиты прав в сфере публичных правоотношений. К сожалению, так же как и в ГПК РФ 2002 г., подлинно исковой модели судопроизводства, позволяющей осуществлять непосредственную защиту прав граждан публичного характера, КАС РФ не закрепил. Спустя 20 лет сохраняет актуальность мысль о том, что "по-прежнему у гражданина нет никакого права, которое можно было бы защитить в суде, а есть лишь охраняемый законом интерес. Нельзя обратиться в суд за защитой права на свободу передвижения или избрания места жительства (и соответственно сконструировать иск, его предмет и основание), можно лишь обжаловать действие (решение) конкретного органа, должностного лица" <19>.
(Фокина М.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)Анализ текста КАС РФ показывает, что новый процессуальный кодекс тяготеет к концепции административного иска. Это шаг в сторону унификации процессуального законодательства. Иск как универсальное средство защиты права может применяться для защиты прав в сфере публичных правоотношений. К сожалению, так же как и в ГПК РФ 2002 г., подлинно исковой модели судопроизводства, позволяющей осуществлять непосредственную защиту прав граждан публичного характера, КАС РФ не закрепил. Спустя 20 лет сохраняет актуальность мысль о том, что "по-прежнему у гражданина нет никакого права, которое можно было бы защитить в суде, а есть лишь охраняемый законом интерес. Нельзя обратиться в суд за защитой права на свободу передвижения или избрания места жительства (и соответственно сконструировать иск, его предмет и основание), можно лишь обжаловать действие (решение) конкретного органа, должностного лица" <19>.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Иными словами, для опровержения аргументов, на которых строятся предложения о введении в административное судопроизводство так называемого особого производства, достаточно обратить внимание на содержание материального и процессуального законодательства, судебной практики по его применению. Все дела, которые сторонники особого производства относят к бесспорным, на самом деле представляют собой споры о конкретных публичных правах граждан и организаций. При этом административные иски по отдельным категориям административных дел (особенно по делам об административном надзоре) и полномочия суда при их рассмотрении имеют определенную специфику <1>, которая заслуживает глубокого критического анализа в рамках исследований, специально посвященных особенностям рассмотрения и разрешения отдельных категорий административных дел.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Иными словами, для опровержения аргументов, на которых строятся предложения о введении в административное судопроизводство так называемого особого производства, достаточно обратить внимание на содержание материального и процессуального законодательства, судебной практики по его применению. Все дела, которые сторонники особого производства относят к бесспорным, на самом деле представляют собой споры о конкретных публичных правах граждан и организаций. При этом административные иски по отдельным категориям административных дел (особенно по делам об административном надзоре) и полномочия суда при их рассмотрении имеют определенную специфику <1>, которая заслуживает глубокого критического анализа в рамках исследований, специально посвященных особенностям рассмотрения и разрешения отдельных категорий административных дел.
Статья: Развитие правовых позиций Пленума Верховного Суда Российской Федерации о судебной проверке законности реализации административного усмотрения
(Соловей Ю.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Иными словами, формулировка "отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца (заявителя)" означает лишь то, что оспариваемые действия (бездействие) указанных органов и лиц в полной мере охватывались указанными полномочиями, и если они не противоречат другим требованиям, предъявляемым к реализации административного усмотрения, то суд обязан в таких случаях вынести единственно возможное решение - отказать в удовлетворении административного иска. В этой связи включение в Постановление N 21 анализируемого абзаца считал бы излишним.
(Соловей Ю.П.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Иными словами, формулировка "отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца (заявителя)" означает лишь то, что оспариваемые действия (бездействие) указанных органов и лиц в полной мере охватывались указанными полномочиями, и если они не противоречат другим требованиям, предъявляемым к реализации административного усмотрения, то суд обязан в таких случаях вынести единственно возможное решение - отказать в удовлетворении административного иска. В этой связи включение в Постановление N 21 анализируемого абзаца считал бы излишним.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Представляется, что помимо действий, прямо перечисленных в ч. 4 комментируемой статьи (принятие административного искового заявления к производству, отложение судебного разбирательства, рассмотрение заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску) это могут быть извещение участвующих в деле лиц о времени, месте следующего судебного заседания либо о времени совершений отдельных процессуальных действий, о поступлении в суд ранее запрошенных документов, возвращении дела после производства экспертизы с соответствующим заключением и т.п.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Представляется, что помимо действий, прямо перечисленных в ч. 4 комментируемой статьи (принятие административного искового заявления к производству, отложение судебного разбирательства, рассмотрение заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску) это могут быть извещение участвующих в деле лиц о времени, месте следующего судебного заседания либо о времени совершений отдельных процессуальных действий, о поступлении в суд ранее запрошенных документов, возвращении дела после производства экспертизы с соответствующим заключением и т.п.
Статья: Прокурор в административных делах о медицинском вмешательстве, необходимом для спасения жизни: не решенные в законодательстве вопросы
(Афанасьева Т.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Во-первых, персонал медицинских организаций может допускать формальный подход к подписанию информированных отказов (согласий) на лечение <17>, что не дает возможности пациентам и их законным представителям принять взвешенное решение, оперируя исчерпывающей информацией. При этом медицинское учреждение считается исполнившим свою обязанность: законный представитель отказался, медицинские манипуляции не проводятся. Медицинское учреждение получает основание бездействовать, ведь обращение с административным иском - это его право, а не обязанность (ч. 1 ст. 285.1 КАС РФ, ч. 5 ст. 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). В такой ситуации кроме прокурора некому защитить права несовершеннолетних и недееспособных граждан.
(Афанасьева Т.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Во-первых, персонал медицинских организаций может допускать формальный подход к подписанию информированных отказов (согласий) на лечение <17>, что не дает возможности пациентам и их законным представителям принять взвешенное решение, оперируя исчерпывающей информацией. При этом медицинское учреждение считается исполнившим свою обязанность: законный представитель отказался, медицинские манипуляции не проводятся. Медицинское учреждение получает основание бездействовать, ведь обращение с административным иском - это его право, а не обязанность (ч. 1 ст. 285.1 КАС РФ, ч. 5 ст. 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). В такой ситуации кроме прокурора некому защитить права несовершеннолетних и недееспособных граждан.
Статья: Анализ некоторых примеров применения судами общей юрисдикции принципов законности и доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства при разрешении споров об имущественных последствиях, связанных с решениями субъектов публичной власти
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Преимущества данного подхода связаны с тем, что судебный контроль в административном судопроизводстве в большей степени обеспечивает участие судебной власти в системе сдержек и противовесов в целях ограничения излишней свободы иных органов власти, предотвращения злоупотреблений при реализации управленческих функций, необходимых для достижения целей правового регулирования. Поэтому в п. 17, 18 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2022 г. N 21 указано, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям закона, реализация усмотрения субъектами публичной власти в отношении граждан и их объединений вопреки предусмотренным законом целям либо в нарушение требований соразмерности является основанием для признания их незаконными. В п. 26 указанного Постановления дано разъяснение о том, что, признав решение, действие (бездействие) незаконным, суд вправе по своей инициативе указать административному ответчику на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им действий в интересах административного истца, независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном иске. При этом суд в административном судопроизводстве не связан основаниями и доводами административного истца, являющегося гражданином или объединением граждан, а осуществляет проверку законности юридического поведения субъекта публичной власти в полном объеме.
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Преимущества данного подхода связаны с тем, что судебный контроль в административном судопроизводстве в большей степени обеспечивает участие судебной власти в системе сдержек и противовесов в целях ограничения излишней свободы иных органов власти, предотвращения злоупотреблений при реализации управленческих функций, необходимых для достижения целей правового регулирования. Поэтому в п. 17, 18 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2022 г. N 21 указано, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям закона, реализация усмотрения субъектами публичной власти в отношении граждан и их объединений вопреки предусмотренным законом целям либо в нарушение требований соразмерности является основанием для признания их незаконными. В п. 26 указанного Постановления дано разъяснение о том, что, признав решение, действие (бездействие) незаконным, суд вправе по своей инициативе указать административному ответчику на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им действий в интересах административного истца, независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном иске. При этом суд в административном судопроизводстве не связан основаниями и доводами административного истца, являющегося гражданином или объединением граждан, а осуществляет проверку законности юридического поведения субъекта публичной власти в полном объеме.
Ситуация: Как обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если требование связано со взысканием с налогового органа суммы излишне уплаченного налога, считается, что административное исковое заявление носит имущественный характер. В этом случае размер госпошлины определяется в зависимости от цены иска. При подаче заявлений имущественного характера или заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства освобождаются от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.19, пп. 2 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если требование связано со взысканием с налогового органа суммы излишне уплаченного налога, считается, что административное исковое заявление носит имущественный характер. В этом случае размер госпошлины определяется в зависимости от цены иска. При подаче заявлений имущественного характера или заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства освобождаются от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.19, пп. 2 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Суд не принимает отказ от административного иска, если это противоречит федеральным законам или нарушает права других лиц либо публичные интересы (см. комм. к ч. 5 ст. 46 и п. 2 ч. 2 ст. 214 КАС РФ).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Суд не принимает отказ от административного иска, если это противоречит федеральным законам или нарушает права других лиц либо публичные интересы (см. комм. к ч. 5 ст. 46 и п. 2 ч. 2 ст. 214 КАС РФ).