Агентский договор в туризме
Подборка наиболее важных документов по запросу Агентский договор в туризме (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Особенности реализации туристского продукта" Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации""Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их совокупности следует, что ответственность перед туристом за исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор, а содержание агентского договора между турагентом и туроператором на права потребителя не влияет."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС в отношении туристского пакета по внутреннему и (или) въездному туризму, выручкой от реализации которого является вознаграждение, получаемое организацией на основании агентских договоров.
(Письмо Минфина России от 25.10.2023 N 03-07-07/101374)Вопрос: Согласно Федеральному закону от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) туроператор осуществляет деятельность по формированию и продвижению туристского продукта. При этом туристским продуктом признается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта, а под формированием туристского продукта понимается деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие (ст. 1 Закона N 132-ФЗ)).
(Письмо Минфина России от 25.10.2023 N 03-07-07/101374)Вопрос: Согласно Федеральному закону от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) туроператор осуществляет деятельность по формированию и продвижению туристского продукта. При этом туристским продуктом признается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта, а под формированием туристского продукта понимается деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие (ст. 1 Закона N 132-ФЗ)).
Статья: Спор о защите прав потребителей при невыполнении (ненадлежащем выполнении) обязательств турагентами и туроператорами (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Суд может взыскать денежные средства с турагента, а не с туроператора, если установит, что турагент не выполнил обязанности, предусмотренные Законом о туристской деятельности, договором об организации туристического обслуживания, агентским договором. В частности, если турагент не перечислил туроператору денежные средства, полученные от истца в счет оплаты услуг, не уведомил туроператора о заключении договора о реализации туристского продукта, из-за чего туроператор не осуществлял формирование конкретного туристического продукта по заявке истца, не передал туроператору заявку на бронирование, представил туристу ненадлежащую информацию о туристском продукте (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 22.10.2019 по делу N 33-42555/2019, от 18.06.2019 N 33-25840/2019).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Суд может взыскать денежные средства с турагента, а не с туроператора, если установит, что турагент не выполнил обязанности, предусмотренные Законом о туристской деятельности, договором об организации туристического обслуживания, агентским договором. В частности, если турагент не перечислил туроператору денежные средства, полученные от истца в счет оплаты услуг, не уведомил туроператора о заключении договора о реализации туристского продукта, из-за чего туроператор не осуществлял формирование конкретного туристического продукта по заявке истца, не передал туроператору заявку на бронирование, представил туристу ненадлежащую информацию о туристском продукте (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 22.10.2019 по делу N 33-42555/2019, от 18.06.2019 N 33-25840/2019).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться:
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться:
Статья: О некоторых проблемных аспектах в регулировании гражданско-правовых отношений на туристическом рынке
(Сергиенко С.Ю., Гриб В.Г.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 2)Далее, как показывает анализ судебной практики, указанные обстоятельства сказываются и на результатах судебных споров. При рассмотрении спора о том, является ли реализованная услуга туристским продуктом или нет, судьи свободны в толковании термина "туристский продукт", что могло не соответствовать представлению участников туристического рынка. Часто суды признавали реализацию туристского продукта, если в договоре не оговаривался комплекс услуг (перевозки и размещения) и такой договор по своему содержанию не являлся договором о реализации туристского продукта. Так, в своем Решении Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края по делу N 2-500/2017 признал, что была осуществлена реализация туристского продукта. В условия сделки по договору входила только услуга по размещению в апартаментах, которую агент взялся забронировать у иностранного туроператора. Суд мотивировал свое Решение следующим образом: "При оценке характера сложившихся между сторонами правоотношений суд приходит к выводу, что они регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей" и ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", так как, несмотря на отсутствие в агентском договоре указания на реализацию туристского продукта, фактически ответчик осуществляет продвижение и реализацию такого продукта по смыслу указанного Туристского закона" <3>.
(Сергиенко С.Ю., Гриб В.Г.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 2)Далее, как показывает анализ судебной практики, указанные обстоятельства сказываются и на результатах судебных споров. При рассмотрении спора о том, является ли реализованная услуга туристским продуктом или нет, судьи свободны в толковании термина "туристский продукт", что могло не соответствовать представлению участников туристического рынка. Часто суды признавали реализацию туристского продукта, если в договоре не оговаривался комплекс услуг (перевозки и размещения) и такой договор по своему содержанию не являлся договором о реализации туристского продукта. Так, в своем Решении Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края по делу N 2-500/2017 признал, что была осуществлена реализация туристского продукта. В условия сделки по договору входила только услуга по размещению в апартаментах, которую агент взялся забронировать у иностранного туроператора. Суд мотивировал свое Решение следующим образом: "При оценке характера сложившихся между сторонами правоотношений суд приходит к выводу, что они регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей" и ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", так как, несмотря на отсутствие в агентском договоре указания на реализацию туристского продукта, фактически ответчик осуществляет продвижение и реализацию такого продукта по смыслу указанного Туристского закона" <3>.