Агрессия в международном праве
Подборка наиболее важных документов по запросу Агрессия в международном праве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблема запрещения агрессивных войн в истории международного права
(Ильинская О.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)"Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8
(Ильинская О.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)"Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8
Статья: Безопасность личности в конституционно-правовом измерении
(Никитина Е.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Можно заметить, что данные концепции в целом отражают и выделенные выше аспекты взаимосвязи прав человека и личной безопасности, содержащиеся в Конституции РФ. Основной тезис, заложенный в основание первой концепции, связывающей права человека и безопасность, выражается в том, что институционализация защиты прав человека налагает ограничения на межгосударственную агрессию, поскольку подразумевается, что граждане государства могут высказываться о его политических решениях, а также потому, что права человека ограничивают возможности государства использовать своих граждан в агрессивных целях. Международный порядок, который может эффективно способствовать обеспечению прав человека, необходим для предотвращения войны и, следовательно, для международной безопасности. Данная позиция вытекает из ст. 55 Устава ООН, которая гласит, что всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка или религии являются условиями стабильности и благополучия, которые необходимы для мирных и дружественных отношений между народами. Аналогичное положение содержится в преамбуле и ст. 1 Устава Совета Европы 1949 г. В документах ООН и Совета Европы, таким образом, поддерживается тезис о том, что обеспечение приоритета личности перед государством, установление гражданских и политических свобод и защита демократии являются важными инструментами обеспечения международного мира и безопасности. В научном дискурсе также выработался тезис <15> о корреляции между внутренним положением в области прав человека в государстве и его склонностью к международной агрессии, международное поощрение прав человека является неотъемлемой частью безопасности. В статье 79.1 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
(Никитина Е.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Можно заметить, что данные концепции в целом отражают и выделенные выше аспекты взаимосвязи прав человека и личной безопасности, содержащиеся в Конституции РФ. Основной тезис, заложенный в основание первой концепции, связывающей права человека и безопасность, выражается в том, что институционализация защиты прав человека налагает ограничения на межгосударственную агрессию, поскольку подразумевается, что граждане государства могут высказываться о его политических решениях, а также потому, что права человека ограничивают возможности государства использовать своих граждан в агрессивных целях. Международный порядок, который может эффективно способствовать обеспечению прав человека, необходим для предотвращения войны и, следовательно, для международной безопасности. Данная позиция вытекает из ст. 55 Устава ООН, которая гласит, что всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка или религии являются условиями стабильности и благополучия, которые необходимы для мирных и дружественных отношений между народами. Аналогичное положение содержится в преамбуле и ст. 1 Устава Совета Европы 1949 г. В документах ООН и Совета Европы, таким образом, поддерживается тезис о том, что обеспечение приоритета личности перед государством, установление гражданских и политических свобод и защита демократии являются важными инструментами обеспечения международного мира и безопасности. В научном дискурсе также выработался тезис <15> о корреляции между внутренним положением в области прав человека в государстве и его склонностью к международной агрессии, международное поощрение прав человека является неотъемлемой частью безопасности. В статье 79.1 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ
(ред. от 02.11.2023)
"О военном положении"2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.
(ред. от 02.11.2023)
"О военном положении"2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.