Аккредитация журналистов
Подборка наиболее важных документов по запросу Аккредитация журналистов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Онлайн-присутствие журналиста в судебном заседании: миф или реальность
(Потеева А.В.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Предлагаемый способ информирования охватывается институтом аккредитации журналистов (корреспондентов), установленным ст. 48 Закона о СМИ с учетом толкования, данного Верховным Судом <16>, не противоречит нормам процессуального законодательства и положениям Закона N 262-ФЗ.
(Потеева А.В.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Предлагаемый способ информирования охватывается институтом аккредитации журналистов (корреспондентов), установленным ст. 48 Закона о СМИ с учетом толкования, данного Верховным Судом <16>, не противоречит нормам процессуального законодательства и положениям Закона N 262-ФЗ.
Статья: Пределы и ограничения свободы массовой информации в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия: доктринальный аспект
(Привалов С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Кроме обозначенного выше способа принятия ограничений субъективных свобод, отечественный Основной Закон предусматривает еще один. Так, согласно ч. 1 ст. 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия <19>. Соответствующее положение, а также условия и порядок его введения устанавливаются тем же федеральным конституционным законом. Подобных федеральных конституционных законов в России сегодня два: это Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (далее - Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении") и Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" (далее - Федеральный конституционный закон "О военном положении"). В то же время в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, в которой закреплены права и свободы, не подлежащие ограничению при введении особых правовых режимов, отсутствует запрет на ограничение свободы массовой информации <20>. Вследствие этого Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" в п. "б" ч. 1 ст. 12 предусматривает возможность при введении чрезвычайного положения ограничения свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временного изъятия или ареста печатной продукции, по своей сути последующей цензуры, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установления особого порядка аккредитации журналистов <21>. Аналогичным образом п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военном положении" допускает возможность введения контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны, а также запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования <22>. В отличие от ограничений, вводимых федеральными законами в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ограничения информации, в соответствии с данными федеральными конституционными законами, носят неконкретный характер и полностью определяются соответствующим Указом Президента Российской Федерации, исходя из условий, на основе которых вводятся особые правовые режимы.
(Привалов С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Кроме обозначенного выше способа принятия ограничений субъективных свобод, отечественный Основной Закон предусматривает еще один. Так, согласно ч. 1 ст. 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия <19>. Соответствующее положение, а также условия и порядок его введения устанавливаются тем же федеральным конституционным законом. Подобных федеральных конституционных законов в России сегодня два: это Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (далее - Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении") и Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" (далее - Федеральный конституционный закон "О военном положении"). В то же время в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, в которой закреплены права и свободы, не подлежащие ограничению при введении особых правовых режимов, отсутствует запрет на ограничение свободы массовой информации <20>. Вследствие этого Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" в п. "б" ч. 1 ст. 12 предусматривает возможность при введении чрезвычайного положения ограничения свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временного изъятия или ареста печатной продукции, по своей сути последующей цензуры, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установления особого порядка аккредитации журналистов <21>. Аналогичным образом п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военном положении" допускает возможность введения контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны, а также запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования <22>. В отличие от ограничений, вводимых федеральными законами в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ограничения информации, в соответствии с данными федеральными конституционными законами, носят неконкретный характер и полностью определяются соответствующим Указом Президента Российской Федерации, исходя из условий, на основе которых вводятся особые правовые режимы.
Нормативные акты
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1
(ред. от 11.03.2024)
"О средствах массовой информации"Статья 48. Аккредитация
(ред. от 11.03.2024)
"О средствах массовой информации"Статья 48. Аккредитация
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16
(ред. от 09.02.2012)
"О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"В правилах аккредитации, установленных органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, не могут быть предусмотрены иные по сравнению с федеральными законами способы ограничения прав и свобод аккредитованных журналистов (например, в виде приостановления аккредитации журналистов) и условия для их применения, а также не могут быть установлены дополнительные, по отношению к статье 48 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", основания для отказа в аккредитации журналистов или для лишения журналистов аккредитации. При этом следует учитывать, что в случае прекращения деятельности средства массовой информации аккредитация журналиста также прекращается, поскольку в силу части 1 названной статьи право на аккредитацию журналистов напрямую зависит от того, осуществляет ли деятельность редакция средства массовой информации.
(ред. от 09.02.2012)
"О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"В правилах аккредитации, установленных органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, не могут быть предусмотрены иные по сравнению с федеральными законами способы ограничения прав и свобод аккредитованных журналистов (например, в виде приостановления аккредитации журналистов) и условия для их применения, а также не могут быть установлены дополнительные, по отношению к статье 48 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", основания для отказа в аккредитации журналистов или для лишения журналистов аккредитации. При этом следует учитывать, что в случае прекращения деятельности средства массовой информации аккредитация журналиста также прекращается, поскольку в силу части 1 названной статьи право на аккредитацию журналистов напрямую зависит от того, осуществляет ли деятельность редакция средства массовой информации.