Акт муниципального контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт муниципального контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальный контроль в сфере благоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)...суды... установили, что Правила благоустройства приняты в 2017 году; осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства возложено на администрацию; правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля на территории города... в названной сфере, не имеется (вопреки позиции администрации механизм осуществления муниципального контроля не закреплен в Правилах благоустройства).
(КонсультантПлюс, 2025)...суды... установили, что Правила благоустройства приняты в 2017 году; осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства возложено на администрацию; правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля на территории города... в названной сфере, не имеется (вопреки позиции администрации механизм осуществления муниципального контроля не закреплен в Правилах благоустройства).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, полученные налоговой инспекцией от органов местной власти акты муниципального контроля не могут служить основанием к применению ставки 1,5% (вместо 0,3%) и не могут служить доказательством неиспользования земельных участков для сельскохозяйственного производства.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, полученные налоговой инспекцией от органов местной власти акты муниципального контроля не могут служить основанием к применению ставки 1,5% (вместо 0,3%) и не могут служить доказательством неиспользования земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О цифровизации контроля за законностью муниципальных нормативных правовых актов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9
Статья: О контроле органов местного самоуправления за законностью муниципальных нормативных правовых актов и их проектов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)3. Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)3. Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Готовое решение: Как проводится контрольная закупка при проверке ККТ организации
(КонсультантПлюс, 2025)Акт по результатам контрольной закупки составляется в течение пяти рабочих дней со дня ее окончания. Вам направят акт в установленном порядке (ч. 13 ст. 67 Закона о государственном и муниципальном контроле, п. 23 Положения о федеральном госконтроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)Акт по результатам контрольной закупки составляется в течение пяти рабочих дней со дня ее окончания. Вам направят акт в установленном порядке (ч. 13 ст. 67 Закона о государственном и муниципальном контроле, п. 23 Положения о федеральном госконтроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у ИП).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)К предмету муниципального контроля во всех муниципальных образованиях, кроме муниципального района, отнесено соблюдение правил благоустройства территории (п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2 Закона N 131-ФЗ). Согласно ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, введенной в 2017 г. <1>, правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Вместе с тем вплоть до 2021 г. в ряде муниципальных образований правила благоустройства были утверждены местной администрацией <2>. В некоторых муниципальных образованиях одновременно действуют акты представительного органа и администрации <3>, что, безусловно, противоречит не только п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона N 248-ФЗ, но и законам формальной логики. Встречались случаи отсутствия муниципального нормативного акта, регулирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства. Так, в ходе прокурорской проверки исполнения заинтересованным лицом законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности было выявлено, что в г. Сургуте не разработан и не принят муниципальный правовой акт, регламентирующий муниципальный контроль за соблюдением Правил благоустройства территории города Сургута, утвержденных решением Думы города Сургута от 26 декабря 2017 г. N 206-VI ДГ. Заместитель прокурора ХМАО-Югры обратился в Арбитражный суд ХМАО-Югры с заявлением к администрации г. Сургута о признании незаконным указанного бездействия и о возложении на администрацию города обязанности разработать и принять соответствующий правовой акт <4>. Хотя Законом N 248-ФЗ в его первой редакции уже было предусмотрено принятие такого акта представительным органом местного самоуправления, но его вступление в силу начиналось 1 июля 2021 г.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)К предмету муниципального контроля во всех муниципальных образованиях, кроме муниципального района, отнесено соблюдение правил благоустройства территории (п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2 Закона N 131-ФЗ). Согласно ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, введенной в 2017 г. <1>, правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Вместе с тем вплоть до 2021 г. в ряде муниципальных образований правила благоустройства были утверждены местной администрацией <2>. В некоторых муниципальных образованиях одновременно действуют акты представительного органа и администрации <3>, что, безусловно, противоречит не только п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона N 248-ФЗ, но и законам формальной логики. Встречались случаи отсутствия муниципального нормативного акта, регулирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства. Так, в ходе прокурорской проверки исполнения заинтересованным лицом законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности было выявлено, что в г. Сургуте не разработан и не принят муниципальный правовой акт, регламентирующий муниципальный контроль за соблюдением Правил благоустройства территории города Сургута, утвержденных решением Думы города Сургута от 26 декабря 2017 г. N 206-VI ДГ. Заместитель прокурора ХМАО-Югры обратился в Арбитражный суд ХМАО-Югры с заявлением к администрации г. Сургута о признании незаконным указанного бездействия и о возложении на администрацию города обязанности разработать и принять соответствующий правовой акт <4>. Хотя Законом N 248-ФЗ в его первой редакции уже было предусмотрено принятие такого акта представительным органом местного самоуправления, но его вступление в силу начиналось 1 июля 2021 г.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)(-) 1. По мнению налогоплательщика, полученные ИФНС от администрации акты муниципального контроля не могут служить основанием для применения ставки земельного налога 1,5% и не могут служить доказательством неиспользования земельных участков для сельскохозяйственного производства (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)(-) 1. По мнению налогоплательщика, полученные ИФНС от администрации акты муниципального контроля не могут служить основанием для применения ставки земельного налога 1,5% и не могут служить доказательством неиспользования земельных участков для сельскохозяйственного производства (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Указанный подход в свою очередь основан на разъяснениях, изложенных в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <1>, в котором указано, что помимо общего правила подачи иска по месту нахождения органа (ч. 1 ст. 22 КАС РФ), административное исковое заявление (заявление) об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано также по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"); административное исковое заявление (заявление) об оспаривании акта органа государственного (муниципального) контроля (надзора) - по месту устранения соответствующих нарушений законодательства; административное исковое заявление (заявление) об оспаривании бездействия в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения, по ликвидации несанкционированной свалки, по очистке от сорной растительности - по месту совершения необходимых действий.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Указанный подход в свою очередь основан на разъяснениях, изложенных в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <1>, в котором указано, что помимо общего правила подачи иска по месту нахождения органа (ч. 1 ст. 22 КАС РФ), административное исковое заявление (заявление) об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано также по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"); административное исковое заявление (заявление) об оспаривании акта органа государственного (муниципального) контроля (надзора) - по месту устранения соответствующих нарушений законодательства; административное исковое заявление (заявление) об оспаривании бездействия в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения, по ликвидации несанкционированной свалки, по очистке от сорной растительности - по месту совершения необходимых действий.
Статья: О соблюдении органами местного самоуправления правил установления и оценки применения обязательных требований
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Ключевые слова: обязательные требования, регуляторная гильотина, нормативные правовые акты, муниципальный контроль.
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Ключевые слова: обязательные требования, регуляторная гильотина, нормативные правовые акты, муниципальный контроль.
Статья: Модели принудительного исполнения административных актов
(Курындин П.А.)
("Закон", 2024, N 6)Существует еще другая проблема. Ее верно описал Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Постановлении по делу N А32-9382/2021, упомянутом в Сводном докладе: "...суд [первой инстанции] обоснованно указал, что администрация как орган муниципального контроля не только обязана выдавать предписания лицам, нарушающим соответствующие нормы законодательства, но и принимать меры по контролю за исполнением выданных предписаний, в том числе привлекать нарушителей к ответственности. Арбитражный суд не может подменять собой орган муниципального контроля и выполнять его функции по принуждению предпринимателя к исполнению выданного ему таким органом предписания. <...> Невыполнение предписания администрации может повлечь негативные для предпринимателя последствия в виде привлечения к административной ответственности по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Именно такой механизм воздействия предусмотрел законодатель для обязания лица, которому выдано предписание, исполнить акт органа муниципального контроля".
(Курындин П.А.)
("Закон", 2024, N 6)Существует еще другая проблема. Ее верно описал Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Постановлении по делу N А32-9382/2021, упомянутом в Сводном докладе: "...суд [первой инстанции] обоснованно указал, что администрация как орган муниципального контроля не только обязана выдавать предписания лицам, нарушающим соответствующие нормы законодательства, но и принимать меры по контролю за исполнением выданных предписаний, в том числе привлекать нарушителей к ответственности. Арбитражный суд не может подменять собой орган муниципального контроля и выполнять его функции по принуждению предпринимателя к исполнению выданного ему таким органом предписания. <...> Невыполнение предписания администрации может повлечь негативные для предпринимателя последствия в виде привлечения к административной ответственности по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Именно такой механизм воздействия предусмотрел законодатель для обязания лица, которому выдано предписание, исполнить акт органа муниципального контроля".
Статья: Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.06.2025 N 309-ЭС25-172 по делу N А76-36990/2023 <Кто вправе применять пониженную ставку по земельному налогу?>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)Судья ВС РФ выразил солидарность с "младшими" коллегами. Подчеркнуто, что ставка 0,3% по своей сути является льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению. Наличие оснований для ее применения должен доказать налогоплательщик. В данном случае он этого не сделал. Представленные фискалами акты муниципального контроля также подтверждают, что участки не задействовали в сельскохозяйственной деятельности. Стало быть, наделы не использовали по целевому назначению. Общество не представило ни одного объективного доказательства противного. Значит, инспекторы были правы, применив к данным участкам ставку земельного налога 1,5%.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)Судья ВС РФ выразил солидарность с "младшими" коллегами. Подчеркнуто, что ставка 0,3% по своей сути является льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению. Наличие оснований для ее применения должен доказать налогоплательщик. В данном случае он этого не сделал. Представленные фискалами акты муниципального контроля также подтверждают, что участки не задействовали в сельскохозяйственной деятельности. Стало быть, наделы не использовали по целевому назначению. Общество не представило ни одного объективного доказательства противного. Значит, инспекторы были правы, применив к данным участкам ставку земельного налога 1,5%.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Суд отметил, что даже при отсутствии актов муниципального контроля, при непредставлении самим налогоплательщиком и при отсутствии у налогового органа документов, свидетельствующих о сельскохозяйственном использовании земельных участков, инспекция вправе исчислить земельный налог без применения льготной ставки (Постановление АС МО от 28.10.2024 N Ф05-24349/2024 по делу N А41-35132/2023).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Суд отметил, что даже при отсутствии актов муниципального контроля, при непредставлении самим налогоплательщиком и при отсутствии у налогового органа документов, свидетельствующих о сельскохозяйственном использовании земельных участков, инспекция вправе исчислить земельный налог без применения льготной ставки (Постановление АС МО от 28.10.2024 N Ф05-24349/2024 по делу N А41-35132/2023).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В случае если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (ч. 3). Например, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, административное исковое заявление об оспаривании акта органа государственного (муниципального) контроля (надзора) - по месту устранения соответствующих нарушений законодательства, административное исковое заявление об оспаривании бездействия в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения, по ликвидации несанкционированной свалки, по очистке от сорной растительности - по месту совершения необходимых действий (абз. 4 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В случае если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (ч. 3). Например, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, административное исковое заявление об оспаривании акта органа государственного (муниципального) контроля (надзора) - по месту устранения соответствующих нарушений законодательства, административное исковое заявление об оспаривании бездействия в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения, по ликвидации несанкционированной свалки, по очистке от сорной растительности - по месту совершения необходимых действий (абз. 4 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21).
Статья: Правовые позиции по налогу на имущество и земельному налогу, которые взяли на вооружение налоговики
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 7)Поскольку налоговая ставка 0,3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик. Однако компания документы, подтверждающие право на применение льготной ставки, в налоговый орган по месту нахождения земельных участков не представила. Суды отметили, что даже при отсутствии актов муниципального контроля, исходя из положений п. 10 ст. 396 НК РФ, при непредставлении самим налогоплательщиком документов, подтверждающих право на применение льготной ставки, и отсутствием у налогового органа полученных в ходе иных мероприятий достоверных сведений и документов, свидетельствующих о сельскохозяйственном использовании земельных участков, инспекция вправе исчислить налог без применения льготной ставки, а налогоплательщик-организация в течение 20 дней со дня получения сообщения - представить в налоговый орган пояснения и документы и обосновать применение пониженной ставки или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 7)Поскольку налоговая ставка 0,3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик. Однако компания документы, подтверждающие право на применение льготной ставки, в налоговый орган по месту нахождения земельных участков не представила. Суды отметили, что даже при отсутствии актов муниципального контроля, исходя из положений п. 10 ст. 396 НК РФ, при непредставлении самим налогоплательщиком документов, подтверждающих право на применение льготной ставки, и отсутствием у налогового органа полученных в ходе иных мероприятий достоверных сведений и документов, свидетельствующих о сельскохозяйственном использовании земельных участков, инспекция вправе исчислить налог без применения льготной ставки, а налогоплательщик-организация в течение 20 дней со дня получения сообщения - представить в налоговый орган пояснения и документы и обосновать применение пониженной ставки или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.