Акт на списание запасов полезных ископаемых
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт на списание запасов полезных ископаемых (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 342 "Налоговая ставка" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод о неправомерном применении обществом ставки 0 процентов, установленной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ, при добыче полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых. Суды признали доначисление правомерным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Принимая во внимание, что запасы нефти на месторождении списывались в 1969, 1990 и 2014 годах не по основанию "добыча", суммарный объем добычи не превысил показатели ранее списанных запасов, налогоплательщик полагал, что вновь поставленные на государственный баланс запасы нефти еще не были полностью добыты на момент представления налоговой декларации за октябрь 2020 года и это дает основание для применения при исчислении НДПИ налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ для добычи ранее списанных запасов полезных ископаемых. Налоговый орган указал, что в результате геологических и промысловых исследований (разведки) на государственный баланс были поставлены новые, а не ранее списанные запасы полезных ископаемых, в законе отсутствует процедура восстановления ранее списанных запасов на государственном балансе, а постановка этих запасов на баланс в любом случае делает их новыми, кроме того, в разрешительной документации (лицензии, лицензионном соглашении) общества отсутствует указание на право добычи из ранее списанных запасов или на разработку ранее списанных запасов. Верховный Суд РФ признал неправомерными выводы судов о том, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применяются только к тем запасам, которые были списаны по определенным основаниям (переведены в забалансовые запасы и т.п.), не были поставлены вновь на государственный баланс, и только при условии, что запасы были списаны действующим недропользователем. Верховный Суд РФ отметил, что занятый налоговым органом подход к толкованию подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ делает заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые имеют намерение вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов), поскольку в этом случае согласно абз. 3 ст. 29, ст. 31 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" полезные ископаемые должны быть поставлены на государственный баланс. Возможность добычи полезных ископаемых, в том числе нефти, без постановки запасов на баланс нормативные правовые акты не предусматривают. Верховный Суд РФ также отметил, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применимы именно к извлекаемым запасам, поставленным на государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод о неправомерном применении обществом ставки 0 процентов, установленной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ, при добыче полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых. Суды признали доначисление правомерным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Принимая во внимание, что запасы нефти на месторождении списывались в 1969, 1990 и 2014 годах не по основанию "добыча", суммарный объем добычи не превысил показатели ранее списанных запасов, налогоплательщик полагал, что вновь поставленные на государственный баланс запасы нефти еще не были полностью добыты на момент представления налоговой декларации за октябрь 2020 года и это дает основание для применения при исчислении НДПИ налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ для добычи ранее списанных запасов полезных ископаемых. Налоговый орган указал, что в результате геологических и промысловых исследований (разведки) на государственный баланс были поставлены новые, а не ранее списанные запасы полезных ископаемых, в законе отсутствует процедура восстановления ранее списанных запасов на государственном балансе, а постановка этих запасов на баланс в любом случае делает их новыми, кроме того, в разрешительной документации (лицензии, лицензионном соглашении) общества отсутствует указание на право добычи из ранее списанных запасов или на разработку ранее списанных запасов. Верховный Суд РФ признал неправомерными выводы судов о том, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применяются только к тем запасам, которые были списаны по определенным основаниям (переведены в забалансовые запасы и т.п.), не были поставлены вновь на государственный баланс, и только при условии, что запасы были списаны действующим недропользователем. Верховный Суд РФ отметил, что занятый налоговым органом подход к толкованию подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ делает заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые имеют намерение вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов), поскольку в этом случае согласно абз. 3 ст. 29, ст. 31 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" полезные ископаемые должны быть поставлены на государственный баланс. Возможность добычи полезных ископаемых, в том числе нефти, без постановки запасов на баланс нормативные правовые акты не предусматривают. Верховный Суд РФ также отметил, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применимы именно к извлекаемым запасам, поставленным на государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые позиции судов по вопросам налогообложения
(Рыбаков С.В.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 6)По итогам анализа отраслевых нормативных актов суды трех инстанций пришли к выводу, что при списании запасов нефти путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и с учета организации повторная постановка на баланс таких запасов не предусмотрена. Следовательно, если запасы полезных ископаемых после проведения новой разведки вновь поставлены на государственный баланс запасов, то в отношении их льготная ставка не используется, а применяется общеустановленная ставка по НДПИ.
(Рыбаков С.В.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 6)По итогам анализа отраслевых нормативных актов суды трех инстанций пришли к выводу, что при списании запасов нефти путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и с учета организации повторная постановка на баланс таких запасов не предусмотрена. Следовательно, если запасы полезных ископаемых после проведения новой разведки вновь поставлены на государственный баланс запасов, то в отношении их льготная ставка не используется, а применяется общеустановленная ставка по НДПИ.
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Наличие в приложении к лицензии на недропользование такого требования, как "право на разведку и добычу ранее списанных запасов нефти", основано на предположении налогового органа и не закреплено в нормативных актах (дело рассматривалось по правилам главы 24 АПК РФ, и бремя доказывания возлагалось на государственный орган).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Наличие в приложении к лицензии на недропользование такого требования, как "право на разведку и добычу ранее списанных запасов нефти", основано на предположении налогового органа и не закреплено в нормативных актах (дело рассматривалось по правилам главы 24 АПК РФ, и бремя доказывания возлагалось на государственный орган).
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 19.02.2024 N БВ-4-7/1786@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>По итогам анализа отраслевых нормативных актов суды трех инстанций пришли к выводу, что при списании запасов нефти путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и с учета организации, повторная постановка на баланс таких запасов не предусмотрена. Следовательно, если запасы полезных ископаемых после проведения новой разведки вновь поставлены на государственный баланс запасов, в отношении них льготная ставка не применяется, а применяется общеустановленная ставка по налогу на добычу полезных ископаемых.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>По итогам анализа отраслевых нормативных актов суды трех инстанций пришли к выводу, что при списании запасов нефти путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и с учета организации, повторная постановка на баланс таких запасов не предусмотрена. Следовательно, если запасы полезных ископаемых после проведения новой разведки вновь поставлены на государственный баланс запасов, в отношении них льготная ставка не применяется, а применяется общеустановленная ставка по налогу на добычу полезных ископаемых.