Акт о невозможности установки прибора учета

Подборка наиболее важных документов по запросу Акт о невозможности установки прибора учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 24.08.2023 N 307-ЭС23-4471 по делу N А42-429/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об оспаривании предписания органа жилищного надзора.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку акт обследования относительно невозможности установления в спорном жилом помещении индивидуального прибора учета не представлен.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Суды установили, что рассматриваемом случае жилое помещение (квартира) N 15 МКД не оборудовано индивидуальным прибором учета; к заявлению о перерасчете размера платы за газ не был приложен акт обследования о невозможности установления в спорном жилом помещении прибора учета этого коммунального ресурса; отсутствие потребителей в жилом помещении в связи с непреодолимыми обстоятельствами не установлено и материалами дела не подтверждается; сам по себе факт временного отсутствия потребителей в жилом помещении не может рассматриваться как достаточное условие для соответствующего перерасчета.
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2024 N 06АП-2548/2024 по делу N А73-13840/2020
Требование: О взыскании стоимости фактических потерь в сетях по договору купли-продажи электрической энергии на компенсацию потерь.
Встречное требование: Об обязании принять к учету и произвести перерасчет объема фактических потерь в сетях сетевой организации по договору.
Решение: Требование удовлетворено.
Также судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что разногласия ответчика, касающиеся ветхого фонда, являются необоснованными, исходя из порядка расчетов объема электрической энергии в объектах ветхого и аварийного жилого фонда, наличия актов о невозможности установки и использования общедомовых приборов учета электрической энергии в качестве расчетных, отсутствия доказательств того, что общедомовые приборы учета допущены в эксплуатацию с соблюдением соответствующей процедуры.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)
Спорные вопросы цены договоров энергоснабжения отражают комплексный характер отношений в сфере производства, оборота, транспортировки и потребления энергетических ресурсов. О.Ю. Шилохвост критиковал подход арбитражных судов, выражающийся в "редактировании" составами судов условий договоров в случае их несоответствия императивным нормам законодательства вместо того, чтобы исключать их из договора <1>. Очевидно, такой подход был основан на принципе стабильности гражданского оборота и принципе сохранения договора <2>. Так, абз. 6 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О свободе договора и ее пределах" иллюстрирует случай, когда норма, не имеющая прямого указания на ее императивность, тем не менее является императивной. И хотя согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом ее количество на основе данных приборов учета при условии, что иное не предусмотрено, в том числе договором сторон, если плата за единицу энергетического ресурса является регулируемой, то установление соглашением сторон иного количества энергии, подлежащего оплате ее получателем, допустимо при невозможности определить фактически принятое им количество энергии на основе приборов, и при отсутствии способа определения количества принятой энергии в правовых актах. Такое ограничение свободы определения цены направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием тарифов. Следует отметить, что тарифное регулирование присуще, как правило, товарным рынкам с высокой социальной значимостью для неопределенного круга лиц либо товарным рынкам, на которых объективно отсутствует конкуренция или доминируют естественные монополии <3>.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения". Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861
(ред. от 06.05.2024)
"Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам коммерческого оператора оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"
По факту выявления сетевой организацией на основании показаний приборов учета нарушений значений соотношения потребления активной и реактивной мощности составляется акт, который направляется потребителю. Потребитель электрической энергии в течение 10 рабочих дней с даты получения акта письменно уведомляет о сроке, в течение которого он обеспечит соблюдение установленных характеристик путем самостоятельной установки устройств, обеспечивающих регулирование реактивной мощности, или о невозможности выполнить указанное требование и согласии на применение повышающего коэффициента к стоимости услуг по передаче электрической энергии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае если по истечении 10 рабочих дней уведомление потребителем услуг не направлено, сетевая организация, а также гарантирующий поставщик (энергоснабжающая, энергосбытовая организации) по договору энергоснабжения применяют повышающий коэффициент к тарифу на услуги по передаче электрической энергии (в том числе в составе конечного тарифа (цены) на электрическую энергию). Повышающий коэффициент применяется до установки соответствующих устройств потребителем услуг, допустившим нарушение значений соотношения потребления активной и реактивной мощности.