Акт об отобрании ребенка
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт об отобрании ребенка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное отобрание детей из семьи: состояние и развитие законодательства
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)После отобрания орган опеки обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (п. 2 ст. 77 СК РФ). Обязанность органов опеки незамедлительно уведомлять прокурора о состоявшемся отобрании направлена на обеспечение законности в рассматриваемой области. Зачастую основанием для проведения прокурорской проверки служат жалобы на действия органов опеки или общественный резонанс на конкретный случай отобрания <8>, а мерами реагирования на выявленные нарушения закона обычно являются представления об их устранении и протесты на противоречащие закону правовые акты.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 11)После отобрания орган опеки обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (п. 2 ст. 77 СК РФ). Обязанность органов опеки незамедлительно уведомлять прокурора о состоявшемся отобрании направлена на обеспечение законности в рассматриваемой области. Зачастую основанием для проведения прокурорской проверки служат жалобы на действия органов опеки или общественный резонанс на конкретный случай отобрания <8>, а мерами реагирования на выявленные нарушения закона обычно являются представления об их устранении и протесты на противоречащие закону правовые акты.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В пункте 2 указанной ст. 77 СК РФ предусмотрено, что при отобрании ребенка ООиП обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта РФ либо в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав. Однако лица, заменяющие ребенку родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели), не могут быть лишены родительских прав. Указанные лица могут быть отстранены ООиП от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя или патронатного воспитателя (ч. 5 ст. 29).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В пункте 2 указанной ст. 77 СК РФ предусмотрено, что при отобрании ребенка ООиП обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта РФ либо в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав. Однако лица, заменяющие ребенку родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели), не могут быть лишены родительских прав. Указанные лица могут быть отстранены ООиП от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя или патронатного воспитателя (ч. 5 ст. 29).
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"28. При непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, незамедлительно уведомить об этом прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения указанного акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (статья 77 СК РФ).
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"28. При непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе на основании акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, незамедлительно уведомить об этом прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения указанного акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (статья 77 СК РФ).
Ситуация: Каков порядок установления факта отсутствия родительского попечения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)акт органа опеки и попечительства об отобрании ребенка;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)акт органа опеки и попечительства об отобрании ребенка;
Статья: Разлучение родителей и детей в аспекте статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Возникавший вопрос о судебном контроле за законностью и обоснованностью применения ст. 77 СК РФ был снят Верховным Судом РФ, который разъяснил возможность судебного оспаривания отобрания, предпринятого органами опеки. В случае несогласия с актом об отобрании ребенка лица, на законных основаниях осуществлявшие попечение о ребенке, вправе обратиться в суд с иском о признании такого акта недействительным и о возврате ребенка в семью (п. 30). Рассмотрение иска осуществляется в общеисковом порядке, а не по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации <13>. Как видно, в судебную практику судов общей юрисдикции введена новая категория дел, связанных с воспитанием детей, официально подтверждены действие конституционных гарантий судебной защиты прав, традиционная связь административной и судебной процедур с обязательностью судебного контроля за деятельностью исполнительных органов, а намечавшаяся тенденция безосновательных отобраний детей в административном порядке была пресечена.
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Возникавший вопрос о судебном контроле за законностью и обоснованностью применения ст. 77 СК РФ был снят Верховным Судом РФ, который разъяснил возможность судебного оспаривания отобрания, предпринятого органами опеки. В случае несогласия с актом об отобрании ребенка лица, на законных основаниях осуществлявшие попечение о ребенке, вправе обратиться в суд с иском о признании такого акта недействительным и о возврате ребенка в семью (п. 30). Рассмотрение иска осуществляется в общеисковом порядке, а не по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации <13>. Как видно, в судебную практику судов общей юрисдикции введена новая категория дел, связанных с воспитанием детей, официально подтверждены действие конституционных гарантий судебной защиты прав, традиционная связь административной и судебной процедур с обязательностью судебного контроля за деятельностью исполнительных органов, а намечавшаяся тенденция безосновательных отобраний детей в административном порядке была пресечена.
Статья: Юридическая ответственность родителей за злоупотребление своими правами и неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязанностей
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Примерами отобрания ребенка у его собственных родителей являются случаи обнаружения так называемых детей-маугли <6>. Так, в 2019 г. в одной из московских квартир среди груды мусора была обнаружена 5-летняя девочка, мать которой не только содержала ребенка в антисанитарных условиях, но и не предоставляла питание и не выводила на прогулку. Аналогичные случаи вскоре были зафиксированы в подмосковных Балашихе и Мытищах <7> и других регионах страны. Во всех случаях была признана непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, в связи с чем на основании ст. 77 СК РФ орган опеки и попечительства осуществил немедленное отобрание детей у родителей (одного из них). Данная мера ответственности применяется в том числе и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок. В соответствии с п. 2 ст. 77 СК РФ при отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 2)Примерами отобрания ребенка у его собственных родителей являются случаи обнаружения так называемых детей-маугли <6>. Так, в 2019 г. в одной из московских квартир среди груды мусора была обнаружена 5-летняя девочка, мать которой не только содержала ребенка в антисанитарных условиях, но и не предоставляла питание и не выводила на прогулку. Аналогичные случаи вскоре были зафиксированы в подмосковных Балашихе и Мытищах <7> и других регионах страны. Во всех случаях была признана непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, в связи с чем на основании ст. 77 СК РФ орган опеки и попечительства осуществил немедленное отобрание детей у родителей (одного из них). Данная мера ответственности применяется в том числе и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок. В соответствии с п. 2 ст. 77 СК РФ при отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.