Акт таможенной проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт таможенной проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Камеральная таможенная проверка
(КонсультантПлюс, 2025)Как следует из системного толкования положений статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", таким документом, порождающим юридически значимые последствия, который может быть обжалован в порядке главы 24 АПК РФ, является не акт таможенной проверки, а решение, принимаемое начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицом, им уполномоченным, и являющееся основанием для направления требования об уплате таможенных платежей.
(КонсультантПлюс, 2025)Как следует из системного толкования положений статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", таким документом, порождающим юридически значимые последствия, который может быть обжалован в порядке главы 24 АПК РФ, является не акт таможенной проверки, а решение, принимаемое начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицом, им уполномоченным, и являющееся основанием для направления требования об уплате таможенных платежей.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка органом жилнадзора (ГЖИ), в т.ч. по жалобам жильцов
(КонсультантПлюс, 2025)Акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со ст. 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле), не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.). Акты проверки, исходящие от органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, могут быть оспорены как решения, если в нарушение Закона о контроле в них содержатся требования, предусмотренные частью 2 статьи 90 указанного Закона.
(КонсультантПлюс, 2025)Акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со ст. 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле), не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.). Акты проверки, исходящие от органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, могут быть оспорены как решения, если в нарушение Закона о контроле в них содержатся требования, предусмотренные частью 2 статьи 90 указанного Закона.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: По итогам проверки таможенных и иных документов (сведений) был составлен акт проверки после выпуска товаров и (или) транспортных средств и выявлены три факта нарушений по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. В случае признания организации виновной сколько постановлений по делам об административных правонарушениях будет вынесено?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Вопрос: По итогам проверки таможенных и иных документов (сведений), начатой после выпуска товаров, таможенным органом был составлен акт проверки после выпуска товаров и (или) транспортных средств и выявлены три факта нарушений по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ в виде заявления при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, если такие сведения послужили основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. В случае признания организации виновной в совершении указанных правонарушений сколько постановлений по делам об административных правонарушениях будет вынесено - три или одно?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Вопрос: По итогам проверки таможенных и иных документов (сведений), начатой после выпуска товаров, таможенным органом был составлен акт проверки после выпуска товаров и (или) транспортных средств и выявлены три факта нарушений по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ в виде заявления при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, если такие сведения послужили основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. В случае признания организации виновной в совершении указанных правонарушений сколько постановлений по делам об административных правонарушениях будет вынесено - три или одно?
Вопрос: Необходимо ли составление акта проверки для назначения административного наказания как за одно административное правонарушение при выявлении таможенным органом при проведении одного контрольного мероприятия фактов совершения трех административных правонарушений по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Вопрос: Необходимо ли составление акта проверки для применения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ и назначения административного наказания как за совершение одного административного правонарушения при выявлении таможенным органом при проведении одного контрольного мероприятия фактов совершения организацией трех административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Вопрос: Необходимо ли составление акта проверки для применения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ и назначения административного наказания как за совершение одного административного правонарушения при выявлении таможенным органом при проведении одного контрольного мероприятия фактов совершения организацией трех административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ?
Нормативные акты
Справочная информация: "Таможенный календарь на 2025 год"
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Вводится форма акта об ознакомлении с материалами таможенной проверки
(по состоянию на 20.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Вводится форма акта об ознакомлении с материалами таможенной проверки
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Суд, исследовав обстоятельства дела, указал, что такие акты налоговых органов не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Суд, исследовав обстоятельства дела, указал, что такие акты налоговых органов не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.).
Статья: Административные правоприменительные акты в электронной форме
(Кощеева Е.С.)
("Российский судья", 2025, N 5)При этом такая характеристика, как "отсутствие формы решения", не означает отсутствие документированной формы, так как действиями являются "средства фиксации выявленных нарушений" (акты налоговых, таможенных проверок) или "документы, подтверждающие определенные обстоятельства, в том числе правовой статус лица или правовой режим имущества, и не являющиеся исходя из их содержания решениями" (например, удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний).
(Кощеева Е.С.)
("Российский судья", 2025, N 5)При этом такая характеристика, как "отсутствие формы решения", не означает отсутствие документированной формы, так как действиями являются "средства фиксации выявленных нарушений" (акты налоговых, таможенных проверок) или "документы, подтверждающие определенные обстоятельства, в том числе правовой статус лица или правовой режим имущества, и не являющиеся исходя из их содержания решениями" (например, удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В связи с этим, например, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 6 Постановления от 28.06.2022 N 21 разъяснил, что акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со ст. 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В связи с этим, например, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 6 Постановления от 28.06.2022 N 21 разъяснил, что акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со ст. 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.).
"Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Также сведения о проведении таможенной проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, о составлении акта таможенной проверки и принятии по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (в случае если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле) представляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, по межведомственному запросу регистрирующего органа с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения межведомственного запроса регистрирующего органа.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Также сведения о проведении таможенной проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, о составлении акта таможенной проверки и принятии по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (в случае если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле) представляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, по межведомственному запросу регистрирующего органа с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения межведомственного запроса регистрирующего органа.
Статья: Обеспечение законности в сфере экспорта лесных ресурсов средствами прокурорского надзора
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)К таким факторам, которые могут быть также и коррупционными, относится непривлечение виновных к административной или уголовной ответственности при наличии к этому оснований. Например, при непредставлении информации о маркировке пиломатериалов ценных лесных пород - дуба монгольского, вывозимых из Российской Федерации, таможенные органы не привлекли к ответственности виновных по ч. 4 ст. 8.28.1 КоАП. Нарушения такого рода отмечены и при осуществлении таможенными органами валютного контроля. Так, несмотря на то, что в акте таможенной проверки Иркутской таможни содержались выводы о наличии в действиях виновного лица признаков административного правонарушения, процессуальное решение не выносилось.
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)К таким факторам, которые могут быть также и коррупционными, относится непривлечение виновных к административной или уголовной ответственности при наличии к этому оснований. Например, при непредставлении информации о маркировке пиломатериалов ценных лесных пород - дуба монгольского, вывозимых из Российской Федерации, таможенные органы не привлекли к ответственности виновных по ч. 4 ст. 8.28.1 КоАП. Нарушения такого рода отмечены и при осуществлении таможенными органами валютного контроля. Так, несмотря на то, что в акте таможенной проверки Иркутской таможни содержались выводы о наличии в действиях виновного лица признаков административного правонарушения, процессуальное решение не выносилось.
Статья: О некоторых вопросах обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) в судебном порядке (на примере арбитражных судов)
(Смирнова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Отдельно стоит отметить, что в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 АПК РФ", в арбитражных судах не подлежат оспариванию акты налоговых, таможенных проверок; акты контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". В то же время Верховный Суд РФ разъяснил, что в арбитражных судах оспариваются индивидуальные решения, принятые на основании этих актов; документированная информация, в том числе удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний.
(Смирнова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Отдельно стоит отметить, что в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 АПК РФ", в арбитражных судах не подлежат оспариванию акты налоговых, таможенных проверок; акты контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". В то же время Верховный Суд РФ разъяснил, что в арбитражных судах оспариваются индивидуальные решения, принятые на основании этих актов; документированная информация, в том числе удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний.
Готовое решение: Как составить и подать налоговую, бухгалтерскую и другую отчетность при ликвидации организации
(КонсультантПлюс, 2025)составления акта и принятия решения по результатам проверки в сфере таможенного дела (как камеральной, так и выездной), если такая проверка проводится (Информация ФТС России от 04.08.2020).
(КонсультантПлюс, 2025)составления акта и принятия решения по результатам проверки в сфере таможенного дела (как камеральной, так и выездной), если такая проверка проводится (Информация ФТС России от 04.08.2020).
Статья: Знакомиться нельзя копировать, или История одной таможенной проверки
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)По сути, потенциально возможная расширительная трактовка оспариваемых положений Федерального закона N 289-ФЗ могла включать в понимание категории "знакомиться" (с материалами таможенной проверки) все способы такого знакомства, включая копирование и фотографирование. Рассматриваемое положение п. 2 ст. 235 Федерального закона N 289-ФЗ содержит несколько ограничивающих условий подобного знакомства (обязательное разрешение руководства таможенного органа, только после получения акта таможенной проверки, ограничения, связанные с наличием сведений, составляющих коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты)). При этом правоприменители расширили перечень таких ограничений таким пониманием рассматриваемого положения, что, если способы знакомства с материалами не расписаны (не поименованы, не перечислены), следовательно, они не предусмотрены законодателем и в конечном итоге запрещены.
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)По сути, потенциально возможная расширительная трактовка оспариваемых положений Федерального закона N 289-ФЗ могла включать в понимание категории "знакомиться" (с материалами таможенной проверки) все способы такого знакомства, включая копирование и фотографирование. Рассматриваемое положение п. 2 ст. 235 Федерального закона N 289-ФЗ содержит несколько ограничивающих условий подобного знакомства (обязательное разрешение руководства таможенного органа, только после получения акта таможенной проверки, ограничения, связанные с наличием сведений, составляющих коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты)). При этом правоприменители расширили перечень таких ограничений таким пониманием рассматриваемого положения, что, если способы знакомства с материалами не расписаны (не поименованы, не перечислены), следовательно, они не предусмотрены законодателем и в конечном итоге запрещены.
Статья: Контроль за решениями и действиями органов исполнительной власти в арбитражном судопроизводстве
(Мухтарова О.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 АПК РФ", в арбитражных судах не подлежат оспариванию акты налоговых, таможенных проверок; акты контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". В то же время Верховный Суд РФ разъяснил, что в арбитражных судах оспариваются индивидуальные решения, принятые на основании этих актов; документированная информация, в том числе удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний.
(Мухтарова О.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 АПК РФ", в арбитражных судах не подлежат оспариванию акты налоговых, таможенных проверок; акты контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". В то же время Верховный Суд РФ разъяснил, что в арбитражных судах оспариваются индивидуальные решения, принятые на основании этих актов; документированная информация, в том числе удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний.
Статья: Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в контрольной (надзорной) деятельности
(Федотов С.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Часть 3 ст. 5 Закона N 144-ФЗ устанавливает, что лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящем органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, у прокурора или в суде. Акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со ст. 87 Закона N 248-ФЗ, не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений <8>.
(Федотов С.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Часть 3 ст. 5 Закона N 144-ФЗ устанавливает, что лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящем органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, у прокурора или в суде. Акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со ст. 87 Закона N 248-ФЗ, не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений <8>.