Аналогичные налогоплательщики
Подборка наиболее важных документов по запросу Аналогичные налогоплательщики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 31 НК РФПрактика неоднозначна по вопросу о том, обязательно ли при исчислении налога расчетным методом учитывать данные об аналогичных налогоплательщиках
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Права налоговых органов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, ИФНС неверно произведен расчет его налоговых обязательств (расчетным методом, исходя из данных об аналогичных налогоплательщиках, в порядке подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, ИФНС неверно произведен расчет его налоговых обязательств (расчетным методом, исходя из данных об аналогичных налогоплательщиках, в порядке подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Соответственно, расчетный способ определения налоговой обязанности на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ) подлежит применению, если допущенное налогоплательщиком нарушение сводится к документальной неподтвержденности совершенной им операции, нарушению правил учета, что, как правило, имеет место, если налогоплательщик не участвовал в уклонении от налогообложения, организованном иными лицами, но не проявил должную осмотрительность при выборе контрагента и взаимодействии с ним (п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды").
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Соответственно, расчетный способ определения налоговой обязанности на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ) подлежит применению, если допущенное налогоплательщиком нарушение сводится к документальной неподтвержденности совершенной им операции, нарушению правил учета, что, как правило, имеет место, если налогоплательщик не участвовал в уклонении от налогообложения, организованном иными лицами, но не проявил должную осмотрительность при выборе контрагента и взаимодействии с ним (п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды").
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;
Готовое решение: Налогообложение некоммерческих организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Некоммерческие организации - такие же налогоплательщики, как и коммерческие организации, поэтому в общем случае платят те же налоги. Однако для них могут быть предусмотрены льготы или особенности в расчете налоговых платежей.
(КонсультантПлюс, 2025)Некоммерческие организации - такие же налогоплательщики, как и коммерческие организации, поэтому в общем случае платят те же налоги. Однако для них могут быть предусмотрены льготы или особенности в расчете налоговых платежей.
Статья: Правовые аспекты расчета действительных налоговых обязательств
(Рябова Е.В., Хоружий В.И.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)При этом применительно к одному из методов осуществления налоговой реконструкции - расчетному методу, предусмотренному подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, в основе которого лежит использование налоговым органом информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках для определения суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" <7> (далее - Постановление N 57) была отмечена обязанность налоговых органов определять не только доходы налогоплательщика, но и его расходы.
(Рябова Е.В., Хоружий В.И.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)При этом применительно к одному из методов осуществления налоговой реконструкции - расчетному методу, предусмотренному подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, в основе которого лежит использование налоговым органом информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках для определения суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" <7> (далее - Постановление N 57) была отмечена обязанность налоговых органов определять не только доходы налогоплательщика, но и его расходы.
Статья: Должен ли продавец проявлять должную осмотрительность?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 3)Компания поставляла фрукты не только указанным налоговиками компаниям, но и еще 114 контрагентам. Оборот по этим сделкам не оспорен инспекцией и превышает оборот по сделкам со спорными контрагентами. Однако инспекция при исчислении налогов информацию об этих сделках (которые не были ею оспорены) не учитывала, так же как не учитывала информацию об аналогичных налогоплательщиках. Экспертное заключение суды признали ненадлежащим доказательством, поскольку из него не усматривается, что экспертом-оценщиком анализ производился исключительно на подтвержденных и общепризнанных источниках по ценам на продукцию и в условиях оптовой реализации товара.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 3)Компания поставляла фрукты не только указанным налоговиками компаниям, но и еще 114 контрагентам. Оборот по этим сделкам не оспорен инспекцией и превышает оборот по сделкам со спорными контрагентами. Однако инспекция при исчислении налогов информацию об этих сделках (которые не были ею оспорены) не учитывала, так же как не учитывала информацию об аналогичных налогоплательщиках. Экспертное заключение суды признали ненадлежащим доказательством, поскольку из него не усматривается, что экспертом-оценщиком анализ производился исключительно на подтвержденных и общепризнанных источниках по ценам на продукцию и в условиях оптовой реализации товара.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)2) "поскольку взимание налогов как обязательных индивидуально безвозмездных денежных платежей, необходимых для покрытия публичных расходов, связано с вторжением государства в право собственности, имущественные права, свободу предпринимательской деятельности и тем самым - в сферу основных прав и свобод, регулирование налоговых отношений должно осуществляться так, чтобы было гарантировано равное исполнение обязанностей налогоплательщиками и не создавались бы условия для нарушения их конституционных прав, а также прав и законных интересов других лиц. Законодатель, предусматривая ответственность за совершение налоговых правонарушений, должен исходить из конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности, соразмерности устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям, с тем чтобы обеспечить баланс публичных и частных интересов как конституционно защищаемых ценностей (Постановление от 14 июля 2005 года N 9-П)". Данная позиция Конституционного Суда РФ представляет интерес с точки зрения того, какими способами утверждается баланс публичных и частных интересов в налоговых правоотношениях. В частности, еще в 2013 г. Европейский суд по правам человека отметил, что в Российской Федерации "...право переквалифицировать или прекращать недобросовестную деятельность компаний существовало и применялось национальными судами в различных контекстах и с различными последствиями для заинтересованных сторон уже в 1997 году" <1>. Однако не только суды, но и сами налоговые органы активно применяют переквалификацию правоотношений для целей взимания налогов в случае обнаружения недобросовестного поведения налогоплательщика. Например, с 2019 г. осуществление выплат российской дочерней компанией за оказанные управленческие услуги по договору в пользу иностранной материнской компании, оказавшей услуги, может быть переквалифицировано налоговым органом в косвенные дивиденды ("скрытые дивиденды"). Для такой переквалификации налоговые органы выработали ряд следующих критериев (в форме вопросов) для установления недобросовестности поведения налогоплательщика: 1) приобрел ли бы налогоплательщик аналогичные услуги не у аффилированной компании; 2) какие выгоды оказанные услуги принесли для бизнеса налогоплательщика; 3) носит ли договор об оказании управленческих услуг акционерный характер, т.е. можно ли сделать вывод о том, что услуги оказывались в пользу акционера в том числе и развивали бизнес группы компаний акционера; 4) является ли цена сделки сравнимой с рыночными условиями;
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)2) "поскольку взимание налогов как обязательных индивидуально безвозмездных денежных платежей, необходимых для покрытия публичных расходов, связано с вторжением государства в право собственности, имущественные права, свободу предпринимательской деятельности и тем самым - в сферу основных прав и свобод, регулирование налоговых отношений должно осуществляться так, чтобы было гарантировано равное исполнение обязанностей налогоплательщиками и не создавались бы условия для нарушения их конституционных прав, а также прав и законных интересов других лиц. Законодатель, предусматривая ответственность за совершение налоговых правонарушений, должен исходить из конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности, соразмерности устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям, с тем чтобы обеспечить баланс публичных и частных интересов как конституционно защищаемых ценностей (Постановление от 14 июля 2005 года N 9-П)". Данная позиция Конституционного Суда РФ представляет интерес с точки зрения того, какими способами утверждается баланс публичных и частных интересов в налоговых правоотношениях. В частности, еще в 2013 г. Европейский суд по правам человека отметил, что в Российской Федерации "...право переквалифицировать или прекращать недобросовестную деятельность компаний существовало и применялось национальными судами в различных контекстах и с различными последствиями для заинтересованных сторон уже в 1997 году" <1>. Однако не только суды, но и сами налоговые органы активно применяют переквалификацию правоотношений для целей взимания налогов в случае обнаружения недобросовестного поведения налогоплательщика. Например, с 2019 г. осуществление выплат российской дочерней компанией за оказанные управленческие услуги по договору в пользу иностранной материнской компании, оказавшей услуги, может быть переквалифицировано налоговым органом в косвенные дивиденды ("скрытые дивиденды"). Для такой переквалификации налоговые органы выработали ряд следующих критериев (в форме вопросов) для установления недобросовестности поведения налогоплательщика: 1) приобрел ли бы налогоплательщик аналогичные услуги не у аффилированной компании; 2) какие выгоды оказанные услуги принесли для бизнеса налогоплательщика; 3) носит ли договор об оказании управленческих услуг акционерный характер, т.е. можно ли сделать вывод о том, что услуги оказывались в пользу акционера в том числе и развивали бизнес группы компаний акционера; 4) является ли цена сделки сравнимой с рыночными условиями;
Ситуация: Как вернуть НДФЛ при получении имущественных или социальных вычетов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу в отношении расходов, понесенных с 01.01.2024 на обучение и медицинские услуги, не предусмотрено представление иных документов, кроме справки, выданной образовательной (медицинской) организацией или ИП, осуществляющим образовательную (медицинскую) деятельность, подтверждающей фактические расходы на указанные цели. При этом данная справка не требуется, если соответствующие сведения представлены в налоговый орган непосредственно такой организацией или ИП и размещены в личном кабинете налогоплательщика. Аналогичный порядок предусмотрен и в отношении некоторых других видов социальных налоговых вычетов, например вычета в сумме расходов на уплату страховых взносов по договору добровольного личного страхования и вычета в сумме, уплаченной за физкультурно-оздоровительные услуги (абз. 4, 5 пп. 2, абз. 9 - 12 пп. 3, абз. 9, 10 пп. 7 п. 1 ст. 219 НК РФ; ч. 7 ст. 13 Закона N 389-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу в отношении расходов, понесенных с 01.01.2024 на обучение и медицинские услуги, не предусмотрено представление иных документов, кроме справки, выданной образовательной (медицинской) организацией или ИП, осуществляющим образовательную (медицинскую) деятельность, подтверждающей фактические расходы на указанные цели. При этом данная справка не требуется, если соответствующие сведения представлены в налоговый орган непосредственно такой организацией или ИП и размещены в личном кабинете налогоплательщика. Аналогичный порядок предусмотрен и в отношении некоторых других видов социальных налоговых вычетов, например вычета в сумме расходов на уплату страховых взносов по договору добровольного личного страхования и вычета в сумме, уплаченной за физкультурно-оздоровительные услуги (абз. 4, 5 пп. 2, абз. 9 - 12 пп. 3, абз. 9, 10 пп. 7 п. 1 ст. 219 НК РФ; ч. 7 ст. 13 Закона N 389-ФЗ).
Готовое решение: Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
(КонсультантПлюс, 2025)Если сделка фактически имела место, хотя и была исполнена ненадлежащим лицом, налогоплательщик может в ходе налоговой проверки представить сведения и документы, позволяющие установить реального исполнителя и параметры спорной операции. В частности, это могут быть данные об аналогичных документально подтвержденных операциях налогоплательщика, заключения экспертов, документы, которые подтверждают рыночную стоимость товаров (работ, услуг). Если доказательств достаточно, налоговые обязательства будут определены расчетным способом исходя из них. Расходы и вычеты НДС учитываются по параметрам исполнения, отраженным в финансово-хозяйственных документах реального исполнителя. При этом налогоплательщик вправе учесть расходы на приобретение товаров (работ, услуг) и вычеты по НДС только в той части, в какой налоги были уплачены лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке (п. п. 10, 12, 17.1, 17.2 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@, п. 6 Обзора практики (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023), п. 20 Обзора судебной практики ВС РФ N 1 (2022), Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.05.2021 N 309-ЭС20-23981, приведенное в п. 39 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2021) (утв. Президиумом ВС РФ 10.11.2021), в п. п. 1 и 2 Письма ФНС России от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@, включенное в Обзор, направленный Письмом ФНС России от 28.07.2021 N БВ-4-7/10638).
(КонсультантПлюс, 2025)Если сделка фактически имела место, хотя и была исполнена ненадлежащим лицом, налогоплательщик может в ходе налоговой проверки представить сведения и документы, позволяющие установить реального исполнителя и параметры спорной операции. В частности, это могут быть данные об аналогичных документально подтвержденных операциях налогоплательщика, заключения экспертов, документы, которые подтверждают рыночную стоимость товаров (работ, услуг). Если доказательств достаточно, налоговые обязательства будут определены расчетным способом исходя из них. Расходы и вычеты НДС учитываются по параметрам исполнения, отраженным в финансово-хозяйственных документах реального исполнителя. При этом налогоплательщик вправе учесть расходы на приобретение товаров (работ, услуг) и вычеты по НДС только в той части, в какой налоги были уплачены лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке (п. п. 10, 12, 17.1, 17.2 Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@, п. 6 Обзора практики (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023), п. 20 Обзора судебной практики ВС РФ N 1 (2022), Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.05.2021 N 309-ЭС20-23981, приведенное в п. 39 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2021) (утв. Президиумом ВС РФ 10.11.2021), в п. п. 1 и 2 Письма ФНС России от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@, включенное в Обзор, направленный Письмом ФНС России от 28.07.2021 N БВ-4-7/10638).
Готовое решение: "Безопасная" доля вычетов по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)существенные отклонения от средних показателей финансово-хозяйственной деятельности по аналогичным налогоплательщикам (в той же отрасли, по тому же региону);
(КонсультантПлюс, 2025)существенные отклонения от средних показателей финансово-хозяйственной деятельности по аналогичным налогоплательщикам (в той же отрасли, по тому же региону);
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 208 НК РФ для целей налогообложения к доходам от источников в РФ относятся пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 208 НК РФ для целей налогообложения к доходам от источников в РФ относятся пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)3) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в установленных законом случаях;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)3) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в установленных законом случаях;
Готовое решение: Планирование выездных налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого налоговые органы проводят предпроверочный анализ - собирают информацию о налогоплательщике, анализируют и сравнивают ее с данными о других аналогичных налогоплательщиках.
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого налоговые органы проводят предпроверочный анализ - собирают информацию о налогоплательщике, анализируют и сравнивают ее с данными о других аналогичных налогоплательщиках.