Аналогия в уголовном праве
Подборка наиболее важных документов по запросу Аналогия в уголовном праве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реальный круг источников уголовного права России
(Иванчин А.В.)
("Российский следователь", 2024, N 1)Номер три - уголовно-правовые предписания, содержащиеся в УИК РФ и УПК РФ. Хотя уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право и образуют один блок отраслей антикриминального цикла, у каждой отрасли - свой предмет регулирования. В частности, задача уголовного права - регламентировать понятие, виды и содержание каждого из наказаний, а задача уголовно-исполнительного - определить порядок их исполнения. Соответственно, правоограничения, образующие содержание наказания, должны фиксироваться в УК РФ, а не УИК РФ. В целом эта линия законодателем выдержана, но не всегда. Например, согласно ст. 103 УИК РФ осужденный к лишению свободы обязан трудиться, и это существенное правоограничение по логике должно быть оговорено в ст. 56 УК РФ о лишении свободы. Значит, в этой части УИК РФ - источник уголовного права России. Аналогичные фрагменты уголовного права встречаются и в УПК РФ. В то же время очевидно, что в данном случае мы имеем дело с законотворческим дефектом (подлежащим исправлению), поскольку в силу специализации отраслей права все уголовно-правовые предписания должны быть размещены в источниках "своей" отрасли.
(Иванчин А.В.)
("Российский следователь", 2024, N 1)Номер три - уголовно-правовые предписания, содержащиеся в УИК РФ и УПК РФ. Хотя уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право и образуют один блок отраслей антикриминального цикла, у каждой отрасли - свой предмет регулирования. В частности, задача уголовного права - регламентировать понятие, виды и содержание каждого из наказаний, а задача уголовно-исполнительного - определить порядок их исполнения. Соответственно, правоограничения, образующие содержание наказания, должны фиксироваться в УК РФ, а не УИК РФ. В целом эта линия законодателем выдержана, но не всегда. Например, согласно ст. 103 УИК РФ осужденный к лишению свободы обязан трудиться, и это существенное правоограничение по логике должно быть оговорено в ст. 56 УК РФ о лишении свободы. Значит, в этой части УИК РФ - источник уголовного права России. Аналогичные фрагменты уголовного права встречаются и в УПК РФ. В то же время очевидно, что в данном случае мы имеем дело с законотворческим дефектом (подлежащим исправлению), поскольку в силу специализации отраслей права все уголовно-правовые предписания должны быть размещены в источниках "своей" отрасли.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречащее положениям ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставило бы в неравное положение сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ на момент обращения в территориальную комиссию ФСИН с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, но уволенных из органов уголовно-исполнительной системы на момент принятия решения по этому заявлению комиссией ФСИН России, по сравнению с действующими сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обладающими таким же правом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречащее положениям ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставило бы в неравное положение сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ на момент обращения в территориальную комиссию ФСИН с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, но уволенных из органов уголовно-исполнительной системы на момент принятия решения по этому заявлению комиссией ФСИН России, по сравнению с действующими сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обладающими таким же правом.