Анонимное обращение
Подборка наиболее важных документов по запросу Анонимное обращение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4 "Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации""Из содержания статей 4, 7, 11 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, статей 2, 6, 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (анонимные обращения), не могут служить основанием для проведения проверки."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Порядок рассмотрения отдельных обращений" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации""Из содержания статей 4, 7, 11 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, статей 2, 6, 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (анонимные обращения), не могут служить основанием для проведения проверки."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как гражданин может обратиться в органы власти?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рассмотрение обращений граждан, в том числе анонимных
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рассмотрение обращений граждан, в том числе анонимных
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"2. В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, государственного органа, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указывается также наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица.
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"2. В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, государственного органа, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указывается также наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица.
Статья: Поводы, основания и порядок возбуждения уголовных дел
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ).
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)В соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Статья: Правовые основы деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и Республики Казахстан по обеспечению законности в сфере осуществления государственного контроля и надзора
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Так, согласно действующим в Республике Казахстан правилам регистрации контрольных мероприятий <9>, Комитет по итогам анализа актов о назначении профилактического контроля с посещением подконтрольного лица или проверки и их результатах на соответствие законодательству и полноте направляемых контрольным органом сведений вправе принять решение об отказе в их регистрации. Такое решение может быть принято в связи с превышением компетенции контролирующего органа по проверке обязательных требований, нарушением требований к срокам проведения контрольных мероприятий, назначением проверки по анонимному обращению, отсутствием подтверждения основания назначения внеплановой проверки и т.д.
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Так, согласно действующим в Республике Казахстан правилам регистрации контрольных мероприятий <9>, Комитет по итогам анализа актов о назначении профилактического контроля с посещением подконтрольного лица или проверки и их результатах на соответствие законодательству и полноте направляемых контрольным органом сведений вправе принять решение об отказе в их регистрации. Такое решение может быть принято в связи с превышением компетенции контролирующего органа по проверке обязательных требований, нарушением требований к срокам проведения контрольных мероприятий, назначением проверки по анонимному обращению, отсутствием подтверждения основания назначения внеплановой проверки и т.д.
Статья: Порядок урегулирования конфликта интересов в учреждении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Комиссия рассматривает поступившие в адрес Минздрава России письменные уведомления руководителей медицинских и аптечных организаций, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность, о возникновении конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности. Анонимные обращения Комиссия не рассматривает (п. 9).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Комиссия рассматривает поступившие в адрес Минздрава России письменные уведомления руководителей медицинских и аптечных организаций, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность, о возникновении конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности. Анонимные обращения Комиссия не рассматривает (п. 9).
Готовое решение: Как работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
(КонсультантПлюс, 2025)Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях, административных нарушениях, анонимные обращения и не проверяет, соблюдает ли госслужащий служебную дисциплину (п. 17 Положения о комиссиях по конфликту интересов).
(КонсультантПлюс, 2025)Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях, административных нарушениях, анонимные обращения и не проверяет, соблюдает ли госслужащий служебную дисциплину (п. 17 Положения о комиссиях по конфликту интересов).
Ситуация: Что делать при задержке выплаты зарплаты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если обращение подано анонимно, однако изложенная в нем информация требует применения мер прокурорского реагирования, обращение рассматривается без уведомления заявителя о принятом решении (ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ; Информация Прокуратуры г. Москвы, 2020).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если обращение подано анонимно, однако изложенная в нем информация требует применения мер прокурорского реагирования, обращение рассматривается без уведомления заявителя о принятом решении (ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ; Информация Прокуратуры г. Москвы, 2020).
Ситуация: Как гражданину составить заявление в полицию о краже?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В начале 2006 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <56>. В пояснительной записке к законопроекту N 263597-4 отмечено: "Законопроект содержит исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. К ним относятся: анонимные обращения, за исключением тех, в которых сообщается о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, содержащие вопросы, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы. В законопроекте устанавливается обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц рассматривать поступившие в соответствии с их компетенцией обращения граждан, принимать по ним необходимые решения, организовывать личный прием граждан, обеспечивать контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об обращениях граждан. Обращения должны рассматриваться в установленные законопроектом сроки. Положения о сроках работы с обращениями граждан сформулированы таким образом, чтобы государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица имели возможность самостоятельно сократить срок рассмотрения обращений, однако произвольное его увеличение без внесения изменений в федеральный закон неправомерно" <57>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В начале 2006 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <56>. В пояснительной записке к законопроекту N 263597-4 отмечено: "Законопроект содержит исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. К ним относятся: анонимные обращения, за исключением тех, в которых сообщается о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, содержащие вопросы, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы. В законопроекте устанавливается обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц рассматривать поступившие в соответствии с их компетенцией обращения граждан, принимать по ним необходимые решения, организовывать личный прием граждан, обеспечивать контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об обращениях граждан. Обращения должны рассматриваться в установленные законопроектом сроки. Положения о сроках работы с обращениями граждан сформулированы таким образом, чтобы государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица имели возможность самостоятельно сократить срок рассмотрения обращений, однако произвольное его увеличение без внесения изменений в федеральный закон неправомерно" <57>.
Статья: Суд Бергера и его вклад в формирование новых правил уголовного судопроизводства
(Дустов Д.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 2)Полиция Санта-Клары получила анонимное сообщение о том, что на заднем дворе Чираоло выращивается марихуана. Поскольку высокий забор вокруг двора препятствовал наблюдению с земли, полицейские арендовали частный самолет и пролетели над домом Чираоло на высоте 1 000 футов. В ходе воздушного наблюдения они обнаружили растущую марихуану. На основе полученных данных полицейские получили ордер на обыск, в результате которого было изъято 73 растения. Чираоло признал свою вину в выращивании марихуаны. Однако Апелляционный суд Калифорнии постановил, что наблюдение с воздуха было нарушением права на неприкосновенность частной жизни, и отменил приговор Чираоло.
(Дустов Д.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 2)Полиция Санта-Клары получила анонимное сообщение о том, что на заднем дворе Чираоло выращивается марихуана. Поскольку высокий забор вокруг двора препятствовал наблюдению с земли, полицейские арендовали частный самолет и пролетели над домом Чираоло на высоте 1 000 футов. В ходе воздушного наблюдения они обнаружили растущую марихуану. На основе полученных данных полицейские получили ордер на обыск, в результате которого было изъято 73 растения. Чираоло признал свою вину в выращивании марихуаны. Однако Апелляционный суд Калифорнии постановил, что наблюдение с воздуха было нарушением права на неприкосновенность частной жизни, и отменил приговор Чираоло.
Ситуация: Как обратиться с заявлением в полицию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если в качестве заявителя указать не себя, а иное постороннее лицо, привести вымышленные Ф.И.О. и (или) адрес, то в последующем при установлении данного факта ваше заявление признают анонимным. Анонимное заявление о преступлении по решению руководителя (начальника) ТО МВД России направят для использования в оперативно-розыскной деятельности, а анонимные заявления об административном правонарушении, о происшествии и материалы их проверки приобщат к номенклатурному делу (п. п. 45, 46 Инструкции N 736).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если в качестве заявителя указать не себя, а иное постороннее лицо, привести вымышленные Ф.И.О. и (или) адрес, то в последующем при установлении данного факта ваше заявление признают анонимным. Анонимное заявление о преступлении по решению руководителя (начальника) ТО МВД России направят для использования в оперативно-розыскной деятельности, а анонимные заявления об административном правонарушении, о происшествии и материалы их проверки приобщат к номенклатурному делу (п. п. 45, 46 Инструкции N 736).