Аренда имущества казны ндс
Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда имущества казны ндс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: НДС: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый орган доначислил НДС Физлицу, которое сдает в аренду (реализует) недвижимость
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый орган доначислил НДС Физлицу, которое сдает в аренду (реализует) недвижимость
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 161 "Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган установил, что администрацией муниципального образования с операции по передаче в аренду муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, не исчислен и не перечислен в бюджет НДС. По мнению налогоплательщика, так как передача муниципального имущества в аренду относится к исключительным полномочиям, возложенным на органы местного самоуправления, и на основании ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения, у налогоплательщика отсутствует обязанность исчислять и уплачивать в бюджет НДС. Суд пришел к выводу о наличии обязанности по исчислению и уплате НДС в силу п. 3 ст. 161 НК РФ, поскольку при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению НДС в данном случае возложена на налогоплательщика как лицо, реализующее имущество.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган установил, что администрацией муниципального образования с операции по передаче в аренду муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, не исчислен и не перечислен в бюджет НДС. По мнению налогоплательщика, так как передача муниципального имущества в аренду относится к исключительным полномочиям, возложенным на органы местного самоуправления, и на основании ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения, у налогоплательщика отсутствует обязанность исчислять и уплачивать в бюджет НДС. Суд пришел к выводу о наличии обязанности по исчислению и уплате НДС в силу п. 3 ст. 161 НК РФ, поскольку при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению НДС в данном случае возложена на налогоплательщика как лицо, реализующее имущество.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по сделкам. Аренда недвижимости. Арендатор (субарендатор)Арендатор признается налоговым агентом по НДС, если арендодателем является государственный орган или орган местного самоуправления, предоставляющий в аренду имущество казны. В связи с чем он обязан исчислить, удержать из арендной платы, уплачиваемой такому арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 НК РФ, Письмо Минфина России от 12.04.2021 N 03-07-11/26931). Исчисленную сумму НДС арендатор имеет право принять к вычету в том же налоговом периоде, в котором она исчислена. Это возможно при условии, что арендуемая недвижимость используется в облагаемых НДС операциях. НДС принимается к вычету на основании документов, подтверждающих исчисление сумм налога. Таким документом является, например, правильно составленный организацией счет-фактура (п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Вопрос: О цене госконтракта, а также об НДС при реализации с 01.01.2025 товаров (работ, услуг) в рамках госконтракта организациями или ИП, применяющими УСН.
(Письмо Минфина России от 31.03.2025 N 03-07-11/31394)Вопрос: В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду имущества, числящегося в составе казны публично-правового образования, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами (арендаторами) как сумма арендной платы с учетом налога.
(Письмо Минфина России от 31.03.2025 N 03-07-11/31394)Вопрос: В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду имущества, числящегося в составе казны публично-правового образования, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами (арендаторами) как сумма арендной платы с учетом налога.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Дизайн-группа "Интерьер Флора" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации"Порядок уплаты налога на добавленную стоимость, установленный пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т.е. составляющего государственную казну (абзац второй пункта 4 статьи 214 ГК Российской Федерации), при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях. Законодатель вправе определить элемент юридического состава налога на добавленную стоимость, каковым является субъект данного налога (налогоплательщик), таким образом, как это осуществлено в пункте 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку органы государственной власти и управления и органы местного управления являются организациями, обладающими правами юридического лица.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Дизайн-группа "Интерьер Флора" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации"Порядок уплаты налога на добавленную стоимость, установленный пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т.е. составляющего государственную казну (абзац второй пункта 4 статьи 214 ГК Российской Федерации), при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях. Законодатель вправе определить элемент юридического состава налога на добавленную стоимость, каковым является субъект данного налога (налогоплательщик), таким образом, как это осуществлено в пункте 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку органы государственной власти и управления и органы местного управления являются организациями, обладающими правами юридического лица.
<Письмо> ФНС России от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@
"О порядке применения подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 и пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации"Учитывая изложенное, при предоставлении органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну, обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора, являющегося налоговым агентом.
"О порядке применения подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 и пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации"Учитывая изложенное, при предоставлении органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну, обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора, являющегося налоговым агентом.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Поскольку осуществление деятельности по сдаче имущества в аренду такими физических лицами (в связи с отсутствием факта регистрации ИП) формально не подлежит налогообложению (потери казны от недополучения НДС), налоговый орган вправе посчитать, что организация-налогоплательщик в целях получения оснований для отнесения на затраты по налогу на прибыль (необоснованной налоговой выгоды) заключило договоры аренды имущества с физическим лицом формально (формальный документооборот), что может привести к последствиям, схожим по своей природе с отказом налогового органа в вычетах по НДС (отказу к отнесению на расходы в целях исчисления налога на прибыль затрат на аренду).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Поскольку осуществление деятельности по сдаче имущества в аренду такими физических лицами (в связи с отсутствием факта регистрации ИП) формально не подлежит налогообложению (потери казны от недополучения НДС), налоговый орган вправе посчитать, что организация-налогоплательщик в целях получения оснований для отнесения на затраты по налогу на прибыль (необоснованной налоговой выгоды) заключило договоры аренды имущества с физическим лицом формально (формальный документооборот), что может привести к последствиям, схожим по своей природе с отказом налогового органа в вычетах по НДС (отказу к отнесению на расходы в целях исчисления налога на прибыль затрат на аренду).
Статья: 3 года или меньше? Сроки для заявления НДС-вычетов
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 16)Налоговые агенты могут принять к вычету агентский НДС:
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 16)Налоговые агенты могут принять к вычету агентский НДС:
Вопрос: Об НДС при реализации ОМСУ прав на заключение договоров о комплексном развитии территории жилой застройки городского округа.
(Письмо Минфина России от 08.04.2024 N 03-07-11/31806)Пунктом 3 ст. 161 Кодекса установлены особенности уплаты НДС при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, при реализации (передаче) на территории Российской Федерации имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну, а также при предоставлении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус". В указанных случаях НДС в бюджет уплачивают арендаторы, покупатели (получатели) и пользователи указанного имущества.
(Письмо Минфина России от 08.04.2024 N 03-07-11/31806)Пунктом 3 ст. 161 Кодекса установлены особенности уплаты НДС при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, при реализации (передаче) на территории Российской Федерации имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну, а также при предоставлении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус". В указанных случаях НДС в бюджет уплачивают арендаторы, покупатели (получатели) и пользователи указанного имущества.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Налоговый орган установил, что администрацией муниципального образования с операции по передаче в аренду муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, не исчислен и не перечислен в бюджет НДС. По мнению налогоплательщика, так как передача муниципального имущества в аренду относится к исключительным полномочиям, возложенным на органы местного самоуправления, и на основании статьи 146 НК РФ не признается объектом налогообложения, у налогоплательщика отсутствует обязанность исчислять и уплачивать в бюджет НДС. Суд пришел к выводу о наличии обязанности по исчислению и уплате НДС в силу пункта 3 статьи 161 НК РФ, поскольку при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению НДС в данном случае возложена на налогоплательщика как лицо, реализующее имущество.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Налоговый орган установил, что администрацией муниципального образования с операции по передаче в аренду муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, не исчислен и не перечислен в бюджет НДС. По мнению налогоплательщика, так как передача муниципального имущества в аренду относится к исключительным полномочиям, возложенным на органы местного самоуправления, и на основании статьи 146 НК РФ не признается объектом налогообложения, у налогоплательщика отсутствует обязанность исчислять и уплачивать в бюджет НДС. Суд пришел к выводу о наличии обязанности по исчислению и уплате НДС в силу пункта 3 статьи 161 НК РФ, поскольку при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению НДС в данном случае возложена на налогоплательщика как лицо, реализующее имущество.
Готовое решение: Как заполнить декларацию по НДС по налоговые периоды 2024 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)арендодателя - органа государственной власти и управления, органа местного самоуправления;
(КонсультантПлюс, 2025)арендодателя - органа государственной власти и управления, органа местного самоуправления;
Готовое решение: По каким кодам отражаются операции в разд. 7 декларации по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Эти операции в разд. 7 декларации по НДС отражайте по кодам:
(КонсультантПлюс, 2025)Эти операции в разд. 7 декларации по НДС отражайте по кодам:
Готовое решение: Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС при аренде государственного и муниципального имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Нужно ли платить НДС при выкупе арендованного муниципального имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Нужно ли платить НДС при выкупе арендованного муниципального имущества
Статья: НДС у ИП при покупке арендованной ранее публичной недвижимости
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)- государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну федеральной территории "Сириус".
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)- государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну федеральной территории "Сириус".
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Однако будьте внимательны: данный вывод справедлив лишь для ситуации, когда казенное учреждение сдает в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Если же органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления предоставляется в аренду государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющее государственную (муниципальную) казну, у арендатора, являющегося налоговым агентом, возникает обязанность по исчислению и уплате НДС. Соответствующие разъяснения даны в Письме ФНС России от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@ (в подтверждение данного вывода ФНС ссылается на судебную практику Верховного Суда РФ).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Однако будьте внимательны: данный вывод справедлив лишь для ситуации, когда казенное учреждение сдает в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Если же органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления предоставляется в аренду государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющее государственную (муниципальную) казну, у арендатора, являющегося налоговым агентом, возникает обязанность по исчислению и уплате НДС. Соответствующие разъяснения даны в Письме ФНС России от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@ (в подтверждение данного вывода ФНС ссылается на судебную практику Верховного Суда РФ).
Статья: Продажа имущества казны физическому лицу: об НДС
(Зайцева С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 1)К сведению. В соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС операции по реализации (передаче) на территории РФ недвижимости казны, выкупаемой в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, это:
(Зайцева С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 1)К сведению. В соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС операции по реализации (передаче) на территории РФ недвижимости казны, выкупаемой в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, это: