Археологический надзор
Подборка наиболее важных документов по запросу Археологический надзор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.08.2023 по делу N 88-19639/2023
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании права собственности на объект незавершенного строительства.
Требования: 2) О признании объекта самовольной постройкой, о сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что разрешительная документация на строительство каких-либо объектов на земельных участках ответчику не выдавалась, проектная документация не подготавливалась.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части.В отношении доводов о нахождении земельных участков ФИО1 в границах зоны охраны объекта культурного наследия, то само по себе данное обстоятельство подтверждает только существующие ограничения при производстве каких-либо земляных работ, связанных с разрытием грунта (с присутствием специалиста-археолога) и само по себе препятствием к использованию земельных участков под размещение существующих объектов недвижимости не является. Судом также учтено наличие технического отчета по результатам инженерно-геологических изысканий N 97-2020-ИГИ, отчета о выполнении археологического надзора за земляными работами на территории земельного массива, состоящего из четырех земельных участков общей площадью 2 900 кв. м, находящегося в границах зон охраны памятников археологии, что свидетельствует о согласовании работ, отсутствии угрозы повреждения, разрушения или уничтожения объекта археологического наследия.
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании права собственности на объект незавершенного строительства.
Требования: 2) О признании объекта самовольной постройкой, о сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что разрешительная документация на строительство каких-либо объектов на земельных участках ответчику не выдавалась, проектная документация не подготавливалась.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части.В отношении доводов о нахождении земельных участков ФИО1 в границах зоны охраны объекта культурного наследия, то само по себе данное обстоятельство подтверждает только существующие ограничения при производстве каких-либо земляных работ, связанных с разрытием грунта (с присутствием специалиста-археолога) и само по себе препятствием к использованию земельных участков под размещение существующих объектов недвижимости не является. Судом также учтено наличие технического отчета по результатам инженерно-геологических изысканий N 97-2020-ИГИ, отчета о выполнении археологического надзора за земляными работами на территории земельного массива, состоящего из четырех земельных участков общей площадью 2 900 кв. м, находящегося в границах зон охраны памятников археологии, что свидетельствует о согласовании работ, отсутствии угрозы повреждения, разрушения или уничтожения объекта археологического наследия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования использования территорий, подлежащих археологическим разведкам
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 5)Положение о проведении ГИКЭ исходит из того, что она проводится экспертом путем археологической разведки (п. 11(3)). Вместе с тем Постановление N 2418 использует термины "археологическая разведка" и "ГИКЭ" путем их перечисления, как если бы это были отдельные процедуры и равноположенные понятия. Более того, нельзя не обратить внимания на то, что ГИКЭ является одним из элементов государственной охраны объектов культурного наследия, отнесенным к полномочиям органов публичной власти, в то время как проведение археологической разведки - это предпринимательская деятельность, для которой в Законе N 73-ФЗ не установлена ни предельная цена, ни сроки проведения, ни требования к исполнителям, а проверка соблюдения порядка выполнения археологической разведки не включена в предмет государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия. Принимая во внимание изложенное, система регулирования проведения археологических разведок требует совершенствования с привлечением представителей научного и профессионального сообщества.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 5)Положение о проведении ГИКЭ исходит из того, что она проводится экспертом путем археологической разведки (п. 11(3)). Вместе с тем Постановление N 2418 использует термины "археологическая разведка" и "ГИКЭ" путем их перечисления, как если бы это были отдельные процедуры и равноположенные понятия. Более того, нельзя не обратить внимания на то, что ГИКЭ является одним из элементов государственной охраны объектов культурного наследия, отнесенным к полномочиям органов публичной власти, в то время как проведение археологической разведки - это предпринимательская деятельность, для которой в Законе N 73-ФЗ не установлена ни предельная цена, ни сроки проведения, ни требования к исполнителям, а проверка соблюдения порядка выполнения археологической разведки не включена в предмет государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия. Принимая во внимание изложенное, система регулирования проведения археологических разведок требует совершенствования с привлечением представителей научного и профессионального сообщества.
Статья: Роль и место духовно-культурной (цивилизационной) безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)В системе обеспечения национальной безопасности применительно к исследуемой сфере государственное управление осуществляется Министерством культуры Российской Федерации, которое совмещает функции нормативно-правового регулирования в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, а также обширные контрольные и надзорные полномочия <14>. Их осуществление возложено на территориальные органы, образованные в семи федеральных округах во взаимодействии с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, подведомственными организациями и широким кругом институтов гражданского общества. Законодательное закрепление сферы духовно-культурной безопасности повлечет уточнение компетенции не только Минкультуры России, но и иных субъектов обеспечения национальной безопасности, включая федеральные органы исполнительной власти (Минюста России, Минобрнауки, Минпросвещения, Рособрнадзора, ФАДН, Росмолодежи, Минцифры, МВД, ФСБ России и др.), органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в государственной функции по обеспечению национальной безопасности.
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)В системе обеспечения национальной безопасности применительно к исследуемой сфере государственное управление осуществляется Министерством культуры Российской Федерации, которое совмещает функции нормативно-правового регулирования в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, а также обширные контрольные и надзорные полномочия <14>. Их осуществление возложено на территориальные органы, образованные в семи федеральных округах во взаимодействии с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, подведомственными организациями и широким кругом институтов гражданского общества. Законодательное закрепление сферы духовно-культурной безопасности повлечет уточнение компетенции не только Минкультуры России, но и иных субъектов обеспечения национальной безопасности, включая федеральные органы исполнительной власти (Минюста России, Минобрнауки, Минпросвещения, Рособрнадзора, ФАДН, Росмолодежи, Минцифры, МВД, ФСБ России и др.), органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в государственной функции по обеспечению национальной безопасности.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что давность привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 7.1 ("Самовольное занятие земельного участка"), 7.4 ("Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых"), 7.6 ("Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий"), 7.9 ("Самовольное занятие лесных участков"), частями 4 и 5 статьи 7.13 ("Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"), статьями 7.14 ("Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия"), 7.15 ("Проведение археологических полевых работ без разрешения") и 13.4 ("Нарушение требований к использованию радиочастотного спектра, правил радиообмена или использования радиочастот, несоблюдение норм или параметров радиоизлучения") КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что давность привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 7.1 ("Самовольное занятие земельного участка"), 7.4 ("Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых"), 7.6 ("Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий"), 7.9 ("Самовольное занятие лесных участков"), частями 4 и 5 статьи 7.13 ("Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"), статьями 7.14 ("Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия"), 7.15 ("Проведение археологических полевых работ без разрешения") и 13.4 ("Нарушение требований к использованию радиочастотного спектра, правил радиообмена или использования радиочастот, несоблюдение норм или параметров радиоизлучения") КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия;
(ред. от 08.08.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия;