Археологическое наблюдение
Подборка наиболее важных документов по запросу Археологическое наблюдение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 N 13АП-26926/2023 по делу N А56-33699/2023
Категория спора: Подряд.
Требования подрядчика: 1) О взыскании задолженности по договору; 2) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Заказчиком не исполнены обязательства по оплате выполненного подрядчиком комплекса работ в виде археологических исследований (наблюдений) в отношении земельных участков на территории объекта археологического наследия.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: Прекращение производства по делу в части - в случае частичного отказа от иска.Однако замечания ответчика, перечисленные в письме от 14.09.2020, были устранены истцом, ответчику был передан надлежащим образом оформленный результат работ по объекту 3 в виде Заключения о выполнении археологических исследований (наблюдений): в формате AdobeAcrobat (*.pdf) на CD-R 14.09.2020, в бумажном виде на 222 листах в 2 экз. с оригинальной печатью 25.09.2020.
Категория спора: Подряд.
Требования подрядчика: 1) О взыскании задолженности по договору; 2) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Заказчиком не исполнены обязательства по оплате выполненного подрядчиком комплекса работ в виде археологических исследований (наблюдений) в отношении земельных участков на территории объекта археологического наследия.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: Прекращение производства по делу в части - в случае частичного отказа от иска.Однако замечания ответчика, перечисленные в письме от 14.09.2020, были устранены истцом, ответчику был передан надлежащим образом оформленный результат работ по объекту 3 в виде Заключения о выполнении археологических исследований (наблюдений): в формате AdobeAcrobat (*.pdf) на CD-R 14.09.2020, в бумажном виде на 222 листах в 2 экз. с оригинальной печатью 25.09.2020.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2023 N 11АП-11585/2023 по делу N А49-1849/2023
Требование: О взыскании задолженности по оплате выполненных работ, неустойки.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции пришел к выводу, что подписание дополнительного соглашения подтверждает факт принятия ответчиком условий договора от 17.12.2021 по проведению истцом археологического наблюдения. Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку ответчик согласно п. 2.2.1 договора 21.12.2021 произвел оплату аванса в сумме 1 755 825,78 руб., в отзыве на иск ответчик не отрицал заключение договора, а указывал на то, что истец не приступил к работам. Следует также отметить, что переписка сторон, представленная в материалы дела, и претензии ответчика также свидетельствуют о том, что у сторон не было разногласий относительно заключенности договора.
Требование: О взыскании задолженности по оплате выполненных работ, неустойки.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции пришел к выводу, что подписание дополнительного соглашения подтверждает факт принятия ответчиком условий договора от 17.12.2021 по проведению истцом археологического наблюдения. Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку ответчик согласно п. 2.2.1 договора 21.12.2021 произвел оплату аванса в сумме 1 755 825,78 руб., в отзыве на иск ответчик не отрицал заключение договора, а указывал на то, что истец не приступил к работам. Следует также отметить, что переписка сторон, представленная в материалы дела, и претензии ответчика также свидетельствуют о том, что у сторон не было разногласий относительно заключенности договора.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита публичных интересов: возмещение вреда, причиненного объектам археологического наследия
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Граждане П. и П., не выполнив условия согласования хозяйственного освоения земельного участка (все виды земляных и строительных работ на земельном участке необходимо производить под наблюдением специалиста-археолога; о начале проведения земляных работ необходимо сообщить государственному органу по охране памятников в письменном виде не позднее трех дней до начала работ; в случае обнаружения в ходе наблюдения специалистом археологических предметов и/или объектов необходимо остановить все работы на участке и провести полный комплекс спасательных археологических мероприятий - раскопок), возвели на принадлежащем им земельном участке, расположенном в границах объекта археологического наследия, гостевой дом. Сумма взысканного по решению суда вреда составила 1 239,4 тысячи рублей. Вышестоящие суды оставили решение в силе <11>.
(Калинин Г.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Граждане П. и П., не выполнив условия согласования хозяйственного освоения земельного участка (все виды земляных и строительных работ на земельном участке необходимо производить под наблюдением специалиста-археолога; о начале проведения земляных работ необходимо сообщить государственному органу по охране памятников в письменном виде не позднее трех дней до начала работ; в случае обнаружения в ходе наблюдения специалистом археологических предметов и/или объектов необходимо остановить все работы на участке и провести полный комплекс спасательных археологических мероприятий - раскопок), возвели на принадлежащем им земельном участке, расположенном в границах объекта археологического наследия, гостевой дом. Сумма взысканного по решению суда вреда составила 1 239,4 тысячи рублей. Вышестоящие суды оставили решение в силе <11>.
Статья: Сравнительный анализ положений о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования по конституциям России и зарубежных стран
(Боголюбов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Иногда право государственной собственности на природные ресурсы приобретает в соответствии с конституцией исключительный характер в интересах соблюдения прав. В Белоруссии недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства; в собственности государства находятся земли сельскохозяйственного назначения; осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе, безопасности, наносить вред окружающей среде, ущемлять права, защищаемые законом интересы других лиц. В соответствии со ст. 21 Конституции КНДР только государство обладает всеми природными ресурсами; государство принимает меры по защите окружающей среды, предпочитая их производству, а также по сохранению, развитию окружающей природной среды, предотвращению ее загрязнения так, чтобы обеспечить людей благоприятной окружающей средой, достойными условиями труда. Исключительной собственностью Болгарии являются подземные богатства, прибрежная пляжная полоса, воды, леса, парки, имеющие национальное значение, природные, археологические резерваты, определенные в законе. К исключительному ведению высших государственных органов Грузии относятся контроль воздушного пространства, транзита и воздушного транспорта, метеорологическая служба, система наблюдения за состоянием окружающей среды, рыболовство в океане, открытом море, законодательство о земле, недрах, других природных ресурсах. В Румынии воздушное пространство, воды с возможным для освоения энергетическим потенциалом и воды, которые могут быть использованы в публичных интересах, пляжи, территориальное море, природные ресурсы экономической зоны, континентального шельфа Румынии, а также другие установленные законом блага являются объектами исключительной публичной собственности.
(Боголюбов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Иногда право государственной собственности на природные ресурсы приобретает в соответствии с конституцией исключительный характер в интересах соблюдения прав. В Белоруссии недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства; в собственности государства находятся земли сельскохозяйственного назначения; осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе, безопасности, наносить вред окружающей среде, ущемлять права, защищаемые законом интересы других лиц. В соответствии со ст. 21 Конституции КНДР только государство обладает всеми природными ресурсами; государство принимает меры по защите окружающей среды, предпочитая их производству, а также по сохранению, развитию окружающей природной среды, предотвращению ее загрязнения так, чтобы обеспечить людей благоприятной окружающей средой, достойными условиями труда. Исключительной собственностью Болгарии являются подземные богатства, прибрежная пляжная полоса, воды, леса, парки, имеющие национальное значение, природные, археологические резерваты, определенные в законе. К исключительному ведению высших государственных органов Грузии относятся контроль воздушного пространства, транзита и воздушного транспорта, метеорологическая служба, система наблюдения за состоянием окружающей среды, рыболовство в океане, открытом море, законодательство о земле, недрах, других природных ресурсах. В Румынии воздушное пространство, воды с возможным для освоения энергетическим потенциалом и воды, которые могут быть использованы в публичных интересах, пляжи, территориальное море, природные ресурсы экономической зоны, континентального шельфа Румынии, а также другие установленные законом блага являются объектами исключительной публичной собственности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"3) археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.
(ред. от 08.08.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"3) археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.
Федеральный закон от 23.07.2013 N 245-ФЗ
(ред. от 28.12.2017)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии"3) археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.
(ред. от 28.12.2017)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии"3) археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.