АудитОрское заключение за 2018 год
Подборка наиболее важных документов по запросу АудитОрское заключение за 2018 год (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 309.1 "Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик является иностранной организацией, которая в соответствии со ст. 246.2 НК РФ добровольно признала себя налоговым резидентом РФ путем представления соответствующего заявления. При этом налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной компании. Налоговый орган установил, что в 2017 году общим собранием участников КИК было принято решение выплатить дивиденды за 2016 год. Указанные дивиденды были фактически выплачены единственному участнику (налогоплательщику) и учтены им в первичной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017 год. В 2019 году налогоплательщик как единственный участник КИК принял решение считать годовые дивиденды за 2016 год, выплаченные в 2017 году, промежуточными дивидендами за 2017 год. В результате в уточненных декларациях общества по налогу на прибыль за 2017 год величина убытка КИК для целей налогообложения была значительно уменьшена за счет неотражения суммы выплаченных в 2017 году годовых дивидендов за 2016 год, в уточненной налоговой отчетности за 2018 год уменьшена прибыль КИК на суммы выплаченных дивидендов. Суд пришел к выводу, что дивиденды выплачены именно за 2016 год, достоверность налоговой отчетности КИК подтверждена аудиторским заключением. Суд отклонил довод общества о необходимости пересмотра в 2019 году вида, периода и источника ранее выплаченных дивидендов в связи с исправлением ошибок как не подтвержденный доказательствами. Поскольку налогоплательщик не представил документы, однозначно свидетельствующие о правомерности отнесения выплаченных в 2017 году дивидендов к промежуточным дивидендам за 2017 год, а действующее законодательство Российской Федерации не содержит положений, позволяющих изменять экономическую квалификацию выплаченных дивидендов для целей налогообложения, суд признал правомерным доначисление налога на прибыль, поскольку переквалификация дивидендов произведена с целью неправомерного занижения налоговой базы по прибыли КИК при исчислении налога на прибыль за 2018 год.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик является иностранной организацией, которая в соответствии со ст. 246.2 НК РФ добровольно признала себя налоговым резидентом РФ путем представления соответствующего заявления. При этом налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной компании. Налоговый орган установил, что в 2017 году общим собранием участников КИК было принято решение выплатить дивиденды за 2016 год. Указанные дивиденды были фактически выплачены единственному участнику (налогоплательщику) и учтены им в первичной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017 год. В 2019 году налогоплательщик как единственный участник КИК принял решение считать годовые дивиденды за 2016 год, выплаченные в 2017 году, промежуточными дивидендами за 2017 год. В результате в уточненных декларациях общества по налогу на прибыль за 2017 год величина убытка КИК для целей налогообложения была значительно уменьшена за счет неотражения суммы выплаченных в 2017 году годовых дивидендов за 2016 год, в уточненной налоговой отчетности за 2018 год уменьшена прибыль КИК на суммы выплаченных дивидендов. Суд пришел к выводу, что дивиденды выплачены именно за 2016 год, достоверность налоговой отчетности КИК подтверждена аудиторским заключением. Суд отклонил довод общества о необходимости пересмотра в 2019 году вида, периода и источника ранее выплаченных дивидендов в связи с исправлением ошибок как не подтвержденный доказательствами. Поскольку налогоплательщик не представил документы, однозначно свидетельствующие о правомерности отнесения выплаченных в 2017 году дивидендов к промежуточным дивидендам за 2017 год, а действующее законодательство Российской Федерации не содержит положений, позволяющих изменять экономическую квалификацию выплаченных дивидендов для целей налогообложения, суд признал правомерным доначисление налога на прибыль, поскольку переквалификация дивидендов произведена с целью неправомерного занижения налоговой базы по прибыли КИК при исчислении налога на прибыль за 2018 год.
Перспективы и риски арбитражного спора: Оказание аудиторских услуг: Третье лицо хочет признать аудиторское заключение заведомо ложным в связи с его недостоверностью
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.03.2019 N Ф08-1769/2019 по делу N А53-14617/2018
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.03.2019 N Ф08-1769/2019 по делу N А53-14617/2018
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Обратите внимание: первой отчетностью, включенной в ГИРБО, является годовая бухгалтерская отчетность организаций за 2019 год, поэтому ФНС не дает доступ к бухгалтерской отчетности организаций за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2019. Предоставлением доступа к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 - 2018 годы по-прежнему "заведует" Росстат. Такую услугу Росстат оказывает до истечения срока хранения отчетности (5 лет после отчетного года). Регламент представления Росстатом бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц и аудиторских заключений о ней за отчетные периоды 2014 - 2018 годов утвержден Приказом Росстата от 27.12.2019 N 822.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Обратите внимание: первой отчетностью, включенной в ГИРБО, является годовая бухгалтерская отчетность организаций за 2019 год, поэтому ФНС не дает доступ к бухгалтерской отчетности организаций за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2019. Предоставлением доступа к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 - 2018 годы по-прежнему "заведует" Росстат. Такую услугу Росстат оказывает до истечения срока хранения отчетности (5 лет после отчетного года). Регламент представления Росстатом бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц и аудиторских заключений о ней за отчетные периоды 2014 - 2018 годов утвержден Приказом Росстата от 27.12.2019 N 822.
"Международные стандарты аудита: учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Юматов В.А., Козменкова С.В., Фролова Э.Б. Аудиторское заключение как объект судебно-бухгалтерской экспертизы // Международный бухгалтерский учет. 2018. N 13-14.
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Юматов В.А., Козменкова С.В., Фролова Э.Б. Аудиторское заключение как объект судебно-бухгалтерской экспертизы // Международный бухгалтерский учет. 2018. N 13-14.
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы бухгалтерской отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внимание! С отчетности за 2019 год экономические субъекты (за исключением освобожденных от указанной обязанности организаций) обязаны представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также аудиторские заключения о ней (если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту) в налоговый орган (Федеральные законы от 28.11.2018 N 444-ФЗ и N 447-ФЗ). Порядок представления экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней установлен Приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внимание! С отчетности за 2019 год экономические субъекты (за исключением освобожденных от указанной обязанности организаций) обязаны представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также аудиторские заключения о ней (если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту) в налоговый орган (Федеральные законы от 28.11.2018 N 444-ФЗ и N 447-ФЗ). Порядок представления экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней установлен Приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@.
Вопрос: В каком порядке осуществляется публикация бухгалтерской отчетности?
(Консультация эксперта, 2025)Годовая отчетность кредитных организаций должна раскрываться не позднее 3 рабочих дней после дня составления аудиторского заключения по результатам обязательного аудита (п. 2.1 Указания Банка России от 27.11.2018 N 4983-У "О формах, порядке и сроках раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности").
(Консультация эксперта, 2025)Годовая отчетность кредитных организаций должна раскрываться не позднее 3 рабочих дней после дня составления аудиторского заключения по результатам обязательного аудита (п. 2.1 Указания Банка России от 27.11.2018 N 4983-У "О формах, порядке и сроках раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности").
Готовое решение: Как подготовить и провести годовое заседание общего собрания акционеров
(КонсультантПлюс, 2025)годовую бухгалтерскую отчетность, аудиторское заключение о ней (если общество обязано проводить ее аудит или если непубличное АО приняло решение о проведении ее аудита). Если у вас публичное общество, то еще и заключение внутреннего аудита (ст. 87.1 Закона об АО, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)годовую бухгалтерскую отчетность, аудиторское заключение о ней (если общество обязано проводить ее аудит или если непубличное АО приняло решение о проведении ее аудита). Если у вас публичное общество, то еще и заключение внутреннего аудита (ст. 87.1 Закона об АО, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ);
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как определено в ч. 1 указанной ст. 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ <160>), государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности - это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. Согласно ч. 2 данной статьи названный государственный информационный ресурс формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть Федеральной налоговой службой (ФНС России, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 <161>). По общему правилу, установленному в ч. 5 данной статьи (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 435-ФЗ <162>), обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как определено в ч. 1 указанной ст. 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ <160>), государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности - это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. Согласно ч. 2 данной статьи названный государственный информационный ресурс формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть Федеральной налоговой службой (ФНС России, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 <161>). По общему правилу, установленному в ч. 5 данной статьи (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 435-ФЗ <162>), обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода;
Статья: Анализ критериев мнения аудитора в соответствии с принципами подготовки финансовой отчетности
(Итыгилова Е.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 6; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 12)10. Юматов В.А., Козменкова С.В., Фролова Э.Б. Аудиторское заключение как объект судебно-бухгалтерской экспертизы // Международный бухгалтерский учет. 2018. N 13-14. С. 779 - 788. URL: https://doi.org/10.24891/ia.21.7.779.
(Итыгилова Е.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 6; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 12)10. Юматов В.А., Козменкова С.В., Фролова Э.Б. Аудиторское заключение как объект судебно-бухгалтерской экспертизы // Международный бухгалтерский учет. 2018. N 13-14. С. 779 - 788. URL: https://doi.org/10.24891/ia.21.7.779.
Статья: Когда АО может не платить дивиденды?
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 6)Часто встречаются ошибки в бухгалтерской отчетности, недостоверные аудиторские заключения, неправильный расчет размера чистой прибыли (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.04.2019 N Ф09-9791/18 по делу N А60-1478/2018).
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 6)Часто встречаются ошибки в бухгалтерской отчетности, недостоверные аудиторские заключения, неправильный расчет размера чистой прибыли (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.04.2019 N Ф09-9791/18 по делу N А60-1478/2018).
Статья: Публично-правовая компания как субъект финансового права
(Землянская Н.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Согласно аудиторскому заключению независимого аудитора о бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда за 2019 г. <11>, по состоянию на 31 декабря 2019 г. и 31 декабря 2018 г. собственные средства Фонда составляли отрицательную величину в связи с превышением уровня оценочных обязательств перед гражданами - участниками долевого строительства, определенных в соответствии с отчетом об актуарном оценивании, над величиной активов Фонда. Это обусловлено тем, что в соответствии с отчетом ответственного актуария текущий уровень тарифа в размере 1,2% от суммы договоров участия в долевом строительстве не является адекватным для покрытия Фондом своих обязательств перед гражданами - участниками долевого строительства. В заключении указана законодательная возможность изменения размера обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд; отчетом об актуарном оценивании по состоянию на 31 декабря 2019 г. определена центральная оценка тарифа, обеспечивающая платежеспособность Фонда в 50% случаев, в размере не менее 16,5% от суммы договора долевого участия.
(Землянская Н.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Согласно аудиторскому заключению независимого аудитора о бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда за 2019 г. <11>, по состоянию на 31 декабря 2019 г. и 31 декабря 2018 г. собственные средства Фонда составляли отрицательную величину в связи с превышением уровня оценочных обязательств перед гражданами - участниками долевого строительства, определенных в соответствии с отчетом об актуарном оценивании, над величиной активов Фонда. Это обусловлено тем, что в соответствии с отчетом ответственного актуария текущий уровень тарифа в размере 1,2% от суммы договоров участия в долевом строительстве не является адекватным для покрытия Фондом своих обязательств перед гражданами - участниками долевого строительства. В заключении указана законодательная возможность изменения размера обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд; отчетом об актуарном оценивании по состоянию на 31 декабря 2019 г. определена центральная оценка тарифа, обеспечивающая платежеспособность Фонда в 50% случаев, в размере не менее 16,5% от суммы договора долевого участия.
Статья: Российское антисанкционное регулирование: современное состояние и пути совершенствования
(Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С.)
("Закон", 2021, N 3)<51> Сведения о деятельности юридических лиц: о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации; об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества; о выдаче независимой гарантии, за исключением независимых гарантий, выдаваемых Внешэкономбанком и кредитными организациями (банковских гарантий); о заключении клиентом договора факторинга; иные сведения, внесение которых предусмотрено федеральными законами (например, о результатах обязательного аудита, о заключении концессионного соглашения, о банкротстве и др.). См.: Постановление Правительства РФ от 12.01.2018 N 5 "Об определении случаев, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет"; Включение компании в санкционные списки освобождает от обязанности раскрывать информацию. URL: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/the-company-s-inclusion-in-the-sanctions-lists-exempt-from-the-obligation-to-disclose-information/ (дата обращения: 28.01.2021).
(Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С.)
("Закон", 2021, N 3)<51> Сведения о деятельности юридических лиц: о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации; об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества; о выдаче независимой гарантии, за исключением независимых гарантий, выдаваемых Внешэкономбанком и кредитными организациями (банковских гарантий); о заключении клиентом договора факторинга; иные сведения, внесение которых предусмотрено федеральными законами (например, о результатах обязательного аудита, о заключении концессионного соглашения, о банкротстве и др.). См.: Постановление Правительства РФ от 12.01.2018 N 5 "Об определении случаев, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет"; Включение компании в санкционные списки освобождает от обязанности раскрывать информацию. URL: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/the-company-s-inclusion-in-the-sanctions-lists-exempt-from-the-obligation-to-disclose-information/ (дата обращения: 28.01.2021).
Статья: Особенности аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г.: COVID-19 как качественно существенная информация
(Швырева О.И., Кругляк З.И., Петух А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, NN 6, 7; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, NN 13, 15)Как следует из Классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (версия от 21.09.2018), непроведение обязательных процедур, установленных стандартами, или альтернативных процедур, дающих не менее надежные аудиторские доказательства, вкупе с невыполнением требования модификации мнения аудитора в аудиторском заключении трактуется как существенное неустранимое нарушение (или нарушения).
(Швырева О.И., Кругляк З.И., Петух А.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, NN 6, 7; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, NN 13, 15)Как следует из Классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (версия от 21.09.2018), непроведение обязательных процедур, установленных стандартами, или альтернативных процедур, дающих не менее надежные аудиторские доказательства, вкупе с невыполнением требования модификации мнения аудитора в аудиторском заключении трактуется как существенное неустранимое нарушение (или нарушения).
"Аренда и лизинг: Практическое руководство по применению ФСБУ 25/2018 с учетом норм МСФО и рекомендаций разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("Издательство АйСи", 2024)Но если компания использует такие схемы расчетов за арендованную недвижимость исключительно для ухода от применения ФСБУ 25/2018, то это предполагает риски получить замечания от аудитора или модифицированное аудиторское заключение.
(Смирнова С.А.)
("Издательство АйСи", 2024)Но если компания использует такие схемы расчетов за арендованную недвижимость исключительно для ухода от применения ФСБУ 25/2018, то это предполагает риски получить замечания от аудитора или модифицированное аудиторское заключение.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Информация, содержащая годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, раскрывается на основе требований, предусмотренных в Указании Банка России от 27.11.2018 N 4983-У "О формах, порядке и сроках раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности". Формы раскрытия указанной отчетности регламентированы п. 1.1.2 и иными положениями данного акта Банка России.
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Информация, содержащая годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторское заключение по ней, раскрывается на основе требований, предусмотренных в Указании Банка России от 27.11.2018 N 4983-У "О формах, порядке и сроках раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности". Формы раскрытия указанной отчетности регламентированы п. 1.1.2 и иными положениями данного акта Банка России.