Банк исключен из перечня банков банковских гарантий
Подборка наиболее важных документов по запросу Банк исключен из перечня банков банковских гарантий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 N 11АП-15928/2023 по делу N А55-19680/2023
Требование: Об отмене определения о принятии к рассмотрению заявления о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решение: Определение отменено.При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что наличие в лицензии, выданной до вступления в силу Закона N 249-ФЗ, записи "выдача банковской гарантии" не свидетельствует о том, что выдача банковских гарантий относится к специальной правоспособности Банка, учитывая, что положения Закона N 249-ФЗ об исключении из перечня банковских операций выдачи банковской гарантии не требуют отдельного внесения изменений в уставы кредитных организаций (пункт 3 статьи 4 названного Закона).
Требование: Об отмене определения о принятии к рассмотрению заявления о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решение: Определение отменено.При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что наличие в лицензии, выданной до вступления в силу Закона N 249-ФЗ, записи "выдача банковской гарантии" не свидетельствует о том, что выдача банковских гарантий относится к специальной правоспособности Банка, учитывая, что положения Закона N 249-ФЗ об исключении из перечня банковских операций выдачи банковской гарантии не требуют отдельного внесения изменений в уставы кредитных организаций (пункт 3 статьи 4 названного Закона).
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.08.2023 N Ф09-3056/23 по делу N А47-742/2023
Обстоятельства: Определением заявление банка о признании общества несостоятельным (банкротом) возвращено ввиду того, что выдача банковской гарантии в соответствии с действующим законодательством не является банковской операцией и не вытекает из специальной правоспособности кредитной организации, сам по себе статус заявителя по делу о банкротстве, чьи требования вытекают из конкретного рода деятельности, не имеет в сложившейся ситуации решающего значения, у банка нет права на упрощенный порядок инициирования процедуры банкротства без предъявления вступившего в законную силу судебного акта, подтверждающего наличие и размер задолженности.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отклоняя доводы Банка о том, что генеральной лицензией ему предоставлено право на выдачу банковских гарантий суды исходили из того, что наличие в лицензии, выданной до вступления в силу Закона N 249-ФЗ, записи "выдача банковской гарантии" не свидетельствует о том, что выдача банковских гарантий относится к специальной правоспособности Банка, отметив, что положения Закона N 249-ФЗ об исключении из перечня банковских операций выдачи банковской гарантии не требуют отдельного внесения изменений в уставы кредитных организаций (пункт 3 статьи 4 названного Закона).
Обстоятельства: Определением заявление банка о признании общества несостоятельным (банкротом) возвращено ввиду того, что выдача банковской гарантии в соответствии с действующим законодательством не является банковской операцией и не вытекает из специальной правоспособности кредитной организации, сам по себе статус заявителя по делу о банкротстве, чьи требования вытекают из конкретного рода деятельности, не имеет в сложившейся ситуации решающего значения, у банка нет права на упрощенный порядок инициирования процедуры банкротства без предъявления вступившего в законную силу судебного акта, подтверждающего наличие и размер задолженности.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отклоняя доводы Банка о том, что генеральной лицензией ему предоставлено право на выдачу банковских гарантий суды исходили из того, что наличие в лицензии, выданной до вступления в силу Закона N 249-ФЗ, записи "выдача банковской гарантии" не свидетельствует о том, что выдача банковских гарантий относится к специальной правоспособности Банка, отметив, что положения Закона N 249-ФЗ об исключении из перечня банковских операций выдачи банковской гарантии не требуют отдельного внесения изменений в уставы кредитных организаций (пункт 3 статьи 4 названного Закона).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Обзору судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, утв. Президиумом ВС РФ 05.06.2019
(Автонова Е.Д., Астапенко П.А., Борейшо Д.В., До М.Ю., Мальшаков А.А., Мымрин В.А., Папилин И.И., Романова О.И., Скутин Г.А., Ходасевич Л.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, NN 8, 9)Однако что делать принципалу в случае, когда появляются первые признаки того, что гарант не сможет надлежащим образом исполнить свое обязательство по выплате суммы гарантии бенефициару? Такими признаками могут выступать, например, отзыв лицензии у гаранта, введение в отношении него процедуры временного управления или признание гаранта банкротом. Суды видят неравенство, складывающееся в отношениях между гарантом с одной стороны и бенефициаром и принципалом с другой стороны, но по-разному пытаются его нивелировать. Так, в деле, положенном в основу комментируемого пункта <29>, суд первой инстанции признал сделки по выдаче гарантий недействительными ввиду того, что банк, предоставивший гарантию, на момент ее предоставления был исключен из перечня банков, отвечающих установленным в целях налогообложения требованиям для принятия банковских гарантий. С таким подходом сложно согласиться. Нарушение положений ст. 74.1 НК РФ не должно каким-либо образом отражаться на правовой судьбе независимой гарантии, поскольку отсутствие гаранта в обозначенном выше перечне не влияет на объем и исполнение его обязательств и не является предусмотренным законом основанием для недействительности гарантии. Выдача гарантии при таких обстоятельствах влечет лишь предусмотренные НК РФ негативные налоговые последствия для банка.
(Автонова Е.Д., Астапенко П.А., Борейшо Д.В., До М.Ю., Мальшаков А.А., Мымрин В.А., Папилин И.И., Романова О.И., Скутин Г.А., Ходасевич Л.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, NN 8, 9)Однако что делать принципалу в случае, когда появляются первые признаки того, что гарант не сможет надлежащим образом исполнить свое обязательство по выплате суммы гарантии бенефициару? Такими признаками могут выступать, например, отзыв лицензии у гаранта, введение в отношении него процедуры временного управления или признание гаранта банкротом. Суды видят неравенство, складывающееся в отношениях между гарантом с одной стороны и бенефициаром и принципалом с другой стороны, но по-разному пытаются его нивелировать. Так, в деле, положенном в основу комментируемого пункта <29>, суд первой инстанции признал сделки по выдаче гарантий недействительными ввиду того, что банк, предоставивший гарантию, на момент ее предоставления был исключен из перечня банков, отвечающих установленным в целях налогообложения требованиям для принятия банковских гарантий. С таким подходом сложно согласиться. Нарушение положений ст. 74.1 НК РФ не должно каким-либо образом отражаться на правовой судьбе независимой гарантии, поскольку отсутствие гаранта в обозначенном выше перечне не влияет на объем и исполнение его обязательств и не является предусмотренным законом основанием для недействительности гарантии. Выдача гарантии при таких обстоятельствах влечет лишь предусмотренные НК РФ негативные налоговые последствия для банка.
Статья: Обзор новейших изменений в Законе N 44-ФЗ
(Гурин О., Полянский А.)
("Прогосзаказ.рф", 2020, N 2)Как известно, банковские гарантии, обеспечивающие заявки, исполнение контракта и гарантийные обязательства, могут выдаваться не любыми банками, а только такими, которые включены в перечень, размещенный на сайте Минфина России <2>. Банки попадают в указанный перечень в случае своего соответствия требованиям, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 440 <3> (далее - ПП РФ N 440). Перестав соответствовать указанным требованиям, банк покидает перечень <4>. Однако с 28.12.2019 из этого правила появилось исключение: если банк перестал соответствовать требованиям ПП РФ N 440, но Советом директоров Банка России принято решение о гарантировании непрерывности деятельности такого банка, то в течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства этого банка выданные им банковские гарантии могут обеспечивать заявки и исполнение контрактов <5>.
(Гурин О., Полянский А.)
("Прогосзаказ.рф", 2020, N 2)Как известно, банковские гарантии, обеспечивающие заявки, исполнение контракта и гарантийные обязательства, могут выдаваться не любыми банками, а только такими, которые включены в перечень, размещенный на сайте Минфина России <2>. Банки попадают в указанный перечень в случае своего соответствия требованиям, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 440 <3> (далее - ПП РФ N 440). Перестав соответствовать указанным требованиям, банк покидает перечень <4>. Однако с 28.12.2019 из этого правила появилось исключение: если банк перестал соответствовать требованиям ПП РФ N 440, но Советом директоров Банка России принято решение о гарантировании непрерывности деятельности такого банка, то в течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства этого банка выданные им банковские гарантии могут обеспечивать заявки и исполнение контрактов <5>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2023 N 389-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"г) в пункте 12 после слова "налогоплательщиком" дополнить словами "или гарантом", слова "банка, включенного в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, предусмотренный пунктом 4 статьи 176.1 настоящего Кодекса," исключить;
(ред. от 29.10.2024)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"г) в пункте 12 после слова "налогоплательщиком" дополнить словами "или гарантом", слова "банка, включенного в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, предусмотренный пунктом 4 статьи 176.1 настоящего Кодекса," исключить;
Федеральный закон от 27.12.2019 N 470-ФЗ
"О внесении изменений в статью 74.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"3. В случае, если банк, в отношении которого Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" утвержден план участия Центрального банка Российской Федерации в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, был исключен из перечня банков, предусмотренного пунктом 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, такой банк включается Министерством финансов Российской Федерации в указанный перечень банков при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в отношении такого банка решения о гарантировании непрерывности деятельности в течение срока реализации этого плана не позднее чем в течение пяти дней со дня получения уведомления от Центрального банка Российской Федерации. При этом максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных таким банком для принятия этих гарантий налоговыми органами в течение срока реализации плана участия Центрального банка Российской Федерации в осуществлении мер по предупреждению банкротства такого банка, определяются равными соответственно максимальной сумме одной банковской гарантии и максимальной сумме всех одновременно действующих банковских гарантий, установленным такому банку на дату, предшествующую дате утверждения этого плана или дате исключения такого банка из перечня банков, предусмотренного пунктом 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в зависимости от того, на какую дату были установлены наибольшие максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий.
"О внесении изменений в статью 74.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"3. В случае, если банк, в отношении которого Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" утвержден план участия Центрального банка Российской Федерации в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, был исключен из перечня банков, предусмотренного пунктом 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, такой банк включается Министерством финансов Российской Федерации в указанный перечень банков при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации в отношении такого банка решения о гарантировании непрерывности деятельности в течение срока реализации этого плана не позднее чем в течение пяти дней со дня получения уведомления от Центрального банка Российской Федерации. При этом максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных таким банком для принятия этих гарантий налоговыми органами в течение срока реализации плана участия Центрального банка Российской Федерации в осуществлении мер по предупреждению банкротства такого банка, определяются равными соответственно максимальной сумме одной банковской гарантии и максимальной сумме всех одновременно действующих банковских гарантий, установленным такому банку на дату, предшествующую дате утверждения этого плана или дате исключения такого банка из перечня банков, предусмотренного пунктом 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в зависимости от того, на какую дату были установлены наибольшие максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий.