База для начисления страховых взносов для ИП

Подборка наиболее важных документов по запросу База для начисления страховых взносов для ИП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 421 "База для исчисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ"Так, лица, производящие выплаты в пользу физических лиц, к числу которых относятся работодатели, исчисляют страховые взносы в фонд с учетом всех выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым договорам с начала расчетного периода нарастающим итогом исходя из предельной величины базы для начисления соответствующих страховых взносов (в 2021 году - 966 000 руб.; в 2022 году - 1 032 000 руб.), тогда как лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, к числу которых отнесены и индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы исходя из стоимости страхового года, исчисленной с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года (статья 421 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 и 3 статьи 4.5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). При этом, если указанные лица не уплачивают страховые взносы за очередной календарный год до 31 декабря текущего года, то правоотношения с ними по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися с 1 января следующего года, а сумма уплаченных в календарном году, предшествующем году прекращения указанных правоотношений, подлежит возврату (пункты 7 и 8 Правил уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года N 790)."
Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11.01.2023 по делу N 33-152/2023(33-4607/2022)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Между тем, индивидуальный лицевой счет истца не содержит сведений о работе у ИП П. Согласно данным базы ПФР индивидуальный предприниматель П. ОГРНИП N ... никогда не состояла на учете в качестве работодателя, т.е. как страхователь, производящий выплаты в пользу физических лиц, из чего следует, что страховые взносы не начислялись и не уплачивались в связи с отсутствием облагаемой базы в виде выплат в пользу истца и, соответственно, не подтверждается выполнение истцом оплачиваемой трудовой деятельности. Также трудовой договор не содержит такие обязательные условия как дата начала работы, срок действия, условия оплаты труда.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правомерность продления срока проведения выездной налоговой проверки - судебный квест по налогам
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 34)
Сам по себе режим УСН не предусматривает право на освобождение плательщиков от уплаты обязательных страховых взносов, поскольку таковые включаются в состав их расходов при определении объекта налогообложения (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) в системе УСН, на сумму таких расходов налогоплательщик уменьшает свои доходы. Объектом налогообложения в системе УСН являются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). Налоговой базой в системе УСН, исходя из положений п. 1, 2 ст. 346.18 НК РФ, признается денежное выражение доходов организации или ИП либо доходов, уменьшенных на величину расходов, в зависимости от объекта налогообложения, выбранного налогоплательщиком. Данное регулирование позволяет прийти к выводу, что общий объем доходов, из которых плательщик направляет часть суммы на расходы для уплаты страховых взносов на обязательные виды страхования, должен быть больше размера налоговой базы (объекта налогообложения), формируемой в системе УСН, как минимум на сумму подлежащих уплате страховых взносов. В то же время согласно п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения в системе УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, однако эти доходы учитываются в общем объеме доходов налогоплательщика, формируемом для целей применения п. 6 ст. 427 НК РФ, в силу прямого указания в данной норме на учет таких доходов. Следовательно, налоговая база в системе УСН не имеет значения при определении базы для исчисления страховых взносов, представляющей собой начисляемые организацией или ИП по истечении каждого календарного месяца суммы выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, рассчитываемых отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ (п. 1 ст. 421 НК РФ). Доходы от уплаты членских взносов участниками заявителя подпадают под действие подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, не учитываются при формировании объекта налогообложения в системе УСН, но учитываются в общем объеме доходов налогоплательщика для целей определения условий прекращения права на использование пониженных тарифов страховых взносов.
Статья: Проблемы формирования и исполнения налоговых обязательств в эпоху цифровизации
(Васянина Е.Л.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)
В настоящий момент формирование и исполнение налоговых обязательств осложняется применением закрепленных законодательством административных процедур, направленных как на установление отдельных элементов юридического состава налога, так и на обеспечение проведения расчетов с бюджетной системой Российской Федерации. В частности, речь идет: о применении заявительного порядка предоставления налоговых льгот по соответствующим налогам; процедуре оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, являющейся налоговой базой по имущественным налогам; процедуре снятия индивидуального предпринимателя с учета в налоговом органе, с которой законодатель связывает прекращение начисления страховых взносов; заявительном порядке зачета (возврата) излишне взысканных (уплаченных) налогов и т.д.

Нормативные акты

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
2.2. Для застрахованных лиц, которые работали по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых являлись выполнение работ и (или) оказание услуг, договорам авторского заказа, получали выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применялся пониженный тариф страховых взносов в размере 0 процентов, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) в соответствующем календарном году и не превышают предельной величины базы для начисления страховых взносов, установленной в этом календарном году.
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов"
о порядке определения облагаемой базы для начисления страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, взимаемых с индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов, вытекающем из Федеральных законов от 4 января 1999 года и от 30 марта 1999 года во взаимосвязи с другими нормативными актами, в том числе Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц" и Федеральным законом от 16 июля 1999 года "Об основах обязательного социального страхования";