Бесхозяйные объекты газоснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Бесхозяйные объекты газоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Организация не согласна содержать и обслуживать бесхозяйную сеть
(КонсультантПлюс, 2024)Возложение на Организацию обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйных сетей газоснабжения (объекта электросетевого хозяйства) не предусмотрено законом
(КонсультантПлюс, 2024)Возложение на Организацию обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйных сетей газоснабжения (объекта электросетевого хозяйства) не предусмотрено законом
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.11.2022 N 88-11254/2022, 2-143/2022
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании права собственности муниципального образования на газопровод.
Обстоятельства: Истец является собственником жилого дома и земельного участка. За собственный счет произвел газификацию жилого дома, осуществив прокладку газовой сети трубопровода. Считает, что спорный газопровод должно принять на свой баланс муниципальное образование и возместить застройщику расходы на строительство газопровода.
Решение: Отказано.Вопреки мнению кассатора, действующие нормы права, в том числе статей 225 и 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федерального закона от 06 октября 203 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и внесенных изменений к ним, не исключают права собственности физических лиц на газопровод низкого давления, обеспечивающий газоснабжение жилых домов, не влекут автоматического признания, построенного кассатором газопровода бесхозяйным имуществом, не свидетельствуют о существенном нарушении судами норм материального права.
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании права собственности муниципального образования на газопровод.
Обстоятельства: Истец является собственником жилого дома и земельного участка. За собственный счет произвел газификацию жилого дома, осуществив прокладку газовой сети трубопровода. Считает, что спорный газопровод должно принять на свой баланс муниципальное образование и возместить застройщику расходы на строительство газопровода.
Решение: Отказано.Вопреки мнению кассатора, действующие нормы права, в том числе статей 225 и 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федерального закона от 06 октября 203 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и внесенных изменений к ним, не исключают права собственности физических лиц на газопровод низкого давления, обеспечивающий газоснабжение жилых домов, не влекут автоматического признания, построенного кассатором газопровода бесхозяйным имуществом, не свидетельствуют о существенном нарушении судами норм материального права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Балласт" на балансе: как поступать с муниципальным имуществом, непригодным для реализации полномочий органов местного самоуправления
(Кабанова И.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)Например, органы местного самоуправления вынуждены принимать в собственность бесхозяйное газовое оборудование, вследствие чего возникает необходимость заниматься вопросами снабжения населения газом, хотя полномочий по обеспечению газоснабжения населения у органов местного самоуправления нет, что подчеркнул в определении [4] Конституционный Суд Российской Федерации, указав на недопустимость возложения на местные власти всей полноты ответственности за организацию газоснабжения. Конституционный Суд отметил, что организация газоснабжения поселений входит в полномочия муниципальных образований, но термин "организация" не может трактоваться как возлагающий на местные власти всю полноту ответственности и его содержание должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования. Обеспечение создания на земельных участках, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, необходимой инфраструктуры, включая организацию их газоснабжения, относится к полномочиям как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, которые входят в единую систему публичной власти Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения в том числе названных задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
(Кабанова И.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 2)Например, органы местного самоуправления вынуждены принимать в собственность бесхозяйное газовое оборудование, вследствие чего возникает необходимость заниматься вопросами снабжения населения газом, хотя полномочий по обеспечению газоснабжения населения у органов местного самоуправления нет, что подчеркнул в определении [4] Конституционный Суд Российской Федерации, указав на недопустимость возложения на местные власти всей полноты ответственности за организацию газоснабжения. Конституционный Суд отметил, что организация газоснабжения поселений входит в полномочия муниципальных образований, но термин "организация" не может трактоваться как возлагающий на местные власти всю полноту ответственности и его содержание должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования. Обеспечение создания на земельных участках, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, необходимой инфраструктуры, включая организацию их газоснабжения, относится к полномочиям как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, которые входят в единую систему публичной власти Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения в том числе названных задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4) выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
(ред. от 13.06.2023)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"4) выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 N 161
"Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"д) по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и последующему признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
"Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"д) по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и последующему признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;