Безопасность судоходства
Подборка наиболее важных документов по запросу Безопасность судоходства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Приказ Ростехнадзора от 8 мая 2024 г. N 151
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Приказ Ростехнадзора от 8 мая 2024 г. N 151
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Таким образом, при расследовании транспортных преступлений обязательному установлению подлежат нормативные акты и технические требования, которыми необходимо было руководствоваться лицом, управляющим транспортным средством, лицам, ответственным за работу конкретного вида транспорта, а также те из них, которые были нарушены. Следует обратить внимание на то, что эксперт при производстве судебной транспортной экспертизы не должен решать вопросы юридического характера. Так, при расследовании преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 263 УК России, по факту аварии теплохода, который затонул при неблагоприятных метеоусловиях, столкнувшись с сильным боковым ветром, была назначена судебная водно-транспортная экспертиза. Один из вопросов заключался в установлении нормативных актов, которыми обязан был руководствоваться судоводитель при движении теплохода. По результатам исследования эксперты пришли к выводу, что судоводителем нарушены требования нормативных документов в области безопасности судоходства <1>.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Таким образом, при расследовании транспортных преступлений обязательному установлению подлежат нормативные акты и технические требования, которыми необходимо было руководствоваться лицом, управляющим транспортным средством, лицам, ответственным за работу конкретного вида транспорта, а также те из них, которые были нарушены. Следует обратить внимание на то, что эксперт при производстве судебной транспортной экспертизы не должен решать вопросы юридического характера. Так, при расследовании преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 263 УК России, по факту аварии теплохода, который затонул при неблагоприятных метеоусловиях, столкнувшись с сильным боковым ветром, была назначена судебная водно-транспортная экспертиза. Один из вопросов заключался в установлении нормативных актов, которыми обязан был руководствоваться судоводитель при движении теплохода. По результатам исследования эксперты пришли к выводу, что судоводителем нарушены требования нормативных документов в области безопасности судоходства <1>.
Нормативные акты
"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Глава VI. БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОХОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДНА
(ред. от 24.06.2025)Глава VI. БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОХОДСТВА, ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДНА
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 11.7.1. Несоблюдение мер по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации
(ред. от 04.11.2025)Статья 11.7.1. Несоблюдение мер по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации
Информация: Совещание с членами Правительства
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Что имеется в виду? Необходимо провести комплексную ревизию нормативной базы, регламентирующей морские и речные перевозки нефти и нефтепродуктов, нарушений правил мореплавания и безопасности судоходства, проверить состояние танкерного флота, а также провести ревизию имеющегося технического, технологического и научного потенциала по самой ликвидации последствий похожих техногенных аварий.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Что имеется в виду? Необходимо провести комплексную ревизию нормативной базы, регламентирующей морские и речные перевозки нефти и нефтепродуктов, нарушений правил мореплавания и безопасности судоходства, проверить состояние танкерного флота, а также провести ревизию имеющегося технического, технологического и научного потенциала по самой ликвидации последствий похожих техногенных аварий.
Статья: Проблемы образования, использования и застройки земельных участков в границах береговой полосы
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Актуальным представляется вопрос о видах разрешенного использования земельных участков, образуемых в береговой полосе. Целевое земельно-правовое назначение береговой полосы нечетко определено законодательством. В соответствии со статьей 47 ВК РФ 2006, статьей 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) и статьей 90 ЗК РФ земельные участки в пределах береговой полосы могут использоваться для обеспечения судоходства, включая строительство зданий и сооружений и установку навигационного оборудования. В отношении иных видов землепользования в границах береговой полосы статьей 10 КВВТ РФ предусматривается общая норма, согласно которой запрещается осуществлять деятельность, влекущую угрозу безопасности судоходства. Понятие "безопасность судоходства" является довольно широким и включает правила движения и стоянки судов и другие положения, предусмотренные главой VI КВВТ РФ и рядом подзаконных актов, не содержащих каких-либо ограничений в отношении видов деятельности, которые запрещается осуществлять в границах береговой полосы, однако это не означает допустимость такого рода землепользования.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Актуальным представляется вопрос о видах разрешенного использования земельных участков, образуемых в береговой полосе. Целевое земельно-правовое назначение береговой полосы нечетко определено законодательством. В соответствии со статьей 47 ВК РФ 2006, статьей 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) и статьей 90 ЗК РФ земельные участки в пределах береговой полосы могут использоваться для обеспечения судоходства, включая строительство зданий и сооружений и установку навигационного оборудования. В отношении иных видов землепользования в границах береговой полосы статьей 10 КВВТ РФ предусматривается общая норма, согласно которой запрещается осуществлять деятельность, влекущую угрозу безопасности судоходства. Понятие "безопасность судоходства" является довольно широким и включает правила движения и стоянки судов и другие положения, предусмотренные главой VI КВВТ РФ и рядом подзаконных актов, не содержащих каких-либо ограничений в отношении видов деятельности, которые запрещается осуществлять в границах береговой полосы, однако это не означает допустимость такого рода землепользования.
Статья: Российская доктрина международного права об Арктике: столетний лед одиночества
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)4. Помимо таяния льдов, существуют еще три фактора, определяющие противоположное толкование статьи 234, то есть толкование, отменяющее исключительные полномочия арктических держав. Первый фактор - неспособность этих держав обеспечить безопасность судоходства, то есть невыполнение ими обязанностей, предполагаемых статьей 234 <84>. Второй фактор - интенсификация судоходства, вызванная таянием льдов, изменением экономической конъюнктуры и обострением вопросов безопасности и обуславливающая интерес неарктических государств в более либеральном режиме. Наконец, третий фактор - развитие института ответственности за загрязнение моря, одним из направлений которого является разработка универсальных, а не национальных стандартов.
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)4. Помимо таяния льдов, существуют еще три фактора, определяющие противоположное толкование статьи 234, то есть толкование, отменяющее исключительные полномочия арктических держав. Первый фактор - неспособность этих держав обеспечить безопасность судоходства, то есть невыполнение ими обязанностей, предполагаемых статьей 234 <84>. Второй фактор - интенсификация судоходства, вызванная таянием льдов, изменением экономической конъюнктуры и обострением вопросов безопасности и обуславливающая интерес неарктических государств в более либеральном режиме. Наконец, третий фактор - развитие института ответственности за загрязнение моря, одним из направлений которого является разработка универсальных, а не национальных стандартов.
Статья: В поисках критериев обоснованности размеров административных наказаний
(Зырянов С.М., Калмыкова А.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Так, в пояснительной записке к проекту другого федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", разработанного Минприроды России, отмечается следующее: "В результате проведения анализа правоприменительной практики, обуславливающей необходимость изменения правового регулирования, выявлена необходимость издания проекта федерального закона, вносящего изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации в части обеспечения безопасности судоходства и предотвращения разливов нефти и нефтепродуктов" [16].
(Зырянов С.М., Калмыкова А.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Так, в пояснительной записке к проекту другого федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", разработанного Минприроды России, отмечается следующее: "В результате проведения анализа правоприменительной практики, обуславливающей необходимость изменения правового регулирования, выявлена необходимость издания проекта федерального закона, вносящего изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации в части обеспечения безопасности судоходства и предотвращения разливов нефти и нефтепродуктов" [16].
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В запросе на получение такого разрешения должны быть, в частности, указаны меры по предупреждению возможного ущерба или снижению и компенсации ущерба, нанесенного морской и воздушной среде, минеральным и живым ресурсам, такие как создание замкнутых систем технического водоснабжения, плавучих или стационарных очистных сооружений и средств приема нефтесодержащих вод и других вредных веществ. Данные мероприятия должны быть согласованы с территориальными органами Росприроднадзора и Росрыболовства. Если же создание искусственных островов, сооружений и установок несовместимо с требованиями безопасности судоходства, защиты окружающей среды и природных ресурсов, в разрешении может быть отказано.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В запросе на получение такого разрешения должны быть, в частности, указаны меры по предупреждению возможного ущерба или снижению и компенсации ущерба, нанесенного морской и воздушной среде, минеральным и живым ресурсам, такие как создание замкнутых систем технического водоснабжения, плавучих или стационарных очистных сооружений и средств приема нефтесодержащих вод и других вредных веществ. Данные мероприятия должны быть согласованы с территориальными органами Росприроднадзора и Росрыболовства. Если же создание искусственных островов, сооружений и установок несовместимо с требованиями безопасности судоходства, защиты окружающей среды и природных ресурсов, в разрешении может быть отказано.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Использование береговой полосы для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства, недопустимо <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Использование береговой полосы для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства, недопустимо <1>.