Безработная беременная
Подборка наиболее важных документов по запросу Безработная беременная (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Лица с ограниченными возможностями как участники уголовного судопроизводства
(Курбатова С.М.)
("Российский судья", 2023, N 4)Однако приходится признать, что действующее российское уголовно-процессуальное законодательство в настоящее время не соответствует тому уровню эволюции гуманистических идей, который отражен в нормах современного международного права, и представлений о сущности социального государства. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации <1> (далее - УПК РФ) нет термина, которым бы охватывались такие лица, соответственно, нет его определения, критериев и порядка отнесения к данной категории участников, последствий этого в виде наделения их дополнительными правами и процессуальными гарантиями и т.д. В тексте УПК РФ, в основном применительно к подозреваемым, обвиняемым, редко - потерпевшим, свидетелям, встречаются словосочетания "с физическими и психическими недостатками" (ст. 51, 96, 167, 196, 280), "физические и психические состояния, влияющие на..." (ст. 45), "...отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством" (ст. 27, 125.1, 191, 421, 425), "психическое расстройство" (ст. 253, 300, 352, гл. 51), "беспомощное состояние" (ст. 20, 318). Однако, во-первых, они разнопорядковые по своей сути и содержанию; во-вторых, ни одно из них не несет в себе смысловой нагрузки, отражающей значимость наличия у участника уголовного судопроизводства физических и (или) когнитивных ограниченных возможностей для участия в нем. И это притом, что терминология "с физическими и психическими недостатками" не соответствует общепризнанной в настоящее время на международном уровне точке зрения, согласно которой указание на физические и психические проблемы у людей как на недостатки имеет в своей основе уничижительный контекст, разделяя людей на "нормальных" и "ненормальных" (ущербных, с недостатками), и носит, тем самым, дискриминационный характер. Тем не менее до конца XX в. ее использование было достаточно распространенным и в международном праве. Например, в ст. 15 Европейской социальной хартии 1961 г. изначально речь шла о лицах с физическими и психическими недостатками (The right of physically or mentally disabled persons to vocational training, rehabilitation and social resettlement) <2>. Позднее, в результате существенного пересмотра Хартии в 1996 г., в ней были закреплены права лиц с ограниченными возможностями (The right of persons with disabilities to independence, social integration and participation in the life of the community) <3>. Обращение в виде "лицо с ограниченными возможностями" получило широкое распространение и в других международных правовых документах, среди которых особенно следует выделить Конвенцию ООН "О правах лиц с ограниченными возможностями" 2006 г. <4> (в российском официальном переводе: Конвенция о правах инвалидов. - Прим. авт.). Также оно используется и в отдельных нормативных правовых актах Российской Федерации, например в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и др. Вариант введения в оборот УПК РФ термина "инвалид" неактуален, так как по поводу этого слова в 2018 г. однозначно высказался Комитет по правам лиц с ограниченными возможностями (в российском официальном переводе: Комитет по правам инвалидов. - Прим. авт.). В своих Заключительных замечаниях, адресованных Российской Федерации, Комитет прямо указал, что "официальный перевод термина "persons with disabilities" на русский язык словом "инвалид" не отражает правозащитную модель" и что "рекомендуется внести изменения в официальный перевод Конвенции и использовать термины, в полной мере отражающие правозащитную модель" <5>. Дело в том, что понятие инвалидности в России до сих пор основано на медицинской модели понимания ее сущности, тогда как на уровне международного сообщества, и прежде всего в указанной Конвенции, уже получила признание модель социальная. В результате границы традиционного понимания инвалидности были расширены, а в число ее характеристик стали входить как медицинский, так и социальный и даже философский критерии. Это же было перенято и закреплено в законодательстве целого ряда правовых демократических государств, что способствовало выработке у них определенного единообразия в правовом регулировании участия таких лиц в различных правоотношениях, в том числе и в уголовно-процессуальных. И хотя в международном праве наряду с термином "лицо с ограниченными возможностями" в последние годы стало использоваться словосочетание "уязвимое лицо", оно не раскрывается должным образом и в основном имеет свою специфику применительно к отдельным категориям лиц (уязвимые мигранты-безработные, уязвимые беременные женщины и проч.). Поэтому термин "лицо с ограниченными возможностями" представляется более удачным. В нем заложен социально значимый смысл, что эти ограничения могут быть как-то компенсированы и человек сможет реализовать себя в определенном статусе. Исходя из вышеуказанной обязанности российского социального государства заботиться о своем населении это возлагается прежде всего на государство. Поэтому представляется необходимым ввести в УПК РФ такие понятия, как:
(Курбатова С.М.)
("Российский судья", 2023, N 4)Однако приходится признать, что действующее российское уголовно-процессуальное законодательство в настоящее время не соответствует тому уровню эволюции гуманистических идей, который отражен в нормах современного международного права, и представлений о сущности социального государства. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации <1> (далее - УПК РФ) нет термина, которым бы охватывались такие лица, соответственно, нет его определения, критериев и порядка отнесения к данной категории участников, последствий этого в виде наделения их дополнительными правами и процессуальными гарантиями и т.д. В тексте УПК РФ, в основном применительно к подозреваемым, обвиняемым, редко - потерпевшим, свидетелям, встречаются словосочетания "с физическими и психическими недостатками" (ст. 51, 96, 167, 196, 280), "физические и психические состояния, влияющие на..." (ст. 45), "...отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством" (ст. 27, 125.1, 191, 421, 425), "психическое расстройство" (ст. 253, 300, 352, гл. 51), "беспомощное состояние" (ст. 20, 318). Однако, во-первых, они разнопорядковые по своей сути и содержанию; во-вторых, ни одно из них не несет в себе смысловой нагрузки, отражающей значимость наличия у участника уголовного судопроизводства физических и (или) когнитивных ограниченных возможностей для участия в нем. И это притом, что терминология "с физическими и психическими недостатками" не соответствует общепризнанной в настоящее время на международном уровне точке зрения, согласно которой указание на физические и психические проблемы у людей как на недостатки имеет в своей основе уничижительный контекст, разделяя людей на "нормальных" и "ненормальных" (ущербных, с недостатками), и носит, тем самым, дискриминационный характер. Тем не менее до конца XX в. ее использование было достаточно распространенным и в международном праве. Например, в ст. 15 Европейской социальной хартии 1961 г. изначально речь шла о лицах с физическими и психическими недостатками (The right of physically or mentally disabled persons to vocational training, rehabilitation and social resettlement) <2>. Позднее, в результате существенного пересмотра Хартии в 1996 г., в ней были закреплены права лиц с ограниченными возможностями (The right of persons with disabilities to independence, social integration and participation in the life of the community) <3>. Обращение в виде "лицо с ограниченными возможностями" получило широкое распространение и в других международных правовых документах, среди которых особенно следует выделить Конвенцию ООН "О правах лиц с ограниченными возможностями" 2006 г. <4> (в российском официальном переводе: Конвенция о правах инвалидов. - Прим. авт.). Также оно используется и в отдельных нормативных правовых актах Российской Федерации, например в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и др. Вариант введения в оборот УПК РФ термина "инвалид" неактуален, так как по поводу этого слова в 2018 г. однозначно высказался Комитет по правам лиц с ограниченными возможностями (в российском официальном переводе: Комитет по правам инвалидов. - Прим. авт.). В своих Заключительных замечаниях, адресованных Российской Федерации, Комитет прямо указал, что "официальный перевод термина "persons with disabilities" на русский язык словом "инвалид" не отражает правозащитную модель" и что "рекомендуется внести изменения в официальный перевод Конвенции и использовать термины, в полной мере отражающие правозащитную модель" <5>. Дело в том, что понятие инвалидности в России до сих пор основано на медицинской модели понимания ее сущности, тогда как на уровне международного сообщества, и прежде всего в указанной Конвенции, уже получила признание модель социальная. В результате границы традиционного понимания инвалидности были расширены, а в число ее характеристик стали входить как медицинский, так и социальный и даже философский критерии. Это же было перенято и закреплено в законодательстве целого ряда правовых демократических государств, что способствовало выработке у них определенного единообразия в правовом регулировании участия таких лиц в различных правоотношениях, в том числе и в уголовно-процессуальных. И хотя в международном праве наряду с термином "лицо с ограниченными возможностями" в последние годы стало использоваться словосочетание "уязвимое лицо", оно не раскрывается должным образом и в основном имеет свою специфику применительно к отдельным категориям лиц (уязвимые мигранты-безработные, уязвимые беременные женщины и проч.). Поэтому термин "лицо с ограниченными возможностями" представляется более удачным. В нем заложен социально значимый смысл, что эти ограничения могут быть как-то компенсированы и человек сможет реализовать себя в определенном статусе. Исходя из вышеуказанной обязанности российского социального государства заботиться о своем населении это возлагается прежде всего на государство. Поэтому представляется необходимым ввести в УПК РФ такие понятия, как:
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Можно отметить, что исторически законодательство в сфере социального обеспечения в нашей стране сложилось таким образом, что пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком были и остаются, как и 100 лет назад, связанными со статусом женщины как работницы <1>. При этом неработающая беременная женщина не получает пособий, связанных с беременностью и родами, или по уходу за ребенком, если только у нее нет статуса "нуждающейся в социальной поддержке" <2>. Как известно, в настоящее время работающим женщинам одновременно с предоставлением отпуска по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности выплачивается пособие по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере (ст. 255 ТК РФ). Кроме того, по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, при этом порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска также определяются федеральными законами (ст. 256 ТК РФ).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Можно отметить, что исторически законодательство в сфере социального обеспечения в нашей стране сложилось таким образом, что пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком были и остаются, как и 100 лет назад, связанными со статусом женщины как работницы <1>. При этом неработающая беременная женщина не получает пособий, связанных с беременностью и родами, или по уходу за ребенком, если только у нее нет статуса "нуждающейся в социальной поддержке" <2>. Как известно, в настоящее время работающим женщинам одновременно с предоставлением отпуска по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности выплачивается пособие по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере (ст. 255 ТК РФ). Кроме того, по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, при этом порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска также определяются федеральными законами (ст. 256 ТК РФ).
Нормативные акты
Справочная информация: "Размер пособий и выплат гражданам, имеющим детей"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, пособие по беременности и родам назначается и выплачивается страховщиком не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, пособие по беременности и родам назначается и выплачивается страховщиком не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления.