Безвозмездное пользование недвижимым имуществом учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Безвозмездное пользование недвижимым имуществом учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 23 "Предпринимательская деятельность гражданина" ГК РФ"По смыслу положений статей 1, 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предполагается целевой характер предпринимательской деятельности, в том числе при отношениях с иными предпринимателями как контрагентами. Данная презумпция проистекает из правил гражданского законодательства, а также статуса индивидуального предпринимателя как участника гражданского оборота, имеющего возмездный характер и основывающегося на ответственном и добросовестном исполнении обязательств независимо от обстоятельств, не входящих в предмет правового регулирования. Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 575 ГК РФ дарение в отношениях между коммерческими организациями не допускается; согласно пункту 3 статьи 23 Кодекса действие данной нормы права распространяется на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Изложенное позволяет заключить, что при прочих равных условиях пользование недвижимым имуществом представляет полезный экономический эффект, с учетом основных начал гражданского законодательства предполагающий оплату. Вместе с тем, вопреки содержанию предпринимательской деятельности, заявителем заключен безвозмездный договор пользования недвижимым имуществом."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Цессия, ссуда, пожертвование с участием бюджетного учреждения
(КонсультантПлюс, 2024)"...между Учреждением (ссудодателем) и Теруправлением (ссудополучателем) был заключен договор... о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, закрепленного за государственным бюджетным учреждением на праве оперативного управления, согласно которому ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное временное пользование государственное недвижимое имущество...
(КонсультантПлюс, 2024)"...между Учреждением (ссудодателем) и Теруправлением (ссудополучателем) был заключен договор... о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, закрепленного за государственным бюджетным учреждением на праве оперативного управления, согласно которому ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное временное пользование государственное недвижимое имущество...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)В то же время применительно к аренде и иным случаям, когда закон требует регистрации именно сделки, ВС РФ пошел на спорный шаг и признал применимость комментируемой нормы к регистрации соглашений, на основании которых происходит уступка вытекающих из таких сделок денежных требований. Но готов ли он идти дальше и переносить ту же логику и в контекст договоров, которые, по букве закона, регистрации как сделки не подлежат, а предполагают регистрацию их правового эффекта? Например, подлежит ли регистрации соглашение, предметом которого является уступка требования об уплате наемной платы, о погашении долга по лицензионным платежам или требование ссудодателя о выплате ссудополучателем штрафа, начисленного за нарушение условий использования переданного в ссуду недвижимого объекта культурного наследия, с учетом того, что договоры, на которых основаны данные уступаемые требования, не подлежали регистрации, но само предоставление права использования имущества по таким договорам регистрировалось? Указанный вопрос пока в практике не прояснен, но, как представляется, в этом нет смысла. Впрочем, как будет показано в п. 2.6.2 комментария к настоящей статье, в практике ВС РФ можно обнаружить намеки на такое решение.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)В то же время применительно к аренде и иным случаям, когда закон требует регистрации именно сделки, ВС РФ пошел на спорный шаг и признал применимость комментируемой нормы к регистрации соглашений, на основании которых происходит уступка вытекающих из таких сделок денежных требований. Но готов ли он идти дальше и переносить ту же логику и в контекст договоров, которые, по букве закона, регистрации как сделки не подлежат, а предполагают регистрацию их правового эффекта? Например, подлежит ли регистрации соглашение, предметом которого является уступка требования об уплате наемной платы, о погашении долга по лицензионным платежам или требование ссудодателя о выплате ссудополучателем штрафа, начисленного за нарушение условий использования переданного в ссуду недвижимого объекта культурного наследия, с учетом того, что договоры, на которых основаны данные уступаемые требования, не подлежали регистрации, но само предоставление права использования имущества по таким договорам регистрировалось? Указанный вопрос пока в практике не прояснен, но, как представляется, в этом нет смысла. Впрочем, как будет показано в п. 2.6.2 комментария к настоящей статье, в практике ВС РФ можно обнаружить намеки на такое решение.
Статья: Анализ проблем, связанных с адаптацией отечественной системы учета нефинансовых активов в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности общественного сектора
(Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 4, 5)Инвестиционная недвижимость не предназначена для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд и (или) продажи. В соответствии с ФСБУ ГС объект недвижимости или его часть, полученные по договору аренды (имущественного найма) и впоследствии переданные в субаренду (поднаем) или в безвозмездное пользование, признаются субъектом учета инвентарным объектом в составе группы основных средств "Инвестиционная недвижимость". Мы полагаем, что это не совсем верное решение, поскольку на основании Единого плана счетов недвижимым имуществом государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений могут быть не только основные средства, но и непроизведенные активы. Вместе с тем п. 7 ФСБУ ГС четко определяет, что непроизведенные активы, а также материальные ценности, числящиеся в составе капитальных вложений (в том числе объекты незавершенного строительства), к основным средствам не относятся. Для решений противоречивых вопросов, связанных с квалификацией и переквалификацией активов, относящихся к инвестиционной недвижимости, целесообразно принятие отдельного федерального стандарта.
(Сахапов Б.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, NN 4, 5)Инвестиционная недвижимость не предназначена для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд и (или) продажи. В соответствии с ФСБУ ГС объект недвижимости или его часть, полученные по договору аренды (имущественного найма) и впоследствии переданные в субаренду (поднаем) или в безвозмездное пользование, признаются субъектом учета инвентарным объектом в составе группы основных средств "Инвестиционная недвижимость". Мы полагаем, что это не совсем верное решение, поскольку на основании Единого плана счетов недвижимым имуществом государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений могут быть не только основные средства, но и непроизведенные активы. Вместе с тем п. 7 ФСБУ ГС четко определяет, что непроизведенные активы, а также материальные ценности, числящиеся в составе капитальных вложений (в том числе объекты незавершенного строительства), к основным средствам не относятся. Для решений противоречивых вопросов, связанных с квалификацией и переквалификацией активов, относящихся к инвестиционной недвижимости, целесообразно принятие отдельного федерального стандарта.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О государственной регистрации недвижимости"3.1. До 1 января 2040 года орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, предоставленный в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в случаях, предусмотренных частью 21.3 статьи 8 и частью 8 статьи 9 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, направленного в соответствии с частью 11.2 статьи 5 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(ред. от 08.08.2024)
"О государственной регистрации недвижимости"3.1. До 1 января 2040 года орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, предоставленный в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в случаях, предусмотренных частью 21.3 статьи 8 и частью 8 статьи 9 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, направленного в соответствии с частью 11.2 статьи 5 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
"Обзор судебной практики по спорам о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Уполномоченный орган сообщил о невозможности рассмотреть вопрос о передаче объектов в безвозмездное пользование, поскольку помещения не поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Уполномоченный орган сообщил о невозможности рассмотреть вопрос о передаче объектов в безвозмездное пользование, поскольку помещения не поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.