Благонадежность поставщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Благонадежность поставщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 31 "Права налоговых органов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль и НДС, сделав вывод о неправомерном учете расходов и налоговых вычетов по сделкам с рядом контрагентов, имеющих признаки технических компаний, в то время как реальными поставщиками товара являлись сельхозпроизводители, применяющие ЕСХН. Суд поддержал вывод налогового органа о непроявлении налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагентов, признал обоснованным доначисление НДС и налога на прибыль. Суд отметил, что при заключении договоров налогоплательщик не проверил благонадежность и деловую репутацию контрагентов, не установил наличие у них возможности исполнения заключенных договоров, не проверил полномочия лиц, от имени которых заключались договоры, подписывались первичные документы. Налогоплательщик не представил доказательств, обосновывающих выбор контрагентов, для которых поставка такого рода товара не является профильной, не представил доказательств ведения переговоров или переписки. Кроме того, директор налогоплательщика, лично занимавшийся подбором контрагентов, не смог назвать источников, из которых он узнал о данных поставщиках. Суд отклонил довод налогоплательщика о необходимости расчета налогов в порядке налоговой реконструкции, поскольку документы о лицах - фактических исполнителях по сделкам не были представлены налогоплательщиком, полученных в ходе налоговой проверки документов было недостаточно для того, чтобы достоверно их установить. Суд признал правомерным определение налоговой обязанности по налогу на прибыль расчетным путем на основании подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ по данным карточек счета 10 "Материалы", представленных налогоплательщиком: налоговый орган определил цену товара исходя из средней стоимости товара за 1 кг, поставленного в адрес налогоплательщика сельскохозяйственными производителями и посредниками, по которым у налогового органа не было сомнений в реальности поставок. Суд указал, что налоговые вычеты расчетным путем определены быть не могут, но, поскольку по некоторым цепочкам поставки товаров через технические компании налоговым органом на уровне контрагентов второго звена однозначно установлены лица, которые фактически поставили товар, исчислив при этом НДС и отразив его в своей отчетности, сумма исчисленного и уплаченного по таким сделкам НДС должна быть учтена в составе налоговых вычетов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль и НДС, сделав вывод о неправомерном учете расходов и налоговых вычетов по сделкам с рядом контрагентов, имеющих признаки технических компаний, в то время как реальными поставщиками товара являлись сельхозпроизводители, применяющие ЕСХН. Суд поддержал вывод налогового органа о непроявлении налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагентов, признал обоснованным доначисление НДС и налога на прибыль. Суд отметил, что при заключении договоров налогоплательщик не проверил благонадежность и деловую репутацию контрагентов, не установил наличие у них возможности исполнения заключенных договоров, не проверил полномочия лиц, от имени которых заключались договоры, подписывались первичные документы. Налогоплательщик не представил доказательств, обосновывающих выбор контрагентов, для которых поставка такого рода товара не является профильной, не представил доказательств ведения переговоров или переписки. Кроме того, директор налогоплательщика, лично занимавшийся подбором контрагентов, не смог назвать источников, из которых он узнал о данных поставщиках. Суд отклонил довод налогоплательщика о необходимости расчета налогов в порядке налоговой реконструкции, поскольку документы о лицах - фактических исполнителях по сделкам не были представлены налогоплательщиком, полученных в ходе налоговой проверки документов было недостаточно для того, чтобы достоверно их установить. Суд признал правомерным определение налоговой обязанности по налогу на прибыль расчетным путем на основании подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ по данным карточек счета 10 "Материалы", представленных налогоплательщиком: налоговый орган определил цену товара исходя из средней стоимости товара за 1 кг, поставленного в адрес налогоплательщика сельскохозяйственными производителями и посредниками, по которым у налогового органа не было сомнений в реальности поставок. Суд указал, что налоговые вычеты расчетным путем определены быть не могут, но, поскольку по некоторым цепочкам поставки товаров через технические компании налоговым органом на уровне контрагентов второго звена однозначно установлены лица, которые фактически поставили товар, исчислив при этом НДС и отразив его в своей отчетности, сумма исчисленного и уплаченного по таким сделкам НДС должна быть учтена в составе налоговых вычетов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы проявления должной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагентов
(Мустафаев С.М.)
("Современное право", 2024, N 2)Однако на официальном сайте ФНС России опубликована статья от 22.09.2019 "Должная осмотрительность" при выборе контрагента. Возможные инструменты проверки благонадежности потенциального поставщика" <5>. Согласно информации, приведенной в статье, налоговые органы рекомендуют проявлять должную осмотрительность путем личного взаимодействия с руководящими лицами контрагентов или лицами, уполномоченными заключать договоры, а также путем запроса учредительных документов организации и паспорта лица, заключающего договор от имени контрагента. Также в статье рекомендуется проверять репутацию контрагента путем использования информации из открытых источников в сети Интернет и приведен перечень таких источников. По нашему мнению, указанные варианты действий потенциально могут свидетельствовать лишь о формальном проявлении должной осмотрительности. Нельзя не заметить, что уставные документы организации и паспорт лица, заключающего договор, не являются подтверждением реальности ведения финансово-хозяйственной деятельности этой организации, т.е. указанные документы не могут быть подтверждением того, что контрагент имеет возможность отвечать по обязательствам при заключении договора, а также на их основании нельзя утверждать о том, что в предстоящих периодах контрагент будет способен нести ответственность за своих контрагентов вниз по цепочке взаимоотношений.
(Мустафаев С.М.)
("Современное право", 2024, N 2)Однако на официальном сайте ФНС России опубликована статья от 22.09.2019 "Должная осмотрительность" при выборе контрагента. Возможные инструменты проверки благонадежности потенциального поставщика" <5>. Согласно информации, приведенной в статье, налоговые органы рекомендуют проявлять должную осмотрительность путем личного взаимодействия с руководящими лицами контрагентов или лицами, уполномоченными заключать договоры, а также путем запроса учредительных документов организации и паспорта лица, заключающего договор от имени контрагента. Также в статье рекомендуется проверять репутацию контрагента путем использования информации из открытых источников в сети Интернет и приведен перечень таких источников. По нашему мнению, указанные варианты действий потенциально могут свидетельствовать лишь о формальном проявлении должной осмотрительности. Нельзя не заметить, что уставные документы организации и паспорт лица, заключающего договор, не являются подтверждением реальности ведения финансово-хозяйственной деятельности этой организации, т.е. указанные документы не могут быть подтверждением того, что контрагент имеет возможность отвечать по обязательствам при заключении договора, а также на их основании нельзя утверждать о том, что в предстоящих периодах контрагент будет способен нести ответственность за своих контрагентов вниз по цепочке взаимоотношений.
Статья: Общие принципы применения требований и критериев оценки по Закону N 223-ФЗ
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 6)Также примером реализации запрета формального подхода может быть ситуация, когда заказчик устанавливает требование или порядок оценки, но при этом в составе заявки никакие документы и сведения участником не предоставляются. Оценка и сопоставление заявок осуществляются исключительно на основании открытых источников. Подобный подход можно встретить при проверке благонадежности потенциального поставщика <36>.
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 6)Также примером реализации запрета формального подхода может быть ситуация, когда заказчик устанавливает требование или порядок оценки, но при этом в составе заявки никакие документы и сведения участником не предоставляются. Оценка и сопоставление заявок осуществляются исключительно на основании открытых источников. Подобный подход можно встретить при проверке благонадежности потенциального поставщика <36>.
Нормативные акты
"Антикоррупционная политика ФГУП "Почта России (редакция N 1)"
(утв. ФГУП "Почта России" 24.10.2016 N 1.9.3.1.2-05/88-нд)В целях снижения риска вовлечения Предприятия в коррупционную деятельность внедряются специальные процедуры проверки клиентов и поставщиков товаров, работ, услуг. Предприятие проводит оценку неприятия коррупции со стороны клиентов и поставщиков товаров, работ, услуг Предприятия, в том числе проверку наличия у них собственных антикоррупционных процедур и/или политик, осуществляет через официальные источники проверку на предмет их благонадежности, аффилированности к государственным служащим (через близких родственников или по иным основаниям), государственным компаниям и структурам, готовности соблюдать требования Политики и включать в договоры антикоррупционные оговорки, а также оказывать взаимное содействие для этичного ведения бизнеса и предотвращения коррупции.
(утв. ФГУП "Почта России" 24.10.2016 N 1.9.3.1.2-05/88-нд)В целях снижения риска вовлечения Предприятия в коррупционную деятельность внедряются специальные процедуры проверки клиентов и поставщиков товаров, работ, услуг. Предприятие проводит оценку неприятия коррупции со стороны клиентов и поставщиков товаров, работ, услуг Предприятия, в том числе проверку наличия у них собственных антикоррупционных процедур и/или политик, осуществляет через официальные источники проверку на предмет их благонадежности, аффилированности к государственным служащим (через близких родственников или по иным основаниям), государственным компаниям и структурам, готовности соблюдать требования Политики и включать в договоры антикоррупционные оговорки, а также оказывать взаимное содействие для этичного ведения бизнеса и предотвращения коррупции.
<Письмо> Минэкономразвития РФ от 04.12.2006 N Д04-4415
"О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"Таким образом, "благонадежность" предприятия может быть установлена отсутствием предприятия в реестре недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов. Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, доступны для ознакомления на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет по адресу: http://www.zakupki.gov.ru без взимания платы.
"О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"Таким образом, "благонадежность" предприятия может быть установлена отсутствием предприятия в реестре недобросовестных поставщиков, в который включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов. Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, доступны для ознакомления на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет по адресу: http://www.zakupki.gov.ru без взимания платы.