Борьба с фирмами однодневками
Подборка наиболее важных документов по запросу Борьба с фирмами однодневками (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Фирмы-однодневки как средство преступления
(Бальжинимаева В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 7)Уголовная ответственность за создание фирм-однодневок введена в 2011 г. (ст. 173.1 и 173.2 УК РФ) для преследования организаторов незаконного рынка фиктивных предпринимательских структур и их пособников, играющих роли номинальных учредителей (участников) и руководителей фирм-однодневок <4>. Еще одним направлением уголовно-правового противодействия фирмам-однодневкам является установление уголовной ответственности за их использование при совершении отдельных экономических преступлений, в том числе предусмотренных ст. 173.3, п. "г" ч. 2 ст. 193, п. "в" ч. 2 ст. 193.1 УК РФ.
(Бальжинимаева В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 7)Уголовная ответственность за создание фирм-однодневок введена в 2011 г. (ст. 173.1 и 173.2 УК РФ) для преследования организаторов незаконного рынка фиктивных предпринимательских структур и их пособников, играющих роли номинальных учредителей (участников) и руководителей фирм-однодневок <4>. Еще одним направлением уголовно-правового противодействия фирмам-однодневкам является установление уголовной ответственности за их использование при совершении отдельных экономических преступлений, в том числе предусмотренных ст. 173.3, п. "г" ч. 2 ст. 193, п. "в" ч. 2 ст. 193.1 УК РФ.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2025, N 20)Минфин пояснил, что это нужно для борьбы с фирмами-однодневками, участвующими в схемах ухода от налогов. Как мы понимаем, это фирмы с директором на мизерной ставке вроде 10% рабочего времени и с окладом 0,1 МРОТ. Однако новшество затрагивает и нормальные фирмы. Например, если директор уйдет в отпуск на 28 дней с 1 мая, то отпускные будут начислены в апреле, а в мае останется 1 рабочий день, зарплата за который вполне может оказаться меньше МРОТ. При этом полномочия ЕИО за директором сохраняются и в отпуске, поэтому правило о пропорциональном расчете не сработает.
("Главная книга", 2025, N 20)Минфин пояснил, что это нужно для борьбы с фирмами-однодневками, участвующими в схемах ухода от налогов. Как мы понимаем, это фирмы с директором на мизерной ставке вроде 10% рабочего времени и с окладом 0,1 МРОТ. Однако новшество затрагивает и нормальные фирмы. Например, если директор уйдет в отпуск на 28 дней с 1 мая, то отпускные будут начислены в апреле, а в мае останется 1 рабочий день, зарплата за который вполне может оказаться меньше МРОТ. При этом полномочия ЕИО за директором сохраняются и в отпуске, поэтому правило о пропорциональном расчете не сработает.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Налоговый контроль за операциями по налогу на добавленную стоимость в эпоху цифровизации
(Жутаев А.С.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)С 1 января 1997 г. все плательщики НДС обязаны составлять счета-фактуры на реализацию продукции, а с 2015 г. осуществлять это в электронном виде <5>. Счета-фактуры содержат строго регламентированную информацию. При нарушении правил его составления уплаченный поставщикам НДС не подлежит возмещению. В правоприменительной практике появился даже термин - "недостаточная осмотрительность" как один из инструментов борьбы с фирмами-"однодневками" <6>.
(Жутаев А.С.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)С 1 января 1997 г. все плательщики НДС обязаны составлять счета-фактуры на реализацию продукции, а с 2015 г. осуществлять это в электронном виде <5>. Счета-фактуры содержат строго регламентированную информацию. При нарушении правил его составления уплаченный поставщикам НДС не подлежит возмещению. В правоприменительной практике появился даже термин - "недостаточная осмотрительность" как один из инструментов борьбы с фирмами-"однодневками" <6>.
Статья: Государственное регулирование теневой экономики: гражданско-правовые аспекты
(Зинковский М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)- борьбы с фирмами-"однодневками", имитационным бизнесом, финансовыми аферами и т.д.;
(Зинковский М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)- борьбы с фирмами-"однодневками", имитационным бизнесом, финансовыми аферами и т.д.;
Статья: Образование фирм-однодневок: проблемы уголовно-правовой квалификации
(Ляскало А.Н., Бальжинимаева В.В.)
("Уголовное право", 2024, N 2)В отличие от "антирейдерской" ст. 170.1 УК РФ уголовно-правовой запрет, предусмотренный ст. 173.1 УК РФ, вводился в рамках борьбы с фирмами-однодневками <48>, т.е. юридическими лицами, не осуществляющими реальной экономической деятельности, создаваемыми в качестве средства совершения других преступлений.
(Ляскало А.Н., Бальжинимаева В.В.)
("Уголовное право", 2024, N 2)В отличие от "антирейдерской" ст. 170.1 УК РФ уголовно-правовой запрет, предусмотренный ст. 173.1 УК РФ, вводился в рамках борьбы с фирмами-однодневками <48>, т.е. юридическими лицами, не осуществляющими реальной экономической деятельности, создаваемыми в качестве средства совершения других преступлений.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В качестве стратегических целей отмечено формирование стабильных фискальных условий (т.е. отсутствие кардинальных изменений в налоговом законодательстве в течение нескольких лет) и сокращение теневого сектора в налоговой сфере (борьба с фирмами-однодневками, серыми зарплатами и необоснованным применением льгот).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В качестве стратегических целей отмечено формирование стабильных фискальных условий (т.е. отсутствие кардинальных изменений в налоговом законодательстве в течение нескольких лет) и сокращение теневого сектора в налоговой сфере (борьба с фирмами-однодневками, серыми зарплатами и необоснованным применением льгот).
Статья: Реформирование системы налогов: от специальных налоговых режимов к общей системе налогообложения
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 8)Был принят комплекс мер антикризисного налогового регулирования в России в 2008 - 2009 гг. [5, 6]. Большая часть налоговых мер вступила в действие с 1 января 2009 г. Две налоговые меры, направленные на облегчение финансового бремени предприятий, вступили в действие в 2008 г. - изменение порядка уплаты НДС и налога на прибыль на основе фактической прибыли. В то же время на фоне общего экономического кризиса был ужесточен налоговый контроль, началась борьба с фирмами-"однодневками", однако проводимые меры дали обратный эффект для малого бизнеса, многие ушли в тень или прекратили всякую деловую активность. По данным Росстата, если в предыдущие годы оборот малых предприятий показывал устойчивый рост: 15% в 2006 г., 14,3% в 2007 г., 6,6% в 2008 г., то в 2009 г. оборот предприятий упал на 10%, с 18 727,6 млрд руб. до 16 873,1 млрд руб., численность работников уменьшилась на 25% - с 13 681,8 тыс. до 10 247,5 тыс. чел. Это притом, что в 2009 г. произошел количественный рост малых предприятий - юридических лиц, на 1 января 2010 г. их количество составляло 1 602 тыс. против 1 335 тыс. годом ранее - рост 20% <10>.
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 8)Был принят комплекс мер антикризисного налогового регулирования в России в 2008 - 2009 гг. [5, 6]. Большая часть налоговых мер вступила в действие с 1 января 2009 г. Две налоговые меры, направленные на облегчение финансового бремени предприятий, вступили в действие в 2008 г. - изменение порядка уплаты НДС и налога на прибыль на основе фактической прибыли. В то же время на фоне общего экономического кризиса был ужесточен налоговый контроль, началась борьба с фирмами-"однодневками", однако проводимые меры дали обратный эффект для малого бизнеса, многие ушли в тень или прекратили всякую деловую активность. По данным Росстата, если в предыдущие годы оборот малых предприятий показывал устойчивый рост: 15% в 2006 г., 14,3% в 2007 г., 6,6% в 2008 г., то в 2009 г. оборот предприятий упал на 10%, с 18 727,6 млрд руб. до 16 873,1 млрд руб., численность работников уменьшилась на 25% - с 13 681,8 тыс. до 10 247,5 тыс. чел. Это притом, что в 2009 г. произошел количественный рост малых предприятий - юридических лиц, на 1 января 2010 г. их количество составляло 1 602 тыс. против 1 335 тыс. годом ранее - рост 20% <10>.