Бортовой коносамент

Подборка наиболее важных документов по запросу Бортовой коносамент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Воздействие нарративов на формирование мягкого права в сфере предпринимательской деятельности
(Чурилов А.Ю.)
("Юрист", 2023, N 6)
Развитие. Этот вид воздействия нарративов тесно связан с предыдущим, поскольку на основе оценки действенности мягкого права происходит его эволюция. Истории предпринимательской деятельности при их неоднократном повторении могут повлечь за собой корректировку положений мягкого права. Так, термин "Инкотермс FCA" (франко-перевозчик) на протяжении долгого времени его применения вызывал проблемы у продавцов, связанные с получением оплаты в случае отправки товара морским транспортом. Поскольку поставка по условиям FCA завершается до погрузки товара на борт корабля, получение бортового коносамента (который требуется по правилам международных расчетов аккредитивами) осложнялось тем, что перевозчик, во-первых, мог выдать бортовой коносамент только после полной погрузки товара на борт судна, и, во-вторых, тем, что продавец не является стороной договора перевозки и, как следствие, у перевозчика нет обязанности предоставлять ему коносамент. Такое положение дел очевидно не соответствовало требованиям гражданского оборота, в связи с чем, чтобы учесть эту ситуацию, в Инкотермс 2020 г. появились дополнительные возможности у сторон договора FCA, в частности, они могут договориться, что покупатель даст указание перевозчику о выдаче продавцу бортового коносамента после погрузки товара на борт судна, а продавец, в свою очередь, обязуется передать коносамент покупателю (как правило, после получения оплаты по аккредитиву в банке). В такой ситуации становится очевидным, как истории предпринимательской практики повлияли на эволюцию Инкотермс.
Статья: Правовое регулирование управления специальными системами транспортной документации
(Карпычева Е.В.)
("Делопроизводство", 2022, N 4)
Только в Кодексе торгового мореплавания России используется термин "коносамент", причем с дифференциацией на разновидности: "бортовой коносамент", "именной коносамент", "ордерный коносамент", "коносамент на предъявителя", а также термин "морская накладная".

Нормативные акты

"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 22.06.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
2. После того как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором в дополнение к данным, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должны быть указаны дата погрузки груза или даты погрузки груза.
"Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года"
(вместе с "Протоколом подписания")
(заключена в г. Брюсселе 25.08.1924)
(с изм. от 21.12.1979)
7. После того как грузы погружены, коносамент, который должен быть выдан отправителю перевозчиком, капитаном или агентом перевозчика, должен быть, если этого требует отправитель, "бортовым" коносаментом, при условии, что отправитель, если он до этого получил какой-либо товарораспорядительный документ на тот же груз, возвратит этот документ в обмен на выдачу "бортового" коносамента. Однако, по усмотрению перевозчика, в таком товарораспорядительном документе могут быть в порту погрузки сделаны перевозчиком, капитаном или агентом перевозчика отметки о названии судна или судов, на которые грузы погружены, о дате или датах отправки, и, будучи таким образом помеченным, этот документ, если он содержит данные, указанные в пункте 3 статьи 3, должен считаться для целей этой статьи "бортовым" коносаментом.