Бухгалтерский учет муниципального имущества казны

Подборка наиболее важных документов по запросу Бухгалтерский учет муниципального имущества казны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2022 N 07АП-8568/2022(1,2) по делу N А03-7129/2022
Требование: О взыскании убытков в виде стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии на отопление, отпущенной в находящееся на балансе ответчика здание детского сада, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Для ведения бухгалтерского учета и осуществления функций балансодержателя рассматриваемое имущество, вошедшее в состав муниципальной казны, находилось во владении управления и, в последующем, на основании распоряжения комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула от 20.04.2021 N 156/рр-129 передано учреждению на праве оперативного управления, зарегистрированного в установленном порядке 26.04.2021, о чем свидетельствует представленная в материалах дела выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Учет имущества государственной (муниципальной) казны
(КонсультантПлюс, 2024)
...суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что... права и обязанности управления как лица, представляющего собственника муниципального имущества, и общества как лица, арендующего муниципальное имущество, обусловлены и нормативно предопределены договором аренды муниципального имущества... и муниципальным правовым актом, устанавливающим в том числе порядок зачета затрат арендодателя - решением Думы...

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете арендатора расходы по аренде здания, находящегося в муниципальной собственности и составляющего муниципальную казну? Арендодателем является орган власти (Комитет по управлению муниципальным имуществом)...
(Консультация эксперта, 2024)
В данном случае организация арендует имущество (здание), находящееся в муниципальной собственности и составляющее муниципальную казну. Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. В связи с этим организация обязана исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 1 ст. 24, п. 4 ст. 173 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 10067/10 по делу N А50-32345/2009, Письмо Минфина России от 12.04.2021 N 03-07-11/26931).
Статья: Отдельные категории и особенности имущественных отношений в сфере публичной финансовой деятельности
(Савина А.В.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)
Таким образом, с учетом понимания финансов как совокупности денежных фондов (в их материальном выражении), можно обозначить, что казна являет собой в некотором смысле имущественный фонд РФ, ее субъектов, муниципальных образований. Доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, согласно БК РФ, относятся к неналоговым доходам того или иного публично-правового образования. Применительно к государственному и муниципальному имуществу, учитывая основы бухгалтерского учета, хотелось бы сделать акцент на том, что оно является материальным, как правило долгосрочным, государственным (муниципальным) активом, приносящим доход в тот или иной бюджет. Некоторыми учеными отмечается, что одним из подходов к оценке недвижимости является доходный, т.е. основанный на расчете стоимости будущих доходов от использования объекта [16, с. 44]. Такой же подход наблюдается и при оценке имущества в налоге на имущество физических лиц, налоге на имущество организаций и др. Так, можно предположить, что от подходов к управлению и распоряжению государственной и муниципальной собственностью зависит объем получаемых публично-правовыми образованиями неналоговых доходов. В этой связи вспоминаются слова И.У. Патлаевского, который, отождествляя термины "финансы" и "государственное хозяйство", понимал под ними особый род деятельности органов государства, направленный на приобретение, сохранение и правильное употребление материальных средств [17, с. 1 - 2]. Думается, что некоторые направления деятельности публично-правовых образований по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом имеют признаки публичной финансовой деятельности, однако с характерными особенностями.

Нормативные акты

Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)
22. Счета раздела "Нефинансовые активы" Единого плана счетов предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе переданных (полученных) по договорам аренды, безвозмездного пользования, в доверительное управление, а также имущества, являющегося объектом концессионных соглашений, объектов учета аренды, и относящихся для целей бухгалтерского учета к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию сумм фактических вложений учреждения (организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств) в объекты нефинансовых активов, стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг.
<Письмо> Минрегиона РФ от 20.12.2006 N 14316-РМ/07
"О передаче многоквартирных домов при выборе способа управления"
Жилые и нежилые помещения, права государственной или муниципальной собственности на которые прекращены в результате приватизации и иных гражданско-правовых сделок, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете списываются с баланса унитарных предприятий или государственных и муниципальных учреждений, за которыми они были закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Многоквартирные дома, помещения в которых принадлежат двум и более различным собственникам, подлежат списанию со счетов бухгалтерского учета организаций, исключению из реестра учета муниципального (государственного) имущества и из состава муниципальной (государственной) казны. В указанных многоквартирных домах только жилые и нежилые помещения, находящиеся в муниципальной (государственной) собственности, могут быть объектом бухгалтерского учета муниципальных (государственных) организаций (при закреплении на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), объектом учета муниципального (государственного) имущества и состоять в муниципальной (государственной) казне (при отсутствии закрепления на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).