Бухгалтерский учет реквизиты
Подборка наиболее важных документов по запросу Бухгалтерский учет реквизиты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Реквизиты акта об оказании услуг. Подписание акта по доверенности
(КонсультантПлюс, 2025)"...Действующим законодательством не предусмотрена унифицированная форма акта приема-передачи выполненных услуг. При этом в пункте 2 статьи 9 Закона "О бухгалтерском учете" [в т.ч. в действующей редакции Закона о бухучете - ред.]... установлены обязательные реквизиты для документов. Поэтому акты оказания услуг должны содержать все необходимые реквизиты, в частности название документа, дату его составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, указание фамилии, имени, отчества лиц, подписавших документы, личные подписи указанных лиц..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Действующим законодательством не предусмотрена унифицированная форма акта приема-передачи выполненных услуг. При этом в пункте 2 статьи 9 Закона "О бухгалтерском учете" [в т.ч. в действующей редакции Закона о бухучете - ред.]... установлены обязательные реквизиты для документов. Поэтому акты оказания услуг должны содержать все необходимые реквизиты, в частности название документа, дату его составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, указание фамилии, имени, отчества лиц, подписавших документы, личные подписи указанных лиц..."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 9 "Первичные учетные документы" Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете""Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлен перечень обязательных реквизитов, которые должны содержать документы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Что такое регистры бухгалтерского учета?
(Консультация эксперта, 2025)Реквизиты регистров бухгалтерского учета
(Консультация эксперта, 2025)Реквизиты регистров бухгалтерского учета
Вопрос: Об оплате цифровой валютой, ее выпуске, обороте и расчете ее рыночной стоимости, налоге при УСН при операциях с нею, реквизитах кассового чека (БСО), указываемых в рублях, и бухучете цифровой валюты.
(Письмо Минфина России от 26.04.2024 N 05-06-11/37970)Вопрос: Об оплате цифровой валютой, ее выпуске, обороте и расчете ее рыночной стоимости, налоге при УСН при операциях с нею, реквизитах кассового чека (БСО), указываемых в рублях, и бухучете цифровой валюты.
(Письмо Минфина России от 26.04.2024 N 05-06-11/37970)Вопрос: Об оплате цифровой валютой, ее выпуске, обороте и расчете ее рыночной стоимости, налоге при УСН при операциях с нею, реквизитах кассового чека (БСО), указываемых в рублях, и бухучете цифровой валюты.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.2023 N 266-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях"3) реквизиты документа бухгалтерского учета (наименование, дата, номер), согласно которому вывозимые товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, отражены в бухгалтерском учете участника (сведения указываются, если вывозятся товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны);
(ред. от 23.07.2025)
"О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях"3) реквизиты документа бухгалтерского учета (наименование, дата, номер), согласно которому вывозимые товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, отражены в бухгалтерском учете участника (сведения указываются, если вывозятся товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны);
Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О территориях опережающего развития в Российской Федерации"3) реквизиты документа бухгалтерского учета (наименование, дата, номер), согласно которому вывозимые товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, отражены в бухгалтерском учете организации, являющейся резидентом территории опережающего развития (сведения указываются, если вывозятся товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны);
(ред. от 07.06.2025)
"О территориях опережающего развития в Российской Федерации"3) реквизиты документа бухгалтерского учета (наименование, дата, номер), согласно которому вывозимые товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, отражены в бухгалтерском учете организации, являющейся резидентом территории опережающего развития (сведения указываются, если вывозятся товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны);
Готовое решение: Как организовать ведение кадрового делопроизводства в организации
(КонсультантПлюс, 2025)Специальные требования к оформлению кадровых документов нормативно не установлены. Можете оговорить их в своем локальном нормативном акте о кадровом делопроизводстве. Рекомендуем при оформлении кадровых документов учитывать требования ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете к реквизитам первичных учетных документов. В том числе к наличию в документе даты составления, подписи. Можете при оформлении таких документов руководствоваться ГОСТ Р 7.0.97-2025 по оформлению организационно-распорядительных документов, использовать унифицированные формы документов, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 - они не обязательны для применения, но могут вам помочь в том числе при разработке ваших требований по оформлению кадровых документов. Это следует из ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ, ч. 2, 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, Информации Минфина России N ПЗ-10/2012.
(КонсультантПлюс, 2025)Специальные требования к оформлению кадровых документов нормативно не установлены. Можете оговорить их в своем локальном нормативном акте о кадровом делопроизводстве. Рекомендуем при оформлении кадровых документов учитывать требования ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете к реквизитам первичных учетных документов. В том числе к наличию в документе даты составления, подписи. Можете при оформлении таких документов руководствоваться ГОСТ Р 7.0.97-2025 по оформлению организационно-распорядительных документов, использовать унифицированные формы документов, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 - они не обязательны для применения, но могут вам помочь в том числе при разработке ваших требований по оформлению кадровых документов. Это следует из ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ, ч. 2, 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, Информации Минфина России N ПЗ-10/2012.
Готовое решение: Документальное оформление операций с основными средствами
(КонсультантПлюс, 2025)Вы также можете использовать самостоятельно разработанную форму, содержащую обязательные реквизиты регистра бухгалтерского учета.
(КонсультантПлюс, 2025)Вы также можете использовать самостоятельно разработанную форму, содержащую обязательные реквизиты регистра бухгалтерского учета.
Готовое решение: Заменяет ли УПД акт выполненных работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Форма УПД основана на форме счета-фактуры и объединяет в себе указанные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете обязательные реквизиты первичных учетных документов и информацию счетов-фактур, используемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам, которая предусмотрена ст. 169 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Форма УПД основана на форме счета-фактуры и объединяет в себе указанные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете обязательные реквизиты первичных учетных документов и информацию счетов-фактур, используемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам, которая предусмотрена ст. 169 НК РФ.
Готовое решение: Статус УПД
(КонсультантПлюс, 2025)УПД со статусом "2" применяется только как первичный документ о передаче ТМЦ (работ, услуг, имущественных прав). Он должен быть заполнен согласно требованиям к первичным документам (ст. 9 Закона о бухучете, Приложение N 2 к Письму ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@).
(КонсультантПлюс, 2025)УПД со статусом "2" применяется только как первичный документ о передаче ТМЦ (работ, услуг, имущественных прав). Он должен быть заполнен согласно требованиям к первичным документам (ст. 9 Закона о бухучете, Приложение N 2 к Письму ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@).
Готовое решение: Когда можно поставить факсимильную подпись на акте выполненных работ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что подписание с помощью факсимиле акта выполненных работ может повлечь налоговый риск, если такой акт используется как первичный учетный документ в налоговом учете. К налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ). При этом, как разъяснил Минфин России в Письме от 11.02.2025 N 03-03-06/1/12344, с учетом требований п. 1 ст. 252 НК РФ, для налогового учета необходимо наличие надлежащим образом составленных документов, подтверждающих понесенные расходы. Первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Одним из обязательных реквизитов являются подписи лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, либо лиц, ответственных за оформление свершившегося события (п. 7 ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). При этом указанный Закон прямо не предусматривает возможность использования факсимильной подписи.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что подписание с помощью факсимиле акта выполненных работ может повлечь налоговый риск, если такой акт используется как первичный учетный документ в налоговом учете. К налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ). При этом, как разъяснил Минфин России в Письме от 11.02.2025 N 03-03-06/1/12344, с учетом требований п. 1 ст. 252 НК РФ, для налогового учета необходимо наличие надлежащим образом составленных документов, подтверждающих понесенные расходы. Первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Одним из обязательных реквизитов являются подписи лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, либо лиц, ответственных за оформление свершившегося события (п. 7 ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). При этом указанный Закон прямо не предусматривает возможность использования факсимильной подписи.
Готовое решение: Как согласовать в договоре возмездного оказания услуг условие об оформлении акта об оказании услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Форма УПД основана на форме счета-фактуры и объединяет в себе указанные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязательные реквизиты первичных учетных документов и информацию счетов-фактур, используемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам, которая предусмотрена ст. 169 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Форма УПД основана на форме счета-фактуры и объединяет в себе указанные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязательные реквизиты первичных учетных документов и информацию счетов-фактур, используемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам, которая предусмотрена ст. 169 НК РФ.
Готовое решение: В каком порядке заполняется форма универсального передаточного документа
(КонсультантПлюс, 2025)Со стороны покупателя в УПД нужно указать должность, Ф.И.О. и подпись лица, ответственного за оформление операции (п. п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете). Остальные реквизиты, которые предусмотрены в форме УПД в части покупателя, можно заполнить дополнительно, поскольку они не являются обязательными. В частности, это могут быть:
(КонсультантПлюс, 2025)Со стороны покупателя в УПД нужно указать должность, Ф.И.О. и подпись лица, ответственного за оформление операции (п. п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете). Остальные реквизиты, которые предусмотрены в форме УПД в части покупателя, можно заполнить дополнительно, поскольку они не являются обязательными. В частности, это могут быть:
Готовое решение: Как организовать налоговый учет по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)использовать данные бухучета, предусмотрев в рабочем плане счетов необходимые субсчета или аналитические счета, а в регистрах бухгалтерского учета - дополнительные реквизиты;
(КонсультантПлюс, 2025)использовать данные бухучета, предусмотрев в рабочем плане счетов необходимые субсчета или аналитические счета, а в регистрах бухгалтерского учета - дополнительные реквизиты;
Статья: Право первой и второй подписи
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом согласно п. п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете к числу обязательных реквизитов первичного учетного документа отнесены: наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных п. 6 ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
(Дерхо Д.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом согласно п. п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете к числу обязательных реквизитов первичного учетного документа отнесены: наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных п. 6 ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Готовое решение: Как сформировать раздел "Нематериальные активы" учетной политики для целей бухгалтерского учета
(КонсультантПлюс, 2025)Применяемые формы регистров бухгалтерского учета наличия и движения НМА также утвердите в качестве приложения к учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008, ч. 5 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете). Разработайте их самостоятельно с учетом регистров, формируемых вашей бухгалтерской программой. Включите в них обязательные реквизиты регистра бухгалтерского учета.
(КонсультантПлюс, 2025)Применяемые формы регистров бухгалтерского учета наличия и движения НМА также утвердите в качестве приложения к учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008, ч. 5 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете). Разработайте их самостоятельно с учетом регистров, формируемых вашей бухгалтерской программой. Включите в них обязательные реквизиты регистра бухгалтерского учета.