Бухгалтерский учет тепловых сетей
Подборка наиболее важных документов по запросу Бухгалтерский учет тепловых сетей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 162 "Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик осуществлял функции теплоснабжающей организации, владеющей источником тепловой энергии, функции единой теплоснабжающей организации (ЕТО) осуществлял контрагент налогоплательщика - организация, владеющая тепловыми сетями. В период поставок теплоэнергии данной организации она уклонялась от заключения договора теплоснабжения с налогоплательщиком, а налогоплательщик не отражал в бухгалтерском учете операции бездоговорного отпуска тепловой энергии. В первичные универсальные передаточные документы (УПД), направленные в адрес покупателя, покупатель в одностороннем порядке внес правки по объему и стоимости потребленного ресурса. Данные УПД были аннулированы налогоплательщиком, в адрес покупателя направлены счета-фактуры по фактически поступившим платежам, в налоговую базу включены только оплаченные контрагентом объемы тепловой энергии. На основании решений суда с контрагента были взысканы по одним периодам суммы неосновательного обогащения (стоимость фактически поставленной тепловой энергии), по другим периодам долг в виде неоплаты поставленной тепловой энергии. Налоговый орган доначислил НДС исходя из стоимости фактически поставленной, а не фактически оплаченной тепловой энергии. Суд признал доначисление правомерным, отметив, что решениями судов был установлен размер фактически отпущенной тепловой энергии, налоговым органом установлен потребитель тепловой энергии.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик осуществлял функции теплоснабжающей организации, владеющей источником тепловой энергии, функции единой теплоснабжающей организации (ЕТО) осуществлял контрагент налогоплательщика - организация, владеющая тепловыми сетями. В период поставок теплоэнергии данной организации она уклонялась от заключения договора теплоснабжения с налогоплательщиком, а налогоплательщик не отражал в бухгалтерском учете операции бездоговорного отпуска тепловой энергии. В первичные универсальные передаточные документы (УПД), направленные в адрес покупателя, покупатель в одностороннем порядке внес правки по объему и стоимости потребленного ресурса. Данные УПД были аннулированы налогоплательщиком, в адрес покупателя направлены счета-фактуры по фактически поступившим платежам, в налоговую базу включены только оплаченные контрагентом объемы тепловой энергии. На основании решений суда с контрагента были взысканы по одним периодам суммы неосновательного обогащения (стоимость фактически поставленной тепловой энергии), по другим периодам долг в виде неоплаты поставленной тепловой энергии. Налоговый орган доначислил НДС исходя из стоимости фактически поставленной, а не фактически оплаченной тепловой энергии. Суд признал доначисление правомерным, отметив, что решениями судов был установлен размер фактически отпущенной тепловой энергии, налоговым органом установлен потребитель тепловой энергии.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 146 "Объект налогообложения" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС, придя к выводу о неправомерном невключении налогоплательщиком в состав налоговой базы части доходов от реализации коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) населению, обслуживаемому управляющей компанией. Суд признал доначисление правомерным. Налогоплательщик ссылался на отсутствие объекта налогообложения НДС ввиду отпуска тепловой энергии без законных оснований (перетопа). По мнению налогоплательщика, возникновение перетопа стало следствием действий управляющей компании, которой, несмотря на требование общества об осуществлении шайбирования (в целях распределения тепловой энергии) и контроля параметров потребляемой тепловой энергии во внутридомовых сетях, соответствующие мероприятия не проводились. Исходя из этого, оплату перетопа налогоплательщик определял как компенсацию причиненных ему убытков. Из анализа бухгалтерской документации суд установил, что реализация спорных услуг отражена налогоплательщиком с учетом фактически реализованного населению объема коммунальных услуг. При этом какие-либо операции, связанные с наличием убытков от перетопа, в бухгалтерском учете отсутствовали. Налогоплательщик не представил доказательств возникновения убытков, в том числе не представил доказательств ведения претензионной работы по взысканию с управляющей компании полученных убытков. Суд отметил отсутствие доказательств того, что разница между задекларированным налогоплательщиком объемом реализации и отраженной в его бухгалтерской отчетности суммой реализации коммунальных услуг, оказываемых населению управляющей компанией, образовалась вследствие перетопа.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС, придя к выводу о неправомерном невключении налогоплательщиком в состав налоговой базы части доходов от реализации коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) населению, обслуживаемому управляющей компанией. Суд признал доначисление правомерным. Налогоплательщик ссылался на отсутствие объекта налогообложения НДС ввиду отпуска тепловой энергии без законных оснований (перетопа). По мнению налогоплательщика, возникновение перетопа стало следствием действий управляющей компании, которой, несмотря на требование общества об осуществлении шайбирования (в целях распределения тепловой энергии) и контроля параметров потребляемой тепловой энергии во внутридомовых сетях, соответствующие мероприятия не проводились. Исходя из этого, оплату перетопа налогоплательщик определял как компенсацию причиненных ему убытков. Из анализа бухгалтерской документации суд установил, что реализация спорных услуг отражена налогоплательщиком с учетом фактически реализованного населению объема коммунальных услуг. При этом какие-либо операции, связанные с наличием убытков от перетопа, в бухгалтерском учете отсутствовали. Налогоплательщик не представил доказательств возникновения убытков, в том числе не представил доказательств ведения претензионной работы по взысканию с управляющей компании полученных убытков. Суд отметил отсутствие доказательств того, что разница между задекларированным налогоплательщиком объемом реализации и отраженной в его бухгалтерской отчетности суммой реализации коммунальных услуг, оказываемых населению управляющей компанией, образовалась вследствие перетопа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Списание тепловой сети - объекта незавершенного строительства
(Снегирев А.Г.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 1)Считаем, что в описанной ситуации объект незавершенного капитального строительства "Тепловая сеть" можно списать с бухгалтерского учета без физического демонтажа.
(Снегирев А.Г.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 1)Считаем, что в описанной ситуации объект незавершенного капитального строительства "Тепловая сеть" можно списать с бухгалтерского учета без физического демонтажа.
Статья: Охрана коммунальных тепловых сетей на придомовой территории
(Линейкина С.М.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 6)"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 6
(Линейкина С.М.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 6)"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 6
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"4. Единая теплоснабжающая организация принимает решение о согласовании вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Единая теплоснабжающая организация по факту поступления уведомления от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей о выводе указанных в настоящей статье объектов теплоснабжения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода этих объектов из эксплуатации или вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации в случае и на срок, которые указаны в части 5 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если единая теплоснабжающая организация принимает решение о приостановлении вывода из эксплуатации указанных в настоящей статье объектов теплоснабжения, тепловая энергия (мощность), и (или) теплоноситель, и (или) услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя приобретаются у собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующих вывод их из эксплуатации, по ценам, определяемым исходя из экономически обоснованных расходов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"4. Единая теплоснабжающая организация принимает решение о согласовании вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Единая теплоснабжающая организация по факту поступления уведомления от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей о выводе указанных в настоящей статье объектов теплоснабжения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода этих объектов из эксплуатации или вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации в случае и на срок, которые указаны в части 5 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если единая теплоснабжающая организация принимает решение о приостановлении вывода из эксплуатации указанных в настоящей статье объектов теплоснабжения, тепловая энергия (мощность), и (или) теплоноситель, и (или) услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя приобретаются у собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующих вывод их из эксплуатации, по ценам, определяемым исходя из экономически обоснованных расходов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075
(ред. от 17.10.2024)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")129. Цены на товары и услуги в сфере теплоснабжения на период приостановления вывода из эксплуатации объектов теплоснабжения, предусмотренного Федеральным законом "О теплоснабжении", определяются по соглашению сторон исходя из экономически обоснованных расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. В случае если единая теплоснабжающая организация и собственник или законный владелец источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей не достигли соглашения о цене на товары и услуги в сфере теплоснабжения на период приостановления вывода из эксплуатации таких объектов теплоснабжения, разногласия о цене на товары и услуги в сфере теплоснабжения рассматриваются в суде. На период рассмотрения указанных разногласий в суде расчеты за товары и услуги в сфере теплоснабжения, произведенные или оказанные с использованием:
(ред. от 17.10.2024)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")129. Цены на товары и услуги в сфере теплоснабжения на период приостановления вывода из эксплуатации объектов теплоснабжения, предусмотренного Федеральным законом "О теплоснабжении", определяются по соглашению сторон исходя из экономически обоснованных расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. В случае если единая теплоснабжающая организация и собственник или законный владелец источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей не достигли соглашения о цене на товары и услуги в сфере теплоснабжения на период приостановления вывода из эксплуатации таких объектов теплоснабжения, разногласия о цене на товары и услуги в сфере теплоснабжения рассматриваются в суде. На период рассмотрения указанных разногласий в суде расчеты за товары и услуги в сфере теплоснабжения, произведенные или оказанные с использованием: