Центральная экологическая зона
Подборка наиболее важных документов по запросу Центральная экологическая зона (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Регистрация договора аренды земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)...установив, что земельные участки, являющиеся предметом договоров аренды... расположены в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также что возможность строительства на них новых объектов ограничена на законодательном уровне рядом условий, наличие которых в настоящем случае не усматривается, [суды - ред.]... пришли к обоснованному выводу о заключении вышеуказанных договоров аренды, предусматривающих строительство зданий и сооружений (пункт 3.3.2), в противоречие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643, действовавшего на момент заключения договоров и приостановления их государственной регистрации. Кроме того, принимая во внимание указанное выше заключение и вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами... (индивидуальное жилищное строительство, малоэтажная жилая застройка), суды также признали, что использование спорных участков, покрытых лесом, с очевидностью будет иметь своим последствием вырубку леса, что нарушает действующий запрет, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Закона об охране озера Байкал.
(КонсультантПлюс, 2025)...установив, что земельные участки, являющиеся предметом договоров аренды... расположены в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также что возможность строительства на них новых объектов ограничена на законодательном уровне рядом условий, наличие которых в настоящем случае не усматривается, [суды - ред.]... пришли к обоснованному выводу о заключении вышеуказанных договоров аренды, предусматривающих строительство зданий и сооружений (пункт 3.3.2), в противоречие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643, действовавшего на момент заключения договоров и приостановления их государственной регистрации. Кроме того, принимая во внимание указанное выше заключение и вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами... (индивидуальное жилищное строительство, малоэтажная жилая застройка), суды также признали, что использование спорных участков, покрытых лесом, с очевидностью будет иметь своим последствием вырубку леса, что нарушает действующий запрет, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Закона об охране озера Байкал.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 60.2 "Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что при наличии специальной нормы Закона об охране озера Байкал основания для применения статьи 60.2 Закона о регистрации к земельному участку, расположенному в ЦЭЗ БПТ, отсутствуют. Обратное означало бы преодоление законодательного запрета перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли иной категории, установленный для центральной экологической зоны Байкальской природной территории."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О казначейском сопровождении средств по госконтракту на выполнение работ по рекультивации свалки в центральной экологической зоне, финансируемому за счет субсидии из федерального бюджета.
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-12-08/115074)Вопрос: О казначейском сопровождении средств по госконтракту на выполнение работ по рекультивации свалки в центральной экологической зоне, финансируемому за счет субсидии из федерального бюджета.
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-12-08/115074)Вопрос: О казначейском сопровождении средств по госконтракту на выполнение работ по рекультивации свалки в центральной экологической зоне, финансируемому за счет субсидии из федерального бюджета.
Ситуация: Каков порядок предоставления гражданам дальневосточного и арктического гектаров?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, не предоставляются земельные участки, расположенные в границах определенных территорий, в частности в местах залегания полезных ископаемых (запасы которых поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых), в границах территории, необходимой для разработки участка недр, предлагаемого для предоставления в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья), территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и т.д. (п. п. 15, 19, 26 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, не предоставляются земельные участки, расположенные в границах определенных территорий, в частности в местах залегания полезных ископаемых (запасы которых поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых), в границах территории, необходимой для разработки участка недр, предлагаемого для предоставления в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья), территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и т.д. (п. п. 15, 19, 26 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране озера Байкал"Статья 12. Организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне
(ред. от 08.08.2024)
"Об охране озера Байкал"Статья 12. Организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне
Статья: Понятие и виды правовых режимов лесов
(Быковский В.К.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)Правовой режим лесов, произрастающих на разнообразных категориях земель, различен. Так, при рассмотрении судебных споров по использованию защитных лесов Арбитражным судом указано, что вырубка леса арендатором на участке леса, относящегося в категории защитных лесов, нарушает требования закона и посягает на публичные интересы неопределенного круга лиц <8>. В другом судебном споре истцу в удовлетворении требования об утверждении проектной документации было отказано, поскольку лесной участок включен в центральную экологическую зону Байкальской природной территории, в связи с чем с учетом положений п. 7 ч. 2 ст. 119 ЛК РФ признается особо защитным участком лесов как объект природного наследия <9>.
(Быковский В.К.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)Правовой режим лесов, произрастающих на разнообразных категориях земель, различен. Так, при рассмотрении судебных споров по использованию защитных лесов Арбитражным судом указано, что вырубка леса арендатором на участке леса, относящегося в категории защитных лесов, нарушает требования закона и посягает на публичные интересы неопределенного круга лиц <8>. В другом судебном споре истцу в удовлетворении требования об утверждении проектной документации было отказано, поскольку лесной участок включен в центральную экологическую зону Байкальской природной территории, в связи с чем с учетом положений п. 7 ч. 2 ст. 119 ЛК РФ признается особо защитным участком лесов как объект природного наследия <9>.
Статья: О соотношении правовых режимов Байкальской природной территории и других территорий и зон, созданных в ее границах
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Уникальность экологического зонирования, предусмотренного в ст. 2 ФЗ об охране озера Байкал, заключается в сочетании традиционных видов зон и территорий, направленных на охрану окружающей среды и природных объектов (водоохранной зоны, рыбохозяйственной заповедной зоны, ООПТ), и в создании БПТ с выделением трех экологических зон (центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния) с различным объемом запретов и ограничений (ст. 10, 11) в зависимости от влияния конкретной зоны на сохранение уникальной экосистемы озера Байкал и территорий, имеющих ключевое значения для него. При этом размеры водоохранной <3> и рыбохозяйственной заповедных зон <4> установлены специальными актами. Таким образом, имеющиеся средства охраны окружающей среды были адаптированы и скорректированы, и вместе с этим был выработан новый подход к охране природной среды озера Байкал в виде создания Байкальской природной территории с уникальным правовым режимом.
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Уникальность экологического зонирования, предусмотренного в ст. 2 ФЗ об охране озера Байкал, заключается в сочетании традиционных видов зон и территорий, направленных на охрану окружающей среды и природных объектов (водоохранной зоны, рыбохозяйственной заповедной зоны, ООПТ), и в создании БПТ с выделением трех экологических зон (центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния) с различным объемом запретов и ограничений (ст. 10, 11) в зависимости от влияния конкретной зоны на сохранение уникальной экосистемы озера Байкал и территорий, имеющих ключевое значения для него. При этом размеры водоохранной <3> и рыбохозяйственной заповедных зон <4> установлены специальными актами. Таким образом, имеющиеся средства охраны окружающей среды были адаптированы и скорректированы, и вместе с этим был выработан новый подход к охране природной среды озера Байкал в виде создания Байкальской природной территории с уникальным правовым режимом.
Статья: Правовой режим экологических троп в особо охраняемых природных территориях России: проблемы и пути решения
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)<1> См.: Лужкова Н.М. Классификация туристских троп в центральной экологической зоне Байкальской природной территории // География и природные ресурсы. 2011. N 3. С. 66.
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)<1> См.: Лужкова Н.М. Классификация туристских троп в центральной экологической зоне Байкальской природной территории // География и природные ресурсы. 2011. N 3. С. 66.
Статья: Бассейновый принцип организации и деятельности прокуратуры
(Мальханова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Бассейновый принцип заложен и в правовой режим охраны водных объектов, имеющих особую природную и иную ценность. По водосборной площади озера Байкал сформирована Байкальская природная территория, а его водоохранная зона в границах, определенных до 2018 г., составляла территорию наиболее строгого режима и совпадала территориально с границей объекта всемирного природного наследия и центральной экологической зоны. В обозначенных границах установлен запретительный режим на осуществление деятельности, способной оказать негативное влияние на экосистему озера, основанный на принципах приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера, и обязательности государственной экологической экспертизы. Правовой режим бассейна озера Байкал включает установление специальных нормативов предельно допустимого воздействия на уникальную экологическую систему озера, прилегающую к нему территорию и поверхностные водные объекты, имеющие постоянную или временную гидравлическую связь с озером Байкал <12>.
(Мальханова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Бассейновый принцип заложен и в правовой режим охраны водных объектов, имеющих особую природную и иную ценность. По водосборной площади озера Байкал сформирована Байкальская природная территория, а его водоохранная зона в границах, определенных до 2018 г., составляла территорию наиболее строгого режима и совпадала территориально с границей объекта всемирного природного наследия и центральной экологической зоны. В обозначенных границах установлен запретительный режим на осуществление деятельности, способной оказать негативное влияние на экосистему озера, основанный на принципах приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера, и обязательности государственной экологической экспертизы. Правовой режим бассейна озера Байкал включает установление специальных нормативов предельно допустимого воздействия на уникальную экологическую систему озера, прилегающую к нему территорию и поверхностные водные объекты, имеющие постоянную или временную гидравлическую связь с озером Байкал <12>.
Статья: Анализ результатов работы мониторинговой миссии Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и Международного союза охраны природы на озере Байкал
(Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2025, N 1)В статье раскрыты юридические формы выполнения рекомендаций, содержащихся в отчете совместной реагирующей миссии Центра всемирного наследия и Международного союза охраны природы на озере Байкал в декабре 2023 г. Анализируются нормативные основания миссии и юридическое значение подготовленного ею отчета. Проводится группировка сформулированных рекомендаций, касающихся совершенствования правовых и организационных основ охраны озера. Показывается важность института оценки воздействия на выдающуюся универсальную ценность объектов всемирного наследия как центрального средства их сохранения. Констатируется совместимость рекомендаций экспертов о проведении оценки воздействия планируемых изменений и дополнений в законодательство об охране озера Байкал с основными принципами международного права и национальными интересами Российской Федерации. Предлагаются меры, позволяющие выполнить рекомендации отчета в части создания комплексного плана управления озером Байкал как объектом всемирного наследия, основанные на признании центральной экологической зоны БПТ особо охраняемой природной территорией. Показываются различные варианты создания буферной зоны объекта всемирного наследия "Озеро Байкал".
(Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2025, N 1)В статье раскрыты юридические формы выполнения рекомендаций, содержащихся в отчете совместной реагирующей миссии Центра всемирного наследия и Международного союза охраны природы на озере Байкал в декабре 2023 г. Анализируются нормативные основания миссии и юридическое значение подготовленного ею отчета. Проводится группировка сформулированных рекомендаций, касающихся совершенствования правовых и организационных основ охраны озера. Показывается важность института оценки воздействия на выдающуюся универсальную ценность объектов всемирного наследия как центрального средства их сохранения. Констатируется совместимость рекомендаций экспертов о проведении оценки воздействия планируемых изменений и дополнений в законодательство об охране озера Байкал с основными принципами международного права и национальными интересами Российской Федерации. Предлагаются меры, позволяющие выполнить рекомендации отчета в части создания комплексного плана управления озером Байкал как объектом всемирного наследия, основанные на признании центральной экологической зоны БПТ особо охраняемой природной территорией. Показываются различные варианты создания буферной зоны объекта всемирного наследия "Озеро Байкал".
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<3> Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1798 "Об утверждении перечня видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, порядке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению" (не распространяется на выполнение работ в отношении объекта, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории или центральной экологической зоны Байкальской природной территории).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<3> Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1798 "Об утверждении перечня видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, порядке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению" (не распространяется на выполнение работ в отношении объекта, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории или центральной экологической зоны Байкальской природной территории).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Перечень поручений в части реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29 февраля 2024 г. содержит пункты: о сокращении вдвое объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные ресурсы, к 2036 г.; о введении запрета на сброс неочищенных сточных вод в озеро Байкал; об установлении требований к созданию необходимой инфраструктуры для обработки, утилизации и обезвреживания производственных и потребительских отходов. Эти требования должны быть обязательны для соблюдения при строительстве и эксплуатации туристических объектов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Перечень поручений в части реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29 февраля 2024 г. содержит пункты: о сокращении вдвое объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные ресурсы, к 2036 г.; о введении запрета на сброс неочищенных сточных вод в озеро Байкал; об установлении требований к созданию необходимой инфраструктуры для обработки, утилизации и обезвреживания производственных и потребительских отходов. Эти требования должны быть обязательны для соблюдения при строительстве и эксплуатации туристических объектов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории <1>.
Информация: Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Кроме БЦБК, Владимир Владимирович, мы занимаемся еще ликвидацией накопленного вреда. Это несанкционированные свалки на территории Центральной экологической зоны озера Байкал. Мы уже ликвидировали девять таких свалок. Их общая площадь - 15 гектаров. Сегодня эта территория уже очищена.
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Кроме БЦБК, Владимир Владимирович, мы занимаемся еще ликвидацией накопленного вреда. Это несанкционированные свалки на территории Центральной экологической зоны озера Байкал. Мы уже ликвидировали девять таких свалок. Их общая площадь - 15 гектаров. Сегодня эта территория уже очищена.
Статья: Нерестовый запрет: понятие, сроки
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также в них содержится полный запрет на добычу рыбных ресурсов в нерестово-рыбоходных (обходных) каналах гидроузлов, на каналах нерестово-выростных хозяйств. Для некоторых водных объектов, имеющих особую значимость, запреты устанавливаются Правительством РФ. Так, согласно пп. "в" п. 18 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2399, запрещена деятельность внутреннего водного транспорта в части использования судов и иных плавучих средств в местах нерестилищ ценных видов рыб в период нереста, кроме использования судов в целях охраны, мониторинга и воспроизводства водных биологических ресурсов, проведения неотложных аварийно-спасательных работ, а также в целях мониторинга и познавательного туризма и выполнения иных задач в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также в них содержится полный запрет на добычу рыбных ресурсов в нерестово-рыбоходных (обходных) каналах гидроузлов, на каналах нерестово-выростных хозяйств. Для некоторых водных объектов, имеющих особую значимость, запреты устанавливаются Правительством РФ. Так, согласно пп. "в" п. 18 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2399, запрещена деятельность внутреннего водного транспорта в части использования судов и иных плавучих средств в местах нерестилищ ценных видов рыб в период нереста, кроме использования судов в целях охраны, мониторинга и воспроизводства водных биологических ресурсов, проведения неотложных аварийно-спасательных работ, а также в целях мониторинга и познавательного туризма и выполнения иных задач в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Статья: Вопросы реализации приоритетных стратегических инициатив в законодательстве об отходах
(Госачинская А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Российское законодательство в настоящее время таких ограничений не содержит. Единственной обсуждаемой правовой мерой сейчас является ограничение оборота одноразовых пластиковых изделий в центральной экологической зоне и буферной экологической зоне Байкальской природной территории. Однако соответствующий федеральный закон еще не принят <26>.
(Госачинская А.А.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Российское законодательство в настоящее время таких ограничений не содержит. Единственной обсуждаемой правовой мерой сейчас является ограничение оборота одноразовых пластиковых изделий в центральной экологической зоне и буферной экологической зоне Байкальской природной территории. Однако соответствующий федеральный закон еще не принят <26>.