Чем отличается енвд от усн
Подборка наиболее важных документов по запросу Чем отличается енвд от усн (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об отмене специального налогового режима ЕНВД: преимущества и недостатки
(Пылаева А.С., Стрельцов Р.С.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 4)По данным статистики за 2019 г., ЕНВД используют около 35% от всего бизнеса, а именно - 200 тысяч организаций и почти два миллиона индивидуальных предпринимателей. Преобладающее число предпринимателей и организаций, узнавших о предстоящей отмене ЕНВД с 2021 г., предпочитают выбрать УСН. В отличие от общей системы налогообложения, при УСН можно сэкономить на налогах и сдавать меньше отчетов.
(Пылаева А.С., Стрельцов Р.С.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 4)По данным статистики за 2019 г., ЕНВД используют около 35% от всего бизнеса, а именно - 200 тысяч организаций и почти два миллиона индивидуальных предпринимателей. Преобладающее число предпринимателей и организаций, узнавших о предстоящей отмене ЕНВД с 2021 г., предпочитают выбрать УСН. В отличие от общей системы налогообложения, при УСН можно сэкономить на налогах и сдавать меньше отчетов.
Статья: Проблемы определения среднедушевого дохода семьи с учетом доходов от предпринимательской и иной профессиональной деятельности для целей предоставления адресной социальной поддержки
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Рассматриваемые нормы порождают и ряд вопросов практического свойства. Затраты налогоплательщика для целей отнесения их на расходы должны отвечать трем признакам в совокупности: обоснованность (экономическая оправданность), документальное подтверждение в установленном порядке и направленность на извлечение дохода. Эти признаки едины как для общей системы налогообложения, так и для тех специальных налоговых режимов, которые предполагают вычет расходов налогоплательщика. Налоговое законодательство также подчеркивает - расходы должны быть понесены в рамках реальных хозяйственных операций (ст. 54.1 НК РФ). Таким образом, пресекается формальный документооборот (когда расходы есть только "на бумаге"), имеющий единственной своей целью снижение налогового бремени. К отдельным видам расходов Налоговый кодекс РФ предъявляет дополнительные требования, ограничения по размеру и т.д. Их нарушение исключает учет расходов в целях налогообложения. Соответственно, ФНС обладает необходимым инструментарием налогового контроля для проверки соблюдения норм Налогового кодекса РФ, вплоть до оценки должной осмотрительности при выборе контрагента, наличия у последнего ресурсов для выполнения обязательства, проведения экспертиз подлинности подтверждающих документов. В этом плане возможности уполномоченных органов ничтожны. Заметим, нормы Постановления N 384, Постановления N 1037 не оговаривают критерии искомых расходов заявителя и членов его семьи. Вероятно, предполагается понимание расходов в том значении, кое им придает Налоговый кодекс РФ. Это разумно. Но уполномоченные органы, в отличие от ФНС, не компетентны в его применении. Между тем акты Правительства РФ исходят из самостоятельной оценки органами социальной защиты, ПФ РФ документов (сведений) о "предпринимательских доходах и расходах" при обращении за мерами господдержки семьям с детьми. Нет ясности и на предмет перечня таких подтверждающих документов. Налоговая декларация по ЕНВД, ПСН не представляется, декларация по УСН с объектом налогообложения "доходы" подается, но не содержит раздела о расходах. И в целом налогоплательщики, "находящиеся" на специальных налоговых режимах, имеют значительные послабления относительно налогового и бухгалтерского учета. Так, при ПСН учет фактических доходов необходим только для соблюдения ограничений, позволяющих сохранить специальный налоговый режим (подп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ). Учет расходов главой 26.5 НК РФ не регламентирован, равно как не предусмотрен он Приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н, утвердившим правила ведения и форму "Книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения" <14>. Применение УСН "доходы" предполагает исчисление и уплату налога исходя из фактически полученных доходов, но без вычета расходов. Сообразно этому ведется и налоговый учет (ст. 346.24 НК РФ), в частности, заполнение разделов о расходах Книги учета не обязательно.
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Рассматриваемые нормы порождают и ряд вопросов практического свойства. Затраты налогоплательщика для целей отнесения их на расходы должны отвечать трем признакам в совокупности: обоснованность (экономическая оправданность), документальное подтверждение в установленном порядке и направленность на извлечение дохода. Эти признаки едины как для общей системы налогообложения, так и для тех специальных налоговых режимов, которые предполагают вычет расходов налогоплательщика. Налоговое законодательство также подчеркивает - расходы должны быть понесены в рамках реальных хозяйственных операций (ст. 54.1 НК РФ). Таким образом, пресекается формальный документооборот (когда расходы есть только "на бумаге"), имеющий единственной своей целью снижение налогового бремени. К отдельным видам расходов Налоговый кодекс РФ предъявляет дополнительные требования, ограничения по размеру и т.д. Их нарушение исключает учет расходов в целях налогообложения. Соответственно, ФНС обладает необходимым инструментарием налогового контроля для проверки соблюдения норм Налогового кодекса РФ, вплоть до оценки должной осмотрительности при выборе контрагента, наличия у последнего ресурсов для выполнения обязательства, проведения экспертиз подлинности подтверждающих документов. В этом плане возможности уполномоченных органов ничтожны. Заметим, нормы Постановления N 384, Постановления N 1037 не оговаривают критерии искомых расходов заявителя и членов его семьи. Вероятно, предполагается понимание расходов в том значении, кое им придает Налоговый кодекс РФ. Это разумно. Но уполномоченные органы, в отличие от ФНС, не компетентны в его применении. Между тем акты Правительства РФ исходят из самостоятельной оценки органами социальной защиты, ПФ РФ документов (сведений) о "предпринимательских доходах и расходах" при обращении за мерами господдержки семьям с детьми. Нет ясности и на предмет перечня таких подтверждающих документов. Налоговая декларация по ЕНВД, ПСН не представляется, декларация по УСН с объектом налогообложения "доходы" подается, но не содержит раздела о расходах. И в целом налогоплательщики, "находящиеся" на специальных налоговых режимах, имеют значительные послабления относительно налогового и бухгалтерского учета. Так, при ПСН учет фактических доходов необходим только для соблюдения ограничений, позволяющих сохранить специальный налоговый режим (подп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ). Учет расходов главой 26.5 НК РФ не регламентирован, равно как не предусмотрен он Приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н, утвердившим правила ведения и форму "Книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения" <14>. Применение УСН "доходы" предполагает исчисление и уплату налога исходя из фактически полученных доходов, но без вычета расходов. Сообразно этому ведется и налоговый учет (ст. 346.24 НК РФ), в частности, заполнение разделов о расходах Книги учета не обязательно.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 01.07.1999 N 111-О
"По жалобе гражданина Варганова Валерия Витальевича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и Законом Белгородской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" изменил условия налогообложения индивидуальных предпринимателей. В отличие от Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации", позволявшего свободно выбирать более выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности - уплачивать налоги либо по обычной системе, либо по патенту, он обязывает предпринимателей перейти на уплату единого налога на вмененный доход.
"По жалобе гражданина Варганова Валерия Витальевича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и Законом Белгородской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" изменил условия налогообложения индивидуальных предпринимателей. В отличие от Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации", позволявшего свободно выбирать более выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности - уплачивать налоги либо по обычной системе, либо по патенту, он обязывает предпринимателей перейти на уплату единого налога на вмененный доход.
Письмо МНС РФ от 06.03.2002 N 22-1-14/333-И417
"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"В отличие от упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, предусматривающей добровольный характер перехода к ней, с момента применения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта о введении на подведомственной ему территории единого налога на вмененный доход переход на уплату данного единого налога является обязательным для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные в нем виды деятельности.
"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"В отличие от упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, предусматривающей добровольный характер перехода к ней, с момента применения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта о введении на подведомственной ему территории единого налога на вмененный доход переход на уплату данного единого налога является обязательным для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные в нем виды деятельности.