Чем отличается внутренний контроль от внутреннего аудита
Подборка наиболее важных документов по запросу Чем отличается внутренний контроль от внутреннего аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)На федеральном уровне внутренний контроль закреплен в пункте 1 статьи 19 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) <201>, согласно которой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. В Информации Минфина России от 26.12.2013 N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Информация Минфина N ПЗ-11/2013) <202> указано, что внутренний контроль - это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект эффективен и результативен в своей деятельности, своевременно предоставляет достоверную бухгалтерскую отчетность, а также соблюдает применимое законодательство; он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета и отчетности <203>. По мнению С.Н. Поленовой, в данном определении происходит смешение понятий "внутренний контроль деятельности организации" и "внутренний контроль в сфере бухгалтерского учета", поскольку не уточнено, о каких именно отклонениях от правил и процедур идет речь <204>. Исходя из Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16.12.2003 N 242-П) <205> внутренний контроль представляет собой деятельность, осуществляемую кредитной организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) и направленную на достижение определенных целей, а именно: эффективности и результативности ведения хозяйственной деятельности, в том числе при управлении банковскими рисками; достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления различных видов отчетности, а также информационной безопасности; соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных и внутренних документов кредитной организации; исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством РФ сведений в органы государственной власти и Банк России. В 2014 году в указанное Положение Банк России внес изменения: обязал все кредитные организации иметь два подразделения, осуществляющих контроль, - службу внутреннего контроля и службу внутреннего аудита <206>. Система внутреннего контроля больше нацелена на анализ нарушений законодательства, выявление различных несоответствий, а также их устранение. Служба внутреннего аудита занимается выявлением и прогнозированием рисков, минимизацией их последствий. Из этого следует, что работа указанных служб во времени также отличается: внутренний контроль осуществляется в режиме реального времени, а внутренний аудит нацелен на будущее. Рассматривая понятие эффективности осуществления внутреннего контроля в банках, мы презюмируем, что такими же критериями следует руководствоваться и иным формам организации хозяйственной деятельности, поскольку банки являются коммерческими юридическими лицами. Так, эффективность осуществления внутреннего контроля - это постоянный элемент деятельности банка по всем направлениям, включающий различные формы оптимизации затрат на ключевых элементах бизнес-модели при помощи различных технологий, в том числе банковских информационных технологий и технологий менеджмента, когда оптимизация затрат является условием дальнейшего развития организации <207>. Таким образом, оптимизация затрат является одним из условий успешного развития бизнеса.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)На федеральном уровне внутренний контроль закреплен в пункте 1 статьи 19 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) <201>, согласно которой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. В Информации Минфина России от 26.12.2013 N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Информация Минфина N ПЗ-11/2013) <202> указано, что внутренний контроль - это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект эффективен и результативен в своей деятельности, своевременно предоставляет достоверную бухгалтерскую отчетность, а также соблюдает применимое законодательство; он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета и отчетности <203>. По мнению С.Н. Поленовой, в данном определении происходит смешение понятий "внутренний контроль деятельности организации" и "внутренний контроль в сфере бухгалтерского учета", поскольку не уточнено, о каких именно отклонениях от правил и процедур идет речь <204>. Исходя из Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16.12.2003 N 242-П) <205> внутренний контроль представляет собой деятельность, осуществляемую кредитной организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) и направленную на достижение определенных целей, а именно: эффективности и результативности ведения хозяйственной деятельности, в том числе при управлении банковскими рисками; достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления различных видов отчетности, а также информационной безопасности; соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных и внутренних документов кредитной организации; исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством РФ сведений в органы государственной власти и Банк России. В 2014 году в указанное Положение Банк России внес изменения: обязал все кредитные организации иметь два подразделения, осуществляющих контроль, - службу внутреннего контроля и службу внутреннего аудита <206>. Система внутреннего контроля больше нацелена на анализ нарушений законодательства, выявление различных несоответствий, а также их устранение. Служба внутреннего аудита занимается выявлением и прогнозированием рисков, минимизацией их последствий. Из этого следует, что работа указанных служб во времени также отличается: внутренний контроль осуществляется в режиме реального времени, а внутренний аудит нацелен на будущее. Рассматривая понятие эффективности осуществления внутреннего контроля в банках, мы презюмируем, что такими же критериями следует руководствоваться и иным формам организации хозяйственной деятельности, поскольку банки являются коммерческими юридическими лицами. Так, эффективность осуществления внутреннего контроля - это постоянный элемент деятельности банка по всем направлениям, включающий различные формы оптимизации затрат на ключевых элементах бизнес-модели при помощи различных технологий, в том числе банковских информационных технологий и технологий менеджмента, когда оптимизация затрат является условием дальнейшего развития организации <207>. Таким образом, оптимизация затрат является одним из условий успешного развития бизнеса.
Статья: Правовое регулирование внутреннего контроля и аудита в финансовых институтах развития
(Брыкин К.И.)
("Банковское право", 2020, N 5)Появление законодательных требований о создании самостоятельных СВК и СВА обусловлено их принципиально различными функциями. Так, например, отвечая на вопрос об основных отличиях функционала службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита, Росимущество разъясняет, что "подразделение внутреннего контроля и подразделение внутреннего аудита, являясь субъектами системы внутреннего контроля, выполняют различные функции: подразделение внутреннего контроля оказывает активное содействие менеджменту общества в построении системы внутреннего контроля, а подразделение внутреннего аудита проводит оценку надежности и эффективности этой системы" <6>.
(Брыкин К.И.)
("Банковское право", 2020, N 5)Появление законодательных требований о создании самостоятельных СВК и СВА обусловлено их принципиально различными функциями. Так, например, отвечая на вопрос об основных отличиях функционала службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита, Росимущество разъясняет, что "подразделение внутреннего контроля и подразделение внутреннего аудита, являясь субъектами системы внутреннего контроля, выполняют различные функции: подразделение внутреннего контроля оказывает активное содействие менеджменту общества в построении системы внутреннего контроля, а подразделение внутреннего аудита проводит оценку надежности и эффективности этой системы" <6>.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 31.12.2017 N 651
(ред. от 19.08.2021)
"Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации")27) организует проведение в установленном порядке в ГУСПе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
(ред. от 19.08.2021)
"Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации")27) организует проведение в установленном порядке в ГУСПе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143
"О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах"Заключение внутреннего аудита отличается от выводов по итогам выполнения внутренних аудиторских проверок тем, что формулируется в отношении системы управления рисками и внутреннего контроля, а также корпоративного управления Общества в целом за период времени, выводы же относятся к итогам выполнения отдельной внутренней аудиторской проверки.
"О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах"Заключение внутреннего аудита отличается от выводов по итогам выполнения внутренних аудиторских проверок тем, что формулируется в отношении системы управления рисками и внутреннего контроля, а также корпоративного управления Общества в целом за период времени, выводы же относятся к итогам выполнения отдельной внутренней аудиторской проверки.