Чем отличаются субсидии от инвестиций
Подборка наиболее важных документов по запросу Чем отличаются субсидии от инвестиций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государство как инвестор: бюджетно-правовой аспект
(Анисимов Н.И.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)Бюджетные инвестиции <18> отличаются от бюджетных субсидий тем, что предоставление инвестиций влечет увеличение публичной стоимости или возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов юридических лиц, которым были направлены денежные средства <19>.
(Анисимов Н.И.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)Бюджетные инвестиции <18> отличаются от бюджетных субсидий тем, что предоставление инвестиций влечет увеличение публичной стоимости или возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов юридических лиц, которым были направлены денежные средства <19>.
Статья: Правовое регулирование института инвестирования внутреннего регионального туризма (на примере Республики Хакасия)
(Козьмин М.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 3)Таким образом, опыт Хакасии показывает, что регионы подходят к решению вопросов индивидуально, учитывая как общемировые тенденции, так и свою региональную специфику; часть проектов регионы-соседи развивают сообща, что позволяет при меньших вложениях получить лучший результат; основными видами финансовой поддержки предпринимательства в регионах являются гранты и субсидии; получает развитие брендирование регионов (территорий) и городов. А вот виды туризма, которые развивает регион, чаще всего отличаются, как отличаются и формы инвестирования. В ряде регионов развиты различные вариации государственно-частного партнерства, есть оно и в Хакасии. Более того, за два последних года Хакасия поднялась в рейтинге субъектов Федерации по уровню развития сферы государственно-частного партнерства с 67 места в 2018 г. на 54 место в 2019 г. <22>. Активно развивается в РХ и грантовая поддержка. В 2020 г. конкурс на предоставление грантов в сфере туризма проводился дважды. Было рассмотрено 26 заявок, выбрано 10 победителей, получивших на развитие своих проектов 7,7 млн руб. В целом 19 региональных организаций получили поддержку из республиканского бюджета на софинансирование в размере 90% от стоимости проектов <23>. Проекты, получившие гранты, были совершенно разные: детский туризм, экотуризм, туризм для людей с ограниченными возможностями здоровья и просветительство и волонтерство в сфере туризма. Так, "Абаканский клуб спелеологов, например, выиграл грант на отмывку уникальной Бородинской пещеры. Волонтеры провели очистку сводов пещеры, а также убрали мусор, скопившийся за годы активного использования пещеры в качестве туристического объекта" <24>.
(Козьмин М.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 3)Таким образом, опыт Хакасии показывает, что регионы подходят к решению вопросов индивидуально, учитывая как общемировые тенденции, так и свою региональную специфику; часть проектов регионы-соседи развивают сообща, что позволяет при меньших вложениях получить лучший результат; основными видами финансовой поддержки предпринимательства в регионах являются гранты и субсидии; получает развитие брендирование регионов (территорий) и городов. А вот виды туризма, которые развивает регион, чаще всего отличаются, как отличаются и формы инвестирования. В ряде регионов развиты различные вариации государственно-частного партнерства, есть оно и в Хакасии. Более того, за два последних года Хакасия поднялась в рейтинге субъектов Федерации по уровню развития сферы государственно-частного партнерства с 67 места в 2018 г. на 54 место в 2019 г. <22>. Активно развивается в РХ и грантовая поддержка. В 2020 г. конкурс на предоставление грантов в сфере туризма проводился дважды. Было рассмотрено 26 заявок, выбрано 10 победителей, получивших на развитие своих проектов 7,7 млн руб. В целом 19 региональных организаций получили поддержку из республиканского бюджета на софинансирование в размере 90% от стоимости проектов <23>. Проекты, получившие гранты, были совершенно разные: детский туризм, экотуризм, туризм для людей с ограниченными возможностями здоровья и просветительство и волонтерство в сфере туризма. Так, "Абаканский клуб спелеологов, например, выиграл грант на отмывку уникальной Бородинской пещеры. Волонтеры провели очистку сводов пещеры, а также убрали мусор, скопившийся за годы активного использования пещеры в качестве туристического объекта" <24>.
Нормативные акты
"Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 "Налоги на прибыль"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 04.06.2024)(d) налоговая стоимость актива или обязательства при первоначальном признании отличается от их первоначальной балансовой стоимости, например, когда организация получает государственную субсидию в отношении актива, которая не подлежит налогообложению (см. пункты 22 и 33); или
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н)
(ред. от 04.06.2024)(d) налоговая стоимость актива или обязательства при первоначальном признании отличается от их первоначальной балансовой стоимости, например, когда организация получает государственную субсидию в отношении актива, которая не подлежит налогообложению (см. пункты 22 и 33); или
"Программа подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров (главный бухгалтер, бухгалтер - эксперт (консультант); бухгалтер - финансовый менеджер, финансовый эксперт (консультант)"
(одобрена Межведомственной комиссией по реформированию бух. учета и фин. отчетности протокол N 10 от 08.06.1999)Учет государственных субсидий и поступлений средств от других организаций и физических лиц.
(одобрена Межведомственной комиссией по реформированию бух. учета и фин. отчетности протокол N 10 от 08.06.1999)Учет государственных субсидий и поступлений средств от других организаций и физических лиц.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Финансовая поддержка (ст. 20 Закона об МСП Москвы) предоставляется как малому, так и среднему предпринимательству в отличие от имущественной поддержки, которая предполагается только для малых предприятий.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Финансовая поддержка (ст. 20 Закона об МСП Москвы) предоставляется как малому, так и среднему предпринимательству в отличие от имущественной поддержки, которая предполагается только для малых предприятий.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)1. Получатель субсидии, бюджетной инвестиции, взноса в капитал, вклада в имущество, государственный заказчик (головной исполнитель, исполнитель) заключают с головным исполнителем (исполнителем) соответственно соглашение, договор, государственный контракт, контракт с условиями расширенного казначейского сопровождения.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)1. Получатель субсидии, бюджетной инвестиции, взноса в капитал, вклада в имущество, государственный заказчик (головной исполнитель, исполнитель) заключают с головным исполнителем (исполнителем) соответственно соглашение, договор, государственный контракт, контракт с условиями расширенного казначейского сопровождения.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)При этом налоговая льгота, в отличие от субсидии, не носит целевого характера (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ). Доходы, остающиеся в организации в связи с предоставлением налоговых льгот, могут быть использованы на любые не противоречащие закону цели, соответственно, не являются целевым бюджетным финансированием.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)При этом налоговая льгота, в отличие от субсидии, не носит целевого характера (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ). Доходы, остающиеся в организации в связи с предоставлением налоговых льгот, могут быть использованы на любые не противоречащие закону цели, соответственно, не являются целевым бюджетным финансированием.
Статья: Субсидии как меры государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса: отдельные аспекты надзорной деятельности
(Алиев Р.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 3)Одной из отличительных особенностей является то обстоятельство, исходя из которого субсидии могут быть предоставлены не любой организации оборонно-промышленного комплекса, а лишь тем из них, которые соответствуют дополнительным специально предъявляемым требованиям (например, выполнение государственного оборонного заказа в определенных объемах; наличие определенного имущества; отсутствие задолженности по оплате налогов и сборов; наличие определенного числа работников с требуемой квалификацией и т.д.).
(Алиев Р.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 3)Одной из отличительных особенностей является то обстоятельство, исходя из которого субсидии могут быть предоставлены не любой организации оборонно-промышленного комплекса, а лишь тем из них, которые соответствуют дополнительным специально предъявляемым требованиям (например, выполнение государственного оборонного заказа в определенных объемах; наличие определенного имущества; отсутствие задолженности по оплате налогов и сборов; наличие определенного числа работников с требуемой квалификацией и т.д.).
Статья: Субсидируемая юридическая помощь: опыт зарубежных стран
(Шарапова Д.В.)
("Адвокатская практика", 2025, N 3)В последние годы Министерство юстиции Финляндии все больше инвестирует в электронные услуги и дистанционное обслуживание <11>.
(Шарапова Д.В.)
("Адвокатская практика", 2025, N 3)В последние годы Министерство юстиции Финляндии все больше инвестирует в электронные услуги и дистанционное обслуживание <11>.
Статья: О признаках субсидий
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Д.И. Провалинский отмечает, что "ключевым содержанием понятия "субсидия" является бюджетное софинансирование (инвестирование) как способ финансовой поддержки соответствующих проектов (в том числе коммерческих) и направлений общественно полезной деятельности" <13>.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Д.И. Провалинский отмечает, что "ключевым содержанием понятия "субсидия" является бюджетное софинансирование (инвестирование) как способ финансовой поддержки соответствующих проектов (в том числе коммерческих) и направлений общественно полезной деятельности" <13>.
Статья: Разработка инвестиционного кодекса в развитии конституционного принципа экономической солидарности
(Белицкая А.В.)
("Юрист", 2023, N 12)В качестве инвестиционных стимулов государство уже в действующем законодательстве предлагает как меры стабилизации условий ведения бизнеса, так и определенные меры государственной поддержки инвесторов, прямые и/или косвенные, в виде различных налоговых льгот, льгот по аренде государственного имущества, бюджетных субсидий, грантов, льготных кредитов, консультационной и информационной поддержки и т.д. Представляется, что систематизация инвестиционных стимулов на уровне кодекса, который традиционно признается чуть выше федеральных законов в иерархии нормативных правовых актов, отличается высокой степенью обобщенности <19>, будет свидетельствовать о серьезности намерений государства в отношении сотрудничества с частным инвестором. Кроме того, такая систематизация будет способствовать транспарентности и ясности в отношении всех возможных мер государственной поддержки, которые может получить инвестор в тех или иных условиях, и возможности их сочетания.
(Белицкая А.В.)
("Юрист", 2023, N 12)В качестве инвестиционных стимулов государство уже в действующем законодательстве предлагает как меры стабилизации условий ведения бизнеса, так и определенные меры государственной поддержки инвесторов, прямые и/или косвенные, в виде различных налоговых льгот, льгот по аренде государственного имущества, бюджетных субсидий, грантов, льготных кредитов, консультационной и информационной поддержки и т.д. Представляется, что систематизация инвестиционных стимулов на уровне кодекса, который традиционно признается чуть выше федеральных законов в иерархии нормативных правовых актов, отличается высокой степенью обобщенности <19>, будет свидетельствовать о серьезности намерений государства в отношении сотрудничества с частным инвестором. Кроме того, такая систематизация будет способствовать транспарентности и ясности в отношении всех возможных мер государственной поддержки, которые может получить инвестор в тех или иных условиях, и возможности их сочетания.
Статья: К вопросу об эффективном использовании нефтегазовых доходов Фонда национального благосостояния
(Кугаевский Д.В.)
("Юрист", 2024, N 11)И.А. Шипулина высказывает справедливую мысль о необходимости направления нефтегазовых доходов на поддержку российского бизнеса через прямые субсидии <9>. Такой подход основан на идее инвестирования в проекты, способные приносить прибыль самостоятельно. Это может стать одним из шагов к уменьшению зависимости экономики Российской Федерации от сырьевого сектора.
(Кугаевский Д.В.)
("Юрист", 2024, N 11)И.А. Шипулина высказывает справедливую мысль о необходимости направления нефтегазовых доходов на поддержку российского бизнеса через прямые субсидии <9>. Такой подход основан на идее инвестирования в проекты, способные приносить прибыль самостоятельно. Это может стать одним из шагов к уменьшению зависимости экономики Российской Федерации от сырьевого сектора.
Статья: Критерии оценки системно значимых коммерческих банков России
(Губанов Р.С.)
("Банковское право", 2023, N 2)Финансовая поддержка национальной экономики Российской Федерации обеспечивается в результате последовательной и планомерной работы системно значимых банков, которые являются посредниками и инвесторами, координаторами на рынке банковских услуг, инициаторами проектного финансирования и принимают непосредственное участие в предоставлении банковских гарантий, перераспределении субсидий, аккумулировании краткосрочных и долгосрочных инвестиций, формировании портфеля дополнительных кредитно-финансовых ресурсов.
(Губанов Р.С.)
("Банковское право", 2023, N 2)Финансовая поддержка национальной экономики Российской Федерации обеспечивается в результате последовательной и планомерной работы системно значимых банков, которые являются посредниками и инвесторами, координаторами на рынке банковских услуг, инициаторами проектного финансирования и принимают непосредственное участие в предоставлении банковских гарантий, перераспределении субсидий, аккумулировании краткосрочных и долгосрочных инвестиций, формировании портфеля дополнительных кредитно-финансовых ресурсов.