Что понимается под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе
Подборка наиболее важных документов по запросу Что понимается под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Во-вторых, применяемый в рамках законодательных положений термин "выгода" обладает высокой степенью семантической энтропии, так как не имеет однозначной правовой интерпретации. Так, термин "выгода" в контексте законодательства о государственной (муниципальной) службе не имеет однозначного толкования (в частности, в рамках положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <12>, Федерального закона N 273-ФЗ). Тем не менее значение последнего является ключом к пониманию рассматриваемого наличия (отсутствия) вины лица в рассматриваемом правонарушении, так как добровольный отказ от выгоды представляет собой основание для освобождения должностного лица государственной (муниципальной) службы, которое вовлечено в конфликт интересов, от привлечения к мерам правовой ответственности. Полагаем, что под термином "выгода" следует понимать предоставление лицу, замещающему должность государственной (муниципальной) службы, определенных преимуществ или материальных благ и услуг в связи с выполнением им служебных (должностных) обязанностей, а также иных обязательств, не обусловленных его служебной деятельностью (в частности, владения эмиссионными ценными бумагами, собственностью). Существенным недостатком отечественного законодательства в рассматриваемой сфере является отсутствие в его рамках процедуры документирования отказа государственного (муниципального) служащего от выгоды, явившейся основанием конфликта интересов <13>.
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Во-вторых, применяемый в рамках законодательных положений термин "выгода" обладает высокой степенью семантической энтропии, так как не имеет однозначной правовой интерпретации. Так, термин "выгода" в контексте законодательства о государственной (муниципальной) службе не имеет однозначного толкования (в частности, в рамках положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <12>, Федерального закона N 273-ФЗ). Тем не менее значение последнего является ключом к пониманию рассматриваемого наличия (отсутствия) вины лица в рассматриваемом правонарушении, так как добровольный отказ от выгоды представляет собой основание для освобождения должностного лица государственной (муниципальной) службы, которое вовлечено в конфликт интересов, от привлечения к мерам правовой ответственности. Полагаем, что под термином "выгода" следует понимать предоставление лицу, замещающему должность государственной (муниципальной) службы, определенных преимуществ или материальных благ и услуг в связи с выполнением им служебных (должностных) обязанностей, а также иных обязательств, не обусловленных его служебной деятельностью (в частности, владения эмиссионными ценными бумагами, собственностью). Существенным недостатком отечественного законодательства в рассматриваемой сфере является отсутствие в его рамках процедуры документирования отказа государственного (муниципального) служащего от выгоды, явившейся основанием конфликта интересов <13>.
Статья: Отрешение от должности губернатора Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия за коррупционные правонарушения и ненадлежащее исполнение им своих обязанностей: проблемы теории и практической реализации
(Кондрашев А.А.)
("Lex russica", 2020, N 3)Если же переходить к анализу оснований утраты доверия, связанных с коррупционными деликтами, то абсолютно непонятно, что подразумевается под "фактами коррупции". Полностью отсутствует также понимание того, какими документами должны подтверждаться эти самые "факты"? И самое важное: "факт коррупции" не может быть отнесен ни к преступлению, предусмотренному Особенной частью УК РФ, ни к административным правонарушениям. Закон требует от госслужащих подавать уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, но не содержит характеристик "фактов коррупции". Вместе с тем хотелось бы отметить, что в законодательстве даже не определяется, что следует понимать под неурегулированностью конфликта интересов главы субъекта Российской Федерации, поскольку в Федеральном законе N 273-ФЗ говорится только о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе <27>.
(Кондрашев А.А.)
("Lex russica", 2020, N 3)Если же переходить к анализу оснований утраты доверия, связанных с коррупционными деликтами, то абсолютно непонятно, что подразумевается под "фактами коррупции". Полностью отсутствует также понимание того, какими документами должны подтверждаться эти самые "факты"? И самое важное: "факт коррупции" не может быть отнесен ни к преступлению, предусмотренному Особенной частью УК РФ, ни к административным правонарушениям. Закон требует от госслужащих подавать уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, но не содержит характеристик "фактов коррупции". Вместе с тем хотелось бы отметить, что в законодательстве даже не определяется, что следует понимать под неурегулированностью конфликта интересов главы субъекта Российской Федерации, поскольку в Федеральном законе N 273-ФЗ говорится только о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе <27>.
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)В соответствии с частью первой названной статьи под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)В соответствии с частью первой названной статьи под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.