Что входит в льготный стаж
Подборка наиболее важных документов по запросу Что входит в льготный стаж (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Учет рабочего времени
(КонсультантПлюс, 2025)...отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого льготного стажа.
(КонсультантПлюс, 2025)...отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого льготного стажа.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 17 "Ответственность органов и должностных лиц Фонда и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению Отделения СФР, страхователь правомерно привлечен к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, т.к. при заполнении СЗВ-СТАЖ неправомерно включил дни прохождения медосмотров в период для исчисления льготного стажа (эти дни не относятся непосредственно к самой работе).
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению Отделения СФР, страхователь правомерно привлечен к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, т.к. при заполнении СЗВ-СТАЖ неправомерно включил дни прохождения медосмотров в период для исчисления льготного стажа (эти дни не относятся непосредственно к самой работе).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Порядок подсчета стажа3.1. Специальный трудовой стаж при досрочном назначении страховой пенсии по старости
Вопрос: Как посчитать трудовой стаж для назначения пенсии?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30, 31 Закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516) (п. 3 Постановления Правительства РФ N 665).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30, 31 Закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516) (п. 3 Постановления Правительства РФ N 665).
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья: Организационно-правовая форма юридического лица - работодателя как критерий дифференциации условий досрочного пенсионного обеспечения работников
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Изначально редакция подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173 закрепляла более жесткие условия пенсионирования - работа в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. N 11-П <10> норма признана не соответствующей ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 и 2 ст. 39, ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ <11> ввиду установления различий в условиях приобретения пенсионных прав исключительно по критерию формы собственности, что не отвечает требованиям равноправия. Особо подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации - форма собственности как таковая не может служить обоснованным и достаточным основанием для дифференциации условий назначения пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения, и "то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения, кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий". Законодатель скорректировал подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173, ограничившись указанием на учреждения здравоохранения, без упоминания их формы собственности <12>. "Новеллы" несколько снизили остроту вопроса, позволив засчитывать в льготный стаж периоды работы в частных учреждениях здравоохранения. С переходом к системе страховых пенсий норма воспроизведена в ст. 30 Закона N 400. Но для лиц, осуществляющих деятельность по охране здоровья населения в иных организациях (унитарных предприятиях, акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и др.), проблема актуальна. Тем более что идея о профессиональных пенсионных системах, формирование которых предусматривалось еще в 1995 г., не получила реализации. Упомянутые системы были призваны заложить правовой механизм, гарантирующий льготные условия пенсионного обеспечения для граждан, занятых, в частности, лечебной деятельностью, но в "негосударственном секторе". Причем льготирование предполагалось адекватным и сопоставимым с публично-правовым инструментарием пенсий по выслуге лет, назначаемых досрочно (с 2001 г. - досрочных трудовых пенсий). Во многом эти несбывшиеся планы и обусловили закрепление в подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173 спорного критерия дифференциации досрочного пенсионного обеспечения. Так, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 <13> разработка предложений о системе пенсионного обеспечения для работников организаций, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения, была возложена на Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ. Однако поручение осталось без результативного исполнения, ни один из проектов федеральных законов об обязательных профессиональных пенсионных системах не был принят.
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Изначально редакция подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173 закрепляла более жесткие условия пенсионирования - работа в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. N 11-П <10> норма признана не соответствующей ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 и 2 ст. 39, ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ <11> ввиду установления различий в условиях приобретения пенсионных прав исключительно по критерию формы собственности, что не отвечает требованиям равноправия. Особо подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации - форма собственности как таковая не может служить обоснованным и достаточным основанием для дифференциации условий назначения пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения, и "то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения, кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий". Законодатель скорректировал подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173, ограничившись указанием на учреждения здравоохранения, без упоминания их формы собственности <12>. "Новеллы" несколько снизили остроту вопроса, позволив засчитывать в льготный стаж периоды работы в частных учреждениях здравоохранения. С переходом к системе страховых пенсий норма воспроизведена в ст. 30 Закона N 400. Но для лиц, осуществляющих деятельность по охране здоровья населения в иных организациях (унитарных предприятиях, акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и др.), проблема актуальна. Тем более что идея о профессиональных пенсионных системах, формирование которых предусматривалось еще в 1995 г., не получила реализации. Упомянутые системы были призваны заложить правовой механизм, гарантирующий льготные условия пенсионного обеспечения для граждан, занятых, в частности, лечебной деятельностью, но в "негосударственном секторе". Причем льготирование предполагалось адекватным и сопоставимым с публично-правовым инструментарием пенсий по выслуге лет, назначаемых досрочно (с 2001 г. - досрочных трудовых пенсий). Во многом эти несбывшиеся планы и обусловили закрепление в подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173 спорного критерия дифференциации досрочного пенсионного обеспечения. Так, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 <13> разработка предложений о системе пенсионного обеспечения для работников организаций, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения, была возложена на Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ. Однако поручение осталось без результативного исполнения, ни один из проектов федеральных законов об обязательных профессиональных пенсионных системах не был принят.
Статья: Спор о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Периоды пребывания работника в неоплачиваемом отпуске, простое или административном отпуске не учитывается при исчислении специального стажа; в такие периоды не выполнялась работа постоянно в течение полного рабочего дня и не отнесена к периодам, подлежащим включению в льготный стаж.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Периоды пребывания работника в неоплачиваемом отпуске, простое или административном отпуске не учитывается при исчислении специального стажа; в такие периоды не выполнялась работа постоянно в течение полного рабочего дня и не отнесена к периодам, подлежащим включению в льготный стаж.
Статья: Подраздел 1.2 ЕФС-1: отвечаем на ваши вопросы
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2025, N 2)Полагаем, что нужно. В подразделе 1.2 формы ЕФС-1 с типом "Исходная" надо указывать все стажевые периоды за отчетный год. Независимо от того, чем обусловлена необходимость представления сведений за год: наличием льготного стажа или особых периодов работы согласно п. 3 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, подачей в межотчетный период подраздела 1.2 с типом сведений "Назначение выплат по ОСС" или с типом "Назначение пенсии".
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2025, N 2)Полагаем, что нужно. В подразделе 1.2 формы ЕФС-1 с типом "Исходная" надо указывать все стажевые периоды за отчетный год. Независимо от того, чем обусловлена необходимость представления сведений за год: наличием льготного стажа или особых периодов работы согласно п. 3 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, подачей в межотчетный период подраздела 1.2 с типом сведений "Назначение выплат по ОСС" или с типом "Назначение пенсии".
Вопрос: Об учете периода работы в структурных медицинских подразделениях коммерческих организаций в льготном стаже для досрочного назначения страховой пенсии по старости медработникам.
(Письмо СФР от 12.09.2024 N МС-25-20/43368)Вопрос: Право на назначение досрочной пенсии по старости есть у людей, которые занимались лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа или не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах (независимо от их возраста) (п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (далее - Закон N 400-ФЗ)).
(Письмо СФР от 12.09.2024 N МС-25-20/43368)Вопрос: Право на назначение досрочной пенсии по старости есть у людей, которые занимались лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа или не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах (независимо от их возраста) (п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (далее - Закон N 400-ФЗ)).
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)О нарушении своего права на достойное социальное обеспечение все чаще заявляют граждане как истцы (например, предъявляя требования о зачете в страховой или льготный стаж тех или иных периодов работы, о надлежащем определении размера пенсии, его индексации и перерасчете, а также об устранении процедурных препятствий к реализации своих социальных притязаний, в частности, о надлежащей организации работы комиссии по расследованию профессионального заболевания <5>). Такой аргумент приводят прокуроры, заявляя требования социального характера в интересах граждан <6>. Наконец, в некоторых случаях вывод о нарушении права на достойное социальное обеспечение делают суды <7>. Весьма показательна в этом плане мотивировочная часть решения Ирбитского районного суда Свердловской области от 25 мая 2023 г. по делу N 2-579/2023 <8> по иску о праве на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии в связи с проживанием в сельской местности и длительной работой в сельском хозяйстве. Суд указал, что ответчик не разъяснил истцу право на получение выплаты, не проинформировал истца о необходимости написания заявления в связи с возникновением у истца соответствующего права и необходимости представления дополнительных документов, чем допустил нарушение его права на своевременное достойное социальное обеспечение по возрасту, гарантированное ст. 39 Конституции Российской Федерации.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)О нарушении своего права на достойное социальное обеспечение все чаще заявляют граждане как истцы (например, предъявляя требования о зачете в страховой или льготный стаж тех или иных периодов работы, о надлежащем определении размера пенсии, его индексации и перерасчете, а также об устранении процедурных препятствий к реализации своих социальных притязаний, в частности, о надлежащей организации работы комиссии по расследованию профессионального заболевания <5>). Такой аргумент приводят прокуроры, заявляя требования социального характера в интересах граждан <6>. Наконец, в некоторых случаях вывод о нарушении права на достойное социальное обеспечение делают суды <7>. Весьма показательна в этом плане мотивировочная часть решения Ирбитского районного суда Свердловской области от 25 мая 2023 г. по делу N 2-579/2023 <8> по иску о праве на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии в связи с проживанием в сельской местности и длительной работой в сельском хозяйстве. Суд указал, что ответчик не разъяснил истцу право на получение выплаты, не проинформировал истца о необходимости написания заявления в связи с возникновением у истца соответствующего права и необходимости представления дополнительных документов, чем допустил нарушение его права на своевременное достойное социальное обеспечение по возрасту, гарантированное ст. 39 Конституции Российской Федерации.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Таким образом, суд подтвердил право истца на включение указанных периодов работы в стаж, а также право на исчисление этого стажа в льготном порядке.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Таким образом, суд подтвердил право истца на включение указанных периодов работы в стаж, а также право на исчисление этого стажа в льготном порядке.
Статья: Какие секреты хранит пенсионная система? За что и как начисляют пенсию в ПФР и какие споры чаще решают суды?
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)Таким образом, исключение из льготного стажа оспариваемых периодов по причине того, что наименование организации не соответствует Списку должностей и учреждений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, не находит своего подтверждения.
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)Таким образом, исключение из льготного стажа оспариваемых периодов по причине того, что наименование организации не соответствует Списку должностей и учреждений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, не находит своего подтверждения.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам1.3. Исчисляются ли пенсионные взносы по доптарифам на выплаты пенсионерам, которые выработали льготный стаж и получают трудовую пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, но продолжают работать в тех же условиях?