Цифровая платформа ФНС
Подборка наиболее важных документов по запросу Цифровая платформа ФНС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое машиночитаемая доверенность и как ее применять
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что на цифровой платформе ФНС России проводится также апробация технологии хранения и обмена машиночитаемыми доверенностями, которая позволяет организациям и государству обмениваться ими и проверять полномочия в автоматическом режиме (Информация: ФНС России создала единственное в стране хранилище для машиночитаемых доверенностей).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что на цифровой платформе ФНС России проводится также апробация технологии хранения и обмена машиночитаемыми доверенностями, которая позволяет организациям и государству обмениваться ими и проверять полномочия в автоматическом режиме (Информация: ФНС России создала единственное в стране хранилище для машиночитаемых доверенностей).
Информация: Сведения о нотариальной отмене МЧД стали автоматически отображаться в сервисе ФНС
("Официальный сайт ФНС России", 2024)ФНС России и Федеральная нотариальная палата запустили обмен сведениями об отмене машиночитаемых доверенностей (МЧД). Данные о нотариальной отмене МЧД теперь передаются в Цифровую платформу распределенного реестра (ЦПРР) ФНС России автоматически после регистрации в реестре нотариальных действий.
("Официальный сайт ФНС России", 2024)ФНС России и Федеральная нотариальная палата запустили обмен сведениями об отмене машиночитаемых доверенностей (МЧД). Данные о нотариальной отмене МЧД теперь передаются в Цифровую платформу распределенного реестра (ЦПРР) ФНС России автоматически после регистрации в реестре нотариальных действий.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)3. Запросы в банк, оператору платформы цифрового рубля направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк, оператору платформы цифрового рубля устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)3. Запросы в банк, оператору платформы цифрового рубля направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк, оператору платформы цифрового рубля устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Постановление Правительства РФ от 21.12.2021 N 2371
(ред. от 04.02.2025)
"О проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства"
(вместе с "Положением о проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства")4(1). Федеральной налоговой службе обеспечить доступ (с соблюдением конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе налоговой тайны) акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" с использованием прикладной подсистемы "Цифровая платформа распределенного реестра ФНС России" АИС "Налог-3":
(ред. от 04.02.2025)
"О проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства"
(вместе с "Положением о проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства")4(1). Федеральной налоговой службе обеспечить доступ (с соблюдением конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе налоговой тайны) акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" с использованием прикладной подсистемы "Цифровая платформа распределенного реестра ФНС России" АИС "Налог-3":
Статья: Варианты подачи доверенности в налоговую инспекцию в 2024 году
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Здесь же машиночитаемые доверенности, которые подаются через цифровую платформу распределенного реестра ФНС.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Здесь же машиночитаемые доверенности, которые подаются через цифровую платформу распределенного реестра ФНС.
Статья: Налоговый мониторинг как инструмент налоговой цифровизации
(Коваленко Н.С., Леонов Е.М.)
("Закон", 2021, N 4)Сейчас ФНС России является одним из общепризнанных лидеров в области реализации государственной политики по цифровизации <3>. Как было отмечено в Постановлении Совета Федерации, "ФНС России активно использует инновационные инструменты на основе цифровых технологий и автоматизированной информационной системы "Налог-3". Среди успешно работающих электронных сервисов и проектов ФНС России можно отметить автоматизированную систему контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (АСК НДС-2), автоматизированную систему контроля применения контрольно-кассовой техники, интерактивные сервисы "Личный кабинет налогоплательщика", "НДС-офис иностранной организации", Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (основа для единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ), государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, цифровая платформа ФНС России на базе технологии распределенного реестра (блокчейн), "Прозрачный бизнес", мобильное приложение для самозанятых граждан "Мой налог" <4>.
(Коваленко Н.С., Леонов Е.М.)
("Закон", 2021, N 4)Сейчас ФНС России является одним из общепризнанных лидеров в области реализации государственной политики по цифровизации <3>. Как было отмечено в Постановлении Совета Федерации, "ФНС России активно использует инновационные инструменты на основе цифровых технологий и автоматизированной информационной системы "Налог-3". Среди успешно работающих электронных сервисов и проектов ФНС России можно отметить автоматизированную систему контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (АСК НДС-2), автоматизированную систему контроля применения контрольно-кассовой техники, интерактивные сервисы "Личный кабинет налогоплательщика", "НДС-офис иностранной организации", Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (основа для единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ), государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, цифровая платформа ФНС России на базе технологии распределенного реестра (блокчейн), "Прозрачный бизнес", мобильное приложение для самозанятых граждан "Мой налог" <4>.
Статья: Экономика по требованию: трансформация самозанятости в цифровой среде
(Шапсугова М.Д.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Главным элементом этой среды являются цифровые платформы (Федеральной налоговой службы, уполномоченных банков, Единого портала государственных услуг).
(Шапсугова М.Д.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Главным элементом этой среды являются цифровые платформы (Федеральной налоговой службы, уполномоченных банков, Единого портала государственных услуг).
Интервью: Путь электронного документооборота: результаты перехода и сложности, с которыми сталкивается бизнес
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 44)- В.С.: МЧД, на мой взгляд, это прекрасный инструмент контроля полномочий автоматизированными средствами, а также фактор снижения затрат на электронные подписи. Создан хороший инструмент хранения МЧД в ФНС, разработанный по технологии блокчейн (Цифровая платформа распределенного реестра (ЦПРР) ФНС России). Но к нему подключены не все потребители МЧД - на законодательном уровне отсутствует требование подключения к единой системе, так же как отсутствует требование формирования МЧД в едином для всех формате.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 44)- В.С.: МЧД, на мой взгляд, это прекрасный инструмент контроля полномочий автоматизированными средствами, а также фактор снижения затрат на электронные подписи. Создан хороший инструмент хранения МЧД в ФНС, разработанный по технологии блокчейн (Цифровая платформа распределенного реестра (ЦПРР) ФНС России). Но к нему подключены не все потребители МЧД - на законодательном уровне отсутствует требование подключения к единой системе, так же как отсутствует требование формирования МЧД в едином для всех формате.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Цифровая платформа Федеральной налоговой службы базируется на технологии распределенного реестра (блокчейн), при которой каждый участник процесса работает с данными своего узла распределенного реестра в соответствии с присвоенной ему ролью. Платформа автоматизирует процессы проверки данных, представляемых налогоплательщиками в кредитную организацию, обеспечивает размещение сведений на платформе о заключенных кредитных договорах (соглашениях) <2>.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Цифровая платформа Федеральной налоговой службы базируется на технологии распределенного реестра (блокчейн), при которой каждый участник процесса работает с данными своего узла распределенного реестра в соответствии с присвоенной ему ролью. Платформа автоматизирует процессы проверки данных, представляемых налогоплательщиками в кредитную организацию, обеспечивает размещение сведений на платформе о заключенных кредитных договорах (соглашениях) <2>.
Готовое решение: Какую информацию и в каком порядке запрашивает инспекция у банка в целях налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Для получения копий документов (информации) в порядке п. 2.1 ст. 86 НК РФ инспекция должна направить в банк, Банку России как оператору платформы цифрового рубля запрос (пп. 13 п. 4 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@). Форма запроса приведена в Приложении N 12 к Приказу ФНС России от 19.07.2018 N ММВ-7-2/460@.
(КонсультантПлюс, 2025)Для получения копий документов (информации) в порядке п. 2.1 ст. 86 НК РФ инспекция должна направить в банк, Банку России как оператору платформы цифрового рубля запрос (пп. 13 п. 4 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@). Форма запроса приведена в Приложении N 12 к Приказу ФНС России от 19.07.2018 N ММВ-7-2/460@.
Статья: Провалы неопределенности в правовом регулировании налогового контроля в условиях применения искусственного интеллекта
(Челноков Д.М.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Непосредственным оператором АИС "Налог-3" выступает подведомственное учреждение ФНС России - ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России <3>, созданное в рамках проекта модернизации налоговой службы как ИТ-учреждение, главной задачей которого является обеспечение деятельности цифровой технологической платформы ФНС России. Задачами ФКУ "Налог-Сервис" являются обеспечение информационно-вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры, анализ состояния и сопровождение внедренных программных комплексов и технологических процессов ФНС России.
(Челноков Д.М.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Непосредственным оператором АИС "Налог-3" выступает подведомственное учреждение ФНС России - ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России <3>, созданное в рамках проекта модернизации налоговой службы как ИТ-учреждение, главной задачей которого является обеспечение деятельности цифровой технологической платформы ФНС России. Задачами ФКУ "Налог-Сервис" являются обеспечение информационно-вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры, анализ состояния и сопровождение внедренных программных комплексов и технологических процессов ФНС России.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)- консенсус при принятии решений - получил реализацию в использовании системы блокчейн в информационном сервисе ФНС России для осуществления мониторинга программ льготного кредитования в секторах экономики, т.е. в отношении достоверности данных достигается консенсус между всеми участниками сети, что создает доверие к данным и сети, что используется на цифровой платформе распределенного реестра ФНС России, где потоки данных проходят запись через блокчейн и который становится хранилищем базы данных обо всех транзакциях;
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)- консенсус при принятии решений - получил реализацию в использовании системы блокчейн в информационном сервисе ФНС России для осуществления мониторинга программ льготного кредитования в секторах экономики, т.е. в отношении достоверности данных достигается консенсус между всеми участниками сети, что создает доверие к данным и сети, что используется на цифровой платформе распределенного реестра ФНС России, где потоки данных проходят запись через блокчейн и который становится хранилищем базы данных обо всех транзакциях;
Статья: Инвестиционные стратегии ESG: правовое регулирование, проблемы и перспективы
(Баранина Е.Ю.)
("Банковское право", 2022, N 5)Кроме этого, тематикой, обсуждаемой и раскрывающей широкие перспективы устойчивого развития, является внедрение инновационных технологий, которые в данной сфере возможно использовать для оптимизации процессов, в том числе рейтингования. Большинство описанных проблем связано с информационным взаимодействием между государством и бизнес-сообществом, бизнес-сообществом и инвесторами, инвесторами и государством. В настоящее время активно развивается применение цифровых платформ, преимущество использования которых отмечено в Концепции развития технологий машиночитаемого права <15>: возможность взаимодействия участников хозяйственной деятельности, совершение конклюдентных действий, предоставление субъекту информации и (или) оценки правомерности совершаемых им действий, ограничение неправомерных действий, как осознанных, так и в силу незнания требований законодательства России и др. Цифровые платформы успешно используются государственными органами и частными компаниями и в мире, и в России, например, с 2020 г. функционирует цифровая платформа Федеральной налоговой службы Российской Федерации <16>, основанная на технологии распределенного реестра и автоматизирующая процесс проверки данных налогоплательщиков. Платформа решает несколько задач, среди которых обеспечение обмена информации, защита от несанкционированного изменения и дублирования данных. В настоящее время тематика защиты данных и их правовой охраны является актуальной, отмечает Г.Ф. Ручкина <17>, поскольку информационная безопасность неразрывно связана с экономической деятельностью.
(Баранина Е.Ю.)
("Банковское право", 2022, N 5)Кроме этого, тематикой, обсуждаемой и раскрывающей широкие перспективы устойчивого развития, является внедрение инновационных технологий, которые в данной сфере возможно использовать для оптимизации процессов, в том числе рейтингования. Большинство описанных проблем связано с информационным взаимодействием между государством и бизнес-сообществом, бизнес-сообществом и инвесторами, инвесторами и государством. В настоящее время активно развивается применение цифровых платформ, преимущество использования которых отмечено в Концепции развития технологий машиночитаемого права <15>: возможность взаимодействия участников хозяйственной деятельности, совершение конклюдентных действий, предоставление субъекту информации и (или) оценки правомерности совершаемых им действий, ограничение неправомерных действий, как осознанных, так и в силу незнания требований законодательства России и др. Цифровые платформы успешно используются государственными органами и частными компаниями и в мире, и в России, например, с 2020 г. функционирует цифровая платформа Федеральной налоговой службы Российской Федерации <16>, основанная на технологии распределенного реестра и автоматизирующая процесс проверки данных налогоплательщиков. Платформа решает несколько задач, среди которых обеспечение обмена информации, защита от несанкционированного изменения и дублирования данных. В настоящее время тематика защиты данных и их правовой охраны является актуальной, отмечает Г.Ф. Ручкина <17>, поскольку информационная безопасность неразрывно связана с экономической деятельностью.
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)4. Нормы о налоговой обязанности специфичны с точки зрения объема источников их правового регулирования, поскольку в условиях цифровизации содержатся не только в НК РФ, но и в иных федеральных законах и актах экспериментального характера. Сложность обеспечения кодификационных процессов при цифровом развитии налогового законодательства является одним из важных вопросов с точки зрения реализации возможности формирования цифровой платформы ФНС России и внедрения в налогообложение развивающейся технологии искусственного интеллекта. В условиях, когда сфера налогово-правового регулирования неуклонно расширяется, актуализируется проблема идентификации отраслевой принадлежности норм об отношениях фискальных органов с банками, иными государственными органами и организациями.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)4. Нормы о налоговой обязанности специфичны с точки зрения объема источников их правового регулирования, поскольку в условиях цифровизации содержатся не только в НК РФ, но и в иных федеральных законах и актах экспериментального характера. Сложность обеспечения кодификационных процессов при цифровом развитии налогового законодательства является одним из важных вопросов с точки зрения реализации возможности формирования цифровой платформы ФНС России и внедрения в налогообложение развивающейся технологии искусственного интеллекта. В условиях, когда сфера налогово-правового регулирования неуклонно расширяется, актуализируется проблема идентификации отраслевой принадлежности норм об отношениях фискальных органов с банками, иными государственными органами и организациями.