Давление на бизнес
Подборка наиболее важных документов по запросу Давление на бизнес (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Индикаторы риска нарушения обязательных требований для контрольных (надзорных) мероприятий
(КонсультантПлюс, 2025)Требования мотивированы тем, что оспариваемые пункты Приложения 2 к Положению противоречат положениям Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), а также иным требованиям федерального законодательства... Исходя из системного анализа статей 24, 57 Федерального закона N 248-ФЗ... индикатор риска выявляется без взаимодействия с контролируемым лицом, не является нарушением обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствует о наличии нарушений, что должно подтверждаться объективными и достоверными данными. Включение уполномоченными органами в соответствующие перечни формулировок индикаторов, которые сами по себе являются нарушениями обязательных требований, необоснованно расширяет основания вмешательства контрольных органов в хозяйственную деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, что противоречит принимаемым руководством страны мерам по снижению административного давления на бизнес и его поддержке...
(КонсультантПлюс, 2025)Требования мотивированы тем, что оспариваемые пункты Приложения 2 к Положению противоречат положениям Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), а также иным требованиям федерального законодательства... Исходя из системного анализа статей 24, 57 Федерального закона N 248-ФЗ... индикатор риска выявляется без взаимодействия с контролируемым лицом, не является нарушением обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствует о наличии нарушений, что должно подтверждаться объективными и достоверными данными. Включение уполномоченными органами в соответствующие перечни формулировок индикаторов, которые сами по себе являются нарушениями обязательных требований, необоснованно расширяет основания вмешательства контрольных органов в хозяйственную деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, что противоречит принимаемым руководством страны мерам по снижению административного давления на бизнес и его поддержке...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Амбивалентность цифровой трансформации в налоговом администрировании
(Шаститко А.Е., Морозов А.Н.)
("Закон", 2021, N 4)4. Пути снижения административного давления на бизнес
(Шаститко А.Е., Морозов А.Н.)
("Закон", 2021, N 4)4. Пути снижения административного давления на бизнес
Статья: Обзор новых антикризисных мер в условиях санкций
(Залюбовский К.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)Власти продолжают принимать меры поддержки отечественного бизнеса в условиях внешнего санкционного давления. Соответствующие послабления произошли в финансовой и налоговой сферах; либерализация затронула продление и подтверждение части разрешений, лицензий, договоров и пр. Рассказываем о наиболее востребованных из них и продолжаем держать руку на пульсе.
(Залюбовский К.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)Власти продолжают принимать меры поддержки отечественного бизнеса в условиях внешнего санкционного давления. Соответствующие послабления произошли в финансовой и налоговой сферах; либерализация затронула продление и подтверждение части разрешений, лицензий, договоров и пр. Рассказываем о наиболее востребованных из них и продолжаем держать руку на пульсе.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 N 1596
(ред. от 01.10.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"создание цифровых инструментов управления программами модернизации общественного транспорта, цифровизация контрольно-надзорной деятельности с целью уменьшения административного давления на бизнес;
(ред. от 01.10.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"создание цифровых инструментов управления программами модернизации общественного транспорта, цифровизация контрольно-надзорной деятельности с целью уменьшения административного давления на бизнес;
Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2022 N 1089-р
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года>институциональные меры по поддержанию благоприятного делового климата (налоговое стимулирование, снижение давления на бизнес в части обязательных требований и контрольно-надзорной деятельности, снижение регуляторных издержек для отечественных предпринимателей, стимулирование инвестиционной активности);
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года>институциональные меры по поддержанию благоприятного делового климата (налоговое стимулирование, снижение давления на бизнес в части обязательных требований и контрольно-надзорной деятельности, снижение регуляторных издержек для отечественных предпринимателей, стимулирование инвестиционной активности);
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<6> См.: Сосновский В.В. Оценка экологического риска как инструмент профилактики нарушений законодательства об охране окружающей среды на примере Республики Франции // Экологическое право. 2012. N 3. С. 23 - 26; Баукен А.А. Локальное техническое регулирование как способ снижения правовых рисков промышленных предприятий // Журнал российского права. 2014. N 9. С. 42 - 52; Тихомиров Ю.А. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права. 2014. N 3. С. 5 - 16; Мартынов А.В. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое условие снижения давления на бизнес // Юрист. 2016. N 18. С. 22 - 27; и др.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<6> См.: Сосновский В.В. Оценка экологического риска как инструмент профилактики нарушений законодательства об охране окружающей среды на примере Республики Франции // Экологическое право. 2012. N 3. С. 23 - 26; Баукен А.А. Локальное техническое регулирование как способ снижения правовых рисков промышленных предприятий // Журнал российского права. 2014. N 9. С. 42 - 52; Тихомиров Ю.А. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права. 2014. N 3. С. 5 - 16; Мартынов А.В. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое условие снижения давления на бизнес // Юрист. 2016. N 18. С. 22 - 27; и др.
Статья: Шантаж как способ вымогательства
(Хомутова Р.Г., Давтян Д.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Размеры санкций за вымогательство за рубежом сопоставимы с российскими и нередко даже более строги при отягчающих обстоятельствах. Во многих странах вымогательство в квалифицированных случаях (например, с угрозой причинения тяжкого вреда или совершенное организованной группой) наказывается длительным тюремным заключением. Так, законодательство ряда государств предусматривает наказание вплоть до 10 лет лишения свободы за вымогательство при отягчающих обстоятельствах [3]. К тому же зарубежный опыт знает специальные составы, нацеленные на противодействие новым формам вымогательства. Например, в некоторых юрисдикциях введена ответственность за вымогательство, сопряженное с посягательством на информационную безопасность (аналог кибершантажа), либо приняты отдельные нормы о вымогательстве в отношении коммерческих организаций, учитывающие специфику давления на бизнес [10].
(Хомутова Р.Г., Давтян Д.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Размеры санкций за вымогательство за рубежом сопоставимы с российскими и нередко даже более строги при отягчающих обстоятельствах. Во многих странах вымогательство в квалифицированных случаях (например, с угрозой причинения тяжкого вреда или совершенное организованной группой) наказывается длительным тюремным заключением. Так, законодательство ряда государств предусматривает наказание вплоть до 10 лет лишения свободы за вымогательство при отягчающих обстоятельствах [3]. К тому же зарубежный опыт знает специальные составы, нацеленные на противодействие новым формам вымогательства. Например, в некоторых юрисдикциях введена ответственность за вымогательство, сопряженное с посягательством на информационную безопасность (аналог кибершантажа), либо приняты отдельные нормы о вымогательстве в отношении коммерческих организаций, учитывающие специфику давления на бизнес [10].
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Между тем, учитывая провозглашаемую несколько последних лет цель снижения давления на бизнес, ФНС России выпустила Письмо от 02.12.2021 N ЕА-4-15/16838 о недопущении неправомерного направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) уведомления о вызове в налоговый орган.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Между тем, учитывая провозглашаемую несколько последних лет цель снижения давления на бизнес, ФНС России выпустила Письмо от 02.12.2021 N ЕА-4-15/16838 о недопущении неправомерного направления налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) уведомления о вызове в налоговый орган.
Статья: Распространение реформы обязательных требований на акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
(Переседов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Статья посвящена изучению степени влияния реформы обязательных требований, предназначенной для сокращения административного давления на бизнес, на акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. По результатам изучения выявлено, что обновленное федеральное законодательство, предусматривающее условия установления и оценки применения для обязательных требований (требования к требованиям), так и не было распространено на региональные и муниципальные акты. С учетом критики данного ограничительного подхода автором приведены аргументы в пользу того, что муниципальные, региональные и федеральные обязательные требования имеют общую правовую природу, а следовательно, в отношении таких требований должно быть предусмотрено единообразное законодательное регулирование.
(Переседов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Статья посвящена изучению степени влияния реформы обязательных требований, предназначенной для сокращения административного давления на бизнес, на акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. По результатам изучения выявлено, что обновленное федеральное законодательство, предусматривающее условия установления и оценки применения для обязательных требований (требования к требованиям), так и не было распространено на региональные и муниципальные акты. С учетом критики данного ограничительного подхода автором приведены аргументы в пользу того, что муниципальные, региональные и федеральные обязательные требования имеют общую правовую природу, а следовательно, в отношении таких требований должно быть предусмотрено единообразное законодательное регулирование.
Статья: Ужесточение ответственности в сфере ККТ: планируется увеличить размер штрафов и ввести новые
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 30)Это делается с целью повышения сдерживающего эффекта штрафов, чтобы потенциальная выгода от нарушения не превышала риск наказания. По мнению Минфина, такое повышение позволит сократить количество проверок, снизив административное давление на бизнес, без потери эффективности контроля.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 30)Это делается с целью повышения сдерживающего эффекта штрафов, чтобы потенциальная выгода от нарушения не превышала риск наказания. По мнению Минфина, такое повышение позволит сократить количество проверок, снизив административное давление на бизнес, без потери эффективности контроля.
Статья: "Один за три, и два для одного..." Тонкости "штрафообложения"
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Деловое и правовое сообщества ожидают от инициативы снижения давления на бизнес, но подчеркивают: ее эффективность напрямую зависит от практической работы по отбору составов "двойного действия".
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Деловое и правовое сообщества ожидают от инициативы снижения давления на бизнес, но подчеркивают: ее эффективность напрямую зависит от практической работы по отбору составов "двойного действия".
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)<5> Мартынов А.В. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое условие снижения давления на бизнес // Юрист. 2016. N 18. СПС "КонсультантПлюс".
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)<5> Мартынов А.В. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое условие снижения давления на бизнес // Юрист. 2016. N 18. СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Медиативный подход в налоговых спорах
(Мошкин А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 43)- Коррупционные риски. Если проверяющие считают, что налогоплательщик нарушил закон, они должны собрать доказательства, провести проверку, доначислить и взыскать недоимку - столько, сколько нужно было заплатить, плюс штрафные санкции. Нельзя договориться с ФНС об уменьшении суммы налогов, не имея доказательств своей невиновности. Предоставление же должностным лицам ФНС возможности установления в медиативном соглашении размера налоговых обязательств в меньшем объеме, чем должно быть по закону, создает опасную ситуацию и ставит других налогоплательщиков в невыгодное положение. Кто и по каким принципам будет определять, на какую именно сумму снизить сумму налогов? Не станет ли медиация легализованным инструментом для коррупционных схем и расцвета рынка услуг нелегальных "решал"? Не будет ли медиация использоваться в качестве дополнительного способа давления на бизнес со стороны фискальных органов? И, наконец, не будет ли медиация рассматриваться предпринимателями как способ "откупиться" от налоговой, лишь бы отстали?
(Мошкин А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 43)- Коррупционные риски. Если проверяющие считают, что налогоплательщик нарушил закон, они должны собрать доказательства, провести проверку, доначислить и взыскать недоимку - столько, сколько нужно было заплатить, плюс штрафные санкции. Нельзя договориться с ФНС об уменьшении суммы налогов, не имея доказательств своей невиновности. Предоставление же должностным лицам ФНС возможности установления в медиативном соглашении размера налоговых обязательств в меньшем объеме, чем должно быть по закону, создает опасную ситуацию и ставит других налогоплательщиков в невыгодное положение. Кто и по каким принципам будет определять, на какую именно сумму снизить сумму налогов? Не станет ли медиация легализованным инструментом для коррупционных схем и расцвета рынка услуг нелегальных "решал"? Не будет ли медиация использоваться в качестве дополнительного способа давления на бизнес со стороны фискальных органов? И, наконец, не будет ли медиация рассматриваться предпринимателями как способ "откупиться" от налоговой, лишь бы отстали?
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Среди внешних факторов можно назвать отсутствие добросовестной конкурентной среды, воздействие на бизнес-сообщество криминогенной обстановки, которая со временем совершенствуется путем изменения методов и способов хищения, в особенности в виде кибермошенничества. Следует также отметить нестабильность и волатильность международных экономических отношений, которые существенно влияют на бизнес-среду за счет применения санкционных мер воздействия. К внешним факторам можно также причислить часто встречающиеся случаи административного давления на бизнес-сообщество со стороны надзирающих госорганов, что рассматривается как чрезмерная зарегулированность условий ведения бизнеса и т.п.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Среди внешних факторов можно назвать отсутствие добросовестной конкурентной среды, воздействие на бизнес-сообщество криминогенной обстановки, которая со временем совершенствуется путем изменения методов и способов хищения, в особенности в виде кибермошенничества. Следует также отметить нестабильность и волатильность международных экономических отношений, которые существенно влияют на бизнес-среду за счет применения санкционных мер воздействия. К внешним факторам можно также причислить часто встречающиеся случаи административного давления на бизнес-сообщество со стороны надзирающих госорганов, что рассматривается как чрезмерная зарегулированность условий ведения бизнеса и т.п.