Дедушкина оговорка
Подборка наиболее важных документов по запросу Дедушкина оговорка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новые требования для МХК и новые аспекты редомициляции в САР
(Ахметшин Р., Захарова Ю., Васильев Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 12)Предполагается введение так называемой
(Ахметшин Р., Захарова Ю., Васильев Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 12)Предполагается введение так называемой
Статья: Особенности заключения специальных инвестиционных контрактов
(Оболонкова Е.В.)
("Право и экономика", 2024, N 7)То особое место, которое отведено специальным инвестиционным контрактам вышеназванными авторами в системе обязательств с государственным участием, во многом обусловлено важным значением для заключения таких обязательств стабилизационной ("дедушкиной") оговорки. Как указывает П.С. Алпатов, содержательно стабилизационная оговорка обеспечивает "переживание закона" в том случае, если нормативное регулирование, из которого при принятии хозяйственных решений исходил инвестор, изменяется на менее благоприятное <19>. Ю.В. Леднева справедливо отмечает, что "стабилизационную оговорку в части неизменности действия налоговых условий, содержание которой сводится к неповышению налогового бремени субъектов инвестиционной деятельности, следует рассматривать в качестве существенного налогового стимула наряду с налоговыми преференциями по конкретным видам налогов, так как ее закрепление в законодательстве направлено на стимулирование частного инвестора осуществлять капиталовложения в объекты, создаваемые в общегосударственных интересах" <20>. Стабилизационная оговорка, предусмотренная ст. 16 Закона о промышленной политике, <21> устанавливает как запрет на увеличение совокупной налоговой нагрузки на инвестора, так и запрет на применение нормативных правовых актов, устанавливающих режим запретов и ограничений в отношении выполнения СПИК или изменяющих обязательные требования к промышленной продукции и ее производству. А.В. Белицкая рассматривает второй случай как "нестандартное проявление "дедушкиной оговорки" <22>. Безусловно, что соответствующая мера предусмотрена другими федеральными законами <23>, направленными на поддержку инвестиционной деятельности, однако в большей степени она сближает специальный инвестиционный контракт с моделью соглашения о защите и поощрении капиталовложений <24>, предусмотренного Федеральным законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации". Именно СПИК и соглашение о защите и поощрении капиталовложений упоминаются в ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с особенностями применения актов законодательства о налогах и сборах. Нельзя не отметить, что именно соглашение о защите и поощрении капиталовложений изначально рассматривалось как инструмент унификации правил о стабильности правовых условий для всех инвесторов, включая иностранных, что находило поддержку в литературе, однако вряд ли может быть реализовано в современных экономических и политических условиях <25>.
(Оболонкова Е.В.)
("Право и экономика", 2024, N 7)То особое место, которое отведено специальным инвестиционным контрактам вышеназванными авторами в системе обязательств с государственным участием, во многом обусловлено важным значением для заключения таких обязательств стабилизационной ("дедушкиной") оговорки. Как указывает П.С. Алпатов, содержательно стабилизационная оговорка обеспечивает "переживание закона" в том случае, если нормативное регулирование, из которого при принятии хозяйственных решений исходил инвестор, изменяется на менее благоприятное <19>. Ю.В. Леднева справедливо отмечает, что "стабилизационную оговорку в части неизменности действия налоговых условий, содержание которой сводится к неповышению налогового бремени субъектов инвестиционной деятельности, следует рассматривать в качестве существенного налогового стимула наряду с налоговыми преференциями по конкретным видам налогов, так как ее закрепление в законодательстве направлено на стимулирование частного инвестора осуществлять капиталовложения в объекты, создаваемые в общегосударственных интересах" <20>. Стабилизационная оговорка, предусмотренная ст. 16 Закона о промышленной политике, <21> устанавливает как запрет на увеличение совокупной налоговой нагрузки на инвестора, так и запрет на применение нормативных правовых актов, устанавливающих режим запретов и ограничений в отношении выполнения СПИК или изменяющих обязательные требования к промышленной продукции и ее производству. А.В. Белицкая рассматривает второй случай как "нестандартное проявление "дедушкиной оговорки" <22>. Безусловно, что соответствующая мера предусмотрена другими федеральными законами <23>, направленными на поддержку инвестиционной деятельности, однако в большей степени она сближает специальный инвестиционный контракт с моделью соглашения о защите и поощрении капиталовложений <24>, предусмотренного Федеральным законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации". Именно СПИК и соглашение о защите и поощрении капиталовложений упоминаются в ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с особенностями применения актов законодательства о налогах и сборах. Нельзя не отметить, что именно соглашение о защите и поощрении капиталовложений изначально рассматривалось как инструмент унификации правил о стабильности правовых условий для всех инвесторов, включая иностранных, что находило поддержку в литературе, однако вряд ли может быть реализовано в современных экономических и политических условиях <25>.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 5 (2023)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Автор заявляла, что в 2005 году, за год до рождения ее второго ребенка, правительство провело реформу под девизом: "От пособий к трудоустройству", в частности приняло Закон о занятости и трудовых отношениях (Трудоустройство получателей социальных пособий и другие меры), а в 2006 году - последующие поправки к нему. В результате принятия этих поправок с 1 января 2013 года максимальный возраст детей, родители которых имеют право на получение детского пособия, был понижен с 16 до 8 лет в случае, если ребенок воспитывается одним родителем, и до 6 лет в случае родителей, состоящих в постоянных отношениях. В поправки были включены переходные положения, согласно которым на тех лиц, которые уже получали выплаты по состоянию на 1 июля 2006 года, эти изменения не распространялись, так что они должны были продолжать получать пособие для одиноких родителей до тех пор, пока их младшему ребенку не исполнится 16 лет. 31 мая 2012 года в парламент был внесен законопроект 2012 года о внесении изменений в Закон о социальном обеспечении (Справедливые стимулы к трудоустройству), который отменил "дедушкину" оговорку (то есть оговорку об изъятиях) (пункт 2.2 Мнений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Автор заявляла, что в 2005 году, за год до рождения ее второго ребенка, правительство провело реформу под девизом: "От пособий к трудоустройству", в частности приняло Закон о занятости и трудовых отношениях (Трудоустройство получателей социальных пособий и другие меры), а в 2006 году - последующие поправки к нему. В результате принятия этих поправок с 1 января 2013 года максимальный возраст детей, родители которых имеют право на получение детского пособия, был понижен с 16 до 8 лет в случае, если ребенок воспитывается одним родителем, и до 6 лет в случае родителей, состоящих в постоянных отношениях. В поправки были включены переходные положения, согласно которым на тех лиц, которые уже получали выплаты по состоянию на 1 июля 2006 года, эти изменения не распространялись, так что они должны были продолжать получать пособие для одиноких родителей до тех пор, пока их младшему ребенку не исполнится 16 лет. 31 мая 2012 года в парламент был внесен законопроект 2012 года о внесении изменений в Закон о социальном обеспечении (Справедливые стимулы к трудоустройству), который отменил "дедушкину" оговорку (то есть оговорку об изъятиях) (пункт 2.2 Мнений).