Декларация о покупке древесины
Подборка наиболее важных документов по запросу Декларация о покупке древесины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за несвоевременное представление (непредставление) декларации о сделках с древесиной и др.
(КонсультантПлюс, 2025)"...бухгалтер общества с ограниченной ответственностью... нарушила срок предоставления декларации о сделках с древесиной, предусмотренный частью 3 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору купли-продажи от 18 июня 2021 года... информация на портал ЕГАИС представлена и подписана 28 июня 2021 года.
(КонсультантПлюс, 2025)"...бухгалтер общества с ограниченной ответственностью... нарушила срок предоставления декларации о сделках с древесиной, предусмотренный частью 3 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору купли-продажи от 18 июня 2021 года... информация на портал ЕГАИС представлена и подписана 28 июня 2021 года.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Покупка пиломатериалов
(КонсультантПлюс, 2025)...из открытых сведений ЕГАИС... следует, что сторонами поданы сведения о договоре... на древесину... сведения о принятии обществом от предпринимателя древесины... в даты, отраженные в декларациях предпринимателя... равно как и иные даты, обществом в ЕГАИС не представлены.
(КонсультантПлюс, 2025)...из открытых сведений ЕГАИС... следует, что сторонами поданы сведения о договоре... на древесину... сведения о принятии обществом от предпринимателя древесины... в даты, отраженные в декларациях предпринимателя... равно как и иные даты, обществом в ЕГАИС не представлены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Должна ли организация, покупающая древесину (пиломатериалы из сосны) для использования при строительстве, представлять декларацию о покупке пиломатериалов в ЕГАИС?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Должна ли организация, покупающая древесину (пиломатериалы из сосны) для использования при строительстве, представлять декларацию о покупке пиломатериалов в ЕГАИС?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Должна ли организация, покупающая древесину (пиломатериалы из сосны) для использования при строительстве, представлять декларацию о покупке пиломатериалов в ЕГАИС?
Статья: Учет древесины и сделок с ней: содержание и порядок предоставления информации. Государственный лесной реестр
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сведения о внешнеторговых сделках с древесиной (декларация о сделках с древесиной), сделках по приобретению древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли и сделках по реализации древесины на организованных торгах подлежат направлению совершившими их лицами в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для внесения их в государственный лесной реестр в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 93.5 ЛК РФ, в срок не позднее 5 дней со дня их заключения и не позднее чем за 2 дня до подачи таможенной декларации в отношении товаров, подлежащих таможенному контролю, а также внесению в государственный лесной реестр не позднее 24 часов со дня их получения. Состав сведений о сделке, подлежащих направлению для внесения в государственный лесной реестр (включая уникальный регистрационный номер сделки, копии договоров о сделках с древесиной при их заключении в письменной форме), порядок их направления, требования к формату электронного документа устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сведения о внешнеторговых сделках с древесиной (декларация о сделках с древесиной), сделках по приобретению древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли и сделках по реализации древесины на организованных торгах подлежат направлению совершившими их лицами в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для внесения их в государственный лесной реестр в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 93.5 ЛК РФ, в срок не позднее 5 дней со дня их заключения и не позднее чем за 2 дня до подачи таможенной декларации в отношении товаров, подлежащих таможенному контролю, а также внесению в государственный лесной реестр не позднее 24 часов со дня их получения. Состав сведений о сделке, подлежащих направлению для внесения в государственный лесной реестр (включая уникальный регистрационный номер сделки, копии договоров о сделках с древесиной при их заключении в письменной форме), порядок их направления, требования к формату электронного документа устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Сведения о внешнеторговых сделках с древесиной (декларация о сделках с древесиной), сделках по приобретению древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли и сделках по реализации древесины на организованных торгах подлежат направлению совершившими их лицами в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для внесения их в государственный лесной реестр в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 93.5 настоящего Кодекса, в срок не позднее пяти дней со дня их заключения и не позднее чем за два дня до подачи таможенной декларации в отношении товаров, подлежащих таможенному контролю, а также внесению в государственный лесной реестр не позднее 24 часов со дня их получения. Состав сведений о сделке, подлежащих направлению для внесения в государственный лесной реестр (включая уникальный регистрационный номер сделки, копии договоров о сделках с древесиной при их заключении в письменной форме), порядок их направления, требования к формату электронного документа устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Сведения о внешнеторговых сделках с древесиной (декларация о сделках с древесиной), сделках по приобретению древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли и сделках по реализации древесины на организованных торгах подлежат направлению совершившими их лицами в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для внесения их в государственный лесной реестр в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 93.5 настоящего Кодекса, в срок не позднее пяти дней со дня их заключения и не позднее чем за два дня до подачи таможенной декларации в отношении товаров, подлежащих таможенному контролю, а также внесению в государственный лесной реестр не позднее 24 часов со дня их получения. Состав сведений о сделке, подлежащих направлению для внесения в государственный лесной реестр (включая уникальный регистрационный номер сделки, копии договоров о сделках с древесиной при их заключении в письменной форме), порядок их направления, требования к формату электронного документа устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений"3. Сведения о внешнеторговых сделках с древесиной (декларация о сделках с древесиной), сделках по приобретению древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли и сделках по реализации древесины на организованных торгах подлежат направлению совершившими их лицами в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для внесения их в государственный лесной реестр в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 93.5 настоящего Кодекса, в срок не позднее пяти дней со дня их заключения и не позднее чем за два дня до подачи таможенной декларации в отношении товаров, подлежащих таможенному контролю, а также внесению в государственный лесной реестр не позднее 24 часов со дня их получения. Состав сведений о сделке, подлежащих направлению для внесения в государственный лесной реестр (включая уникальный регистрационный номер сделки, копии договоров о сделках с древесиной при их заключении в письменной форме), порядок их направления, требования к формату электронного документа устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений"3. Сведения о внешнеторговых сделках с древесиной (декларация о сделках с древесиной), сделках по приобретению древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли и сделках по реализации древесины на организованных торгах подлежат направлению совершившими их лицами в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для внесения их в государственный лесной реестр в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 93.5 настоящего Кодекса, в срок не позднее пяти дней со дня их заключения и не позднее чем за два дня до подачи таможенной декларации в отношении товаров, подлежащих таможенному контролю, а также внесению в государственный лесной реестр не позднее 24 часов со дня их получения. Состав сведений о сделке, подлежащих направлению для внесения в государственный лесной реестр (включая уникальный регистрационный номер сделки, копии договоров о сделках с древесиной при их заключении в письменной форме), порядок их направления, требования к формату электронного документа устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";
Статья: Системы обязательной маркировки и прослеживаемости товаров: понятие, виды, цифровая трансформация
(Андреева Л.В., Быковский В.К.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)Состав документированной информации, содержащейся в ЛесЕГАИС, определен ЛК РФ (ч. 9 ст. 50.6) <31> и включает сведения о лицах, осуществляющих заготовку древесины; документах, являющихся основаниями для использования лесных участков; договорах купли-продажи лесных насаждений; контрактах на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов; о лесных декларациях; об отчетах об использовании лесов; адресах (местоположении) мест (пунктов) складирования древесины, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры; о производственных мощностях объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры и др.
(Андреева Л.В., Быковский В.К.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)Состав документированной информации, содержащейся в ЛесЕГАИС, определен ЛК РФ (ч. 9 ст. 50.6) <31> и включает сведения о лицах, осуществляющих заготовку древесины; документах, являющихся основаниями для использования лесных участков; договорах купли-продажи лесных насаждений; контрактах на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов; о лесных декларациях; об отчетах об использовании лесов; адресах (местоположении) мест (пунктов) складирования древесины, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры; о производственных мощностях объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры и др.
Статья: Новое в таможенном законодательстве ЕАЭС
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)При расширении возможностей ввоза товаров в ЕАЭС принимались меры к ограничению вывоза отдельных товаров. Например, в перечне лесоматериалов, вывоз которых с таможенной территории ЕАЭС запрещен, появились новые коды таких товаров в ТН ВЭД ЕАЭС. Изменяется порядок заполнения декларации на товары в части декларирования лесоматериалов, помимо номера и даты подачи декларации, указываются идентификационный номер и дата электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки <24>. Эта мера особенно важна для России, поскольку незаконный экспорт леса из нашей страны, в том числе в другие страны ЕАЭС, приобрел огромные масштабы. Вместе с тем в целях экономического развития и интеграции государств - членов ЕАЭС Правительством Российской Федерации будут ежегодно устанавливаться предельные объемы вывоза отдельных видов лесоматериалов из России в государства - члены ЕАЭС и порядок их определения.
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)При расширении возможностей ввоза товаров в ЕАЭС принимались меры к ограничению вывоза отдельных товаров. Например, в перечне лесоматериалов, вывоз которых с таможенной территории ЕАЭС запрещен, появились новые коды таких товаров в ТН ВЭД ЕАЭС. Изменяется порядок заполнения декларации на товары в части декларирования лесоматериалов, помимо номера и даты подачи декларации, указываются идентификационный номер и дата электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки <24>. Эта мера особенно важна для России, поскольку незаконный экспорт леса из нашей страны, в том числе в другие страны ЕАЭС, приобрел огромные масштабы. Вместе с тем в целях экономического развития и интеграции государств - членов ЕАЭС Правительством Российской Федерации будут ежегодно устанавливаться предельные объемы вывоза отдельных видов лесоматериалов из России в государства - члены ЕАЭС и порядок их определения.
Статья: Темный ЛесЕГАИС, или Как не получить штраф за покупку древесины
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 15)Внимание! От штрафа за неподачу декларации о сделке с древесиной не освободят, даже если фактически древесина не доедет до покупателя. Для штрафа достаточно факта заключения сделки купли-продажи <12>.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 15)Внимание! От штрафа за неподачу декларации о сделке с древесиной не освободят, даже если фактически древесина не доедет до покупателя. Для штрафа достаточно факта заключения сделки купли-продажи <12>.
Готовое решение: Как учреждению учесть НДС при экспорте
(КонсультантПлюс, 2025)зарегистрировало в книге покупок счета-фактуры, предъявленные поставщиками древесины, впоследствии отгруженной на экспорт, то есть счета-фактуры по "входному" НДС (п. 3 ст. 172 НК РФ, п. п. 2, 23(2) Правил ведения книги покупок);
(КонсультантПлюс, 2025)зарегистрировало в книге покупок счета-фактуры, предъявленные поставщиками древесины, впоследствии отгруженной на экспорт, то есть счета-фактуры по "входному" НДС (п. 3 ст. 172 НК РФ, п. п. 2, 23(2) Правил ведения книги покупок);
Вопрос: Подлежит ли регистрации в ЛесЕГАИС договор купли-продажи пиломатериалов из сосны после обработки антисептиком (консервантом)?
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Если в результате обработки антисептиком (консервантом) изменяется код товарной продукции ОКПД 2, в результате обработки получается другая товарная продукция, относящаяся, в частности, к подгруппе ОКПД 2 16.10.3, то требования ЛК РФ об учете сделок с ней не распространяются на такую продукцию и направлять декларацию о сделке с древесиной в ЕГАИС учета древесины не нужно.
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Если в результате обработки антисептиком (консервантом) изменяется код товарной продукции ОКПД 2, в результате обработки получается другая товарная продукция, относящаяся, в частности, к подгруппе ОКПД 2 16.10.3, то требования ЛК РФ об учете сделок с ней не распространяются на такую продукцию и направлять декларацию о сделке с древесиной в ЕГАИС учета древесины не нужно.
Готовое решение: НДС при экспорте
(КонсультантПлюс, 2025)зарегистрировала в книге покупок счета-фактуры, предъявленные поставщиками древесины, впоследствии отгруженной на экспорт, то есть счета-фактуры по "входному" НДС (п. 3 ст. 172 НК РФ, п. п. 2, 23(2) Правил ведения книги покупок);
(КонсультантПлюс, 2025)зарегистрировала в книге покупок счета-фактуры, предъявленные поставщиками древесины, впоследствии отгруженной на экспорт, то есть счета-фактуры по "входному" НДС (п. 3 ст. 172 НК РФ, п. п. 2, 23(2) Правил ведения книги покупок);
Статья: Проблемы борьбы с незаконной торговлей дикими животными и растениями, находящимися под угрозой уничтожения
(Диканова Т.А.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Еще один пример. Суд поддержал позицию ООО "РусЛес" о незаконном отказе Росприроднадзора в выдаче разрешения на экспорт объектов СИТЕС <20>. Истцом были представлены суду договоры купли-продажи леса и аренды лесоучастка. Росприроднадзор отказал в выдаче разрешения по причине представления недействительных документов: в договоре аренды лесного участка значились не объекты СИТЕС, а другие породы. Кроме того, в лесных декларациях объем древесины не соответствовал зарегистрированному объему в ЕГАИС Лес по всем местоположениям. Решение суда в пользу ООО обосновано тем, что утвержденные типовые договоры аренды лесного участка не содержат требования об указании конкретных пород деревьев, подлежащих заготовке. Суд решил также, что сведения об объемах заготовок могут и не соответствовать данным в ЕГАИС Лес. Таким образом, суд посчитал, что Административный орган СИТЕС - Росприроднадзор - обязан выдать разрешение на экспорт объектов СИТЕС, непонятно где вырубленных, по какому основанию и в каком объеме (суд не указал, что объемы вырубки были меньше, чем указано в ЕГАИС). Очевидно, что типовые договоры рассчитаны на типовые объекты, а не объекты СИТЕС. Подобные решения судов первой и кассационной инстанций формируют судебную практику, практику экспорта и контроля, способствуют незаконной вырубке ценного леса.
(Диканова Т.А.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Еще один пример. Суд поддержал позицию ООО "РусЛес" о незаконном отказе Росприроднадзора в выдаче разрешения на экспорт объектов СИТЕС <20>. Истцом были представлены суду договоры купли-продажи леса и аренды лесоучастка. Росприроднадзор отказал в выдаче разрешения по причине представления недействительных документов: в договоре аренды лесного участка значились не объекты СИТЕС, а другие породы. Кроме того, в лесных декларациях объем древесины не соответствовал зарегистрированному объему в ЕГАИС Лес по всем местоположениям. Решение суда в пользу ООО обосновано тем, что утвержденные типовые договоры аренды лесного участка не содержат требования об указании конкретных пород деревьев, подлежащих заготовке. Суд решил также, что сведения об объемах заготовок могут и не соответствовать данным в ЕГАИС Лес. Таким образом, суд посчитал, что Административный орган СИТЕС - Росприроднадзор - обязан выдать разрешение на экспорт объектов СИТЕС, непонятно где вырубленных, по какому основанию и в каком объеме (суд не указал, что объемы вырубки были меньше, чем указано в ЕГАИС). Очевидно, что типовые договоры рассчитаны на типовые объекты, а не объекты СИТЕС. Подобные решения судов первой и кассационной инстанций формируют судебную практику, практику экспорта и контроля, способствуют незаконной вырубке ценного леса.
Статья: Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют в систему учета древесины информацию, указанную в п. п. 5 и 6 ч. 9 ст. 50.6 ЛК РФ, в электронном виде по формам, установленным в соответствии с ч. 3 ст. 26 и ч. 4 ст. 49 ЛК РФ, посредством государственных информационных систем, входящих или подключенных к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, или с использованием функционала системы учета древесины в срок, установленный ч. 12 ст. 50.6 ЛК РФ, который должен быть не более чем три рабочих дня со дня:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют в систему учета древесины информацию, указанную в п. п. 5 и 6 ч. 9 ст. 50.6 ЛК РФ, в электронном виде по формам, установленным в соответствии с ч. 3 ст. 26 и ч. 4 ст. 49 ЛК РФ, посредством государственных информационных систем, входящих или подключенных к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, или с использованием функционала системы учета древесины в срок, установленный ч. 12 ст. 50.6 ЛК РФ, который должен быть не более чем три рабочих дня со дня:
Статья: Обеспечение законности в сфере экспорта лесных ресурсов средствами прокурорского надзора
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Экспорт леса регламентирует и российское законодательство. Прежде всего - лесное законодательство, Лесной кодекс РФ, который содержит положения о договоре купли-продажи лесных насаждений, обязанностях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершивших вывоз древесины из Российской Федерации, в том числе обязанность представлять оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа. Это и таможенное законодательство: Федеральные законы от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и др.
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Экспорт леса регламентирует и российское законодательство. Прежде всего - лесное законодательство, Лесной кодекс РФ, который содержит положения о договоре купли-продажи лесных насаждений, обязанностях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершивших вывоз древесины из Российской Федерации, в том числе обязанность представлять оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа. Это и таможенное законодательство: Федеральные законы от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и др.
Статья: Заведомость как признак преступлений, предусмотренных ст. 174, 175 УК РФ
(Губко В.А.)
("Мировой судья", 2024, N 10)Показательным примером является следующее решение. Суд указал: "К. на протяжении предварительного следствия и в суде последовательно пояснял о своем неведении относительно характеристик, объема, предположительной стоимости обнаруженной древесины. Показания К. в указанной части согласуются с показаниями свидетеля С.Е.Н., пояснившей, что она по телефону не сообщала К. об объеме, размере, количестве, стоимости обнаруженной незаконно срубленной древесины, поскольку на тот момент сама не располагала указанной информацией. Последующая, после приобретения имущества, осведомленность К. о преступности добытого имущества не имеет существенного правового значения. Ссылка стороны обвинения в подтверждение факта осведомленности К. о незаконности полученной древесины на проект освоения лесов и лесные декларации... не подтверждает наличие субъективной стороны состава преступления, поскольку имущество, полученное в результате административного правонарушения, также является имуществом, добытым незаконно, однако в рассматриваемом случае доказыванию подлежала осведомленность именно о преступности получения имущества, что само по себе подразумевает наличие деяния, предусмотренного УК РФ" <21>. В связи с этим лицо было оправдано в совершении преступления, предусмотренного ст. 175 УК РФ.
(Губко В.А.)
("Мировой судья", 2024, N 10)Показательным примером является следующее решение. Суд указал: "К. на протяжении предварительного следствия и в суде последовательно пояснял о своем неведении относительно характеристик, объема, предположительной стоимости обнаруженной древесины. Показания К. в указанной части согласуются с показаниями свидетеля С.Е.Н., пояснившей, что она по телефону не сообщала К. об объеме, размере, количестве, стоимости обнаруженной незаконно срубленной древесины, поскольку на тот момент сама не располагала указанной информацией. Последующая, после приобретения имущества, осведомленность К. о преступности добытого имущества не имеет существенного правового значения. Ссылка стороны обвинения в подтверждение факта осведомленности К. о незаконности полученной древесины на проект освоения лесов и лесные декларации... не подтверждает наличие субъективной стороны состава преступления, поскольку имущество, полученное в результате административного правонарушения, также является имуществом, добытым незаконно, однако в рассматриваемом случае доказыванию подлежала осведомленность именно о преступности получения имущества, что само по себе подразумевает наличие деяния, предусмотренного УК РФ" <21>. В связи с этим лицо было оправдано в совершении преступления, предусмотренного ст. 175 УК РФ.