Декларация оон
Подборка наиболее важных документов по запросу Декларация оон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 37 Конституции РФ"Право на получение такого вознаграждения равным образом признается как нормами международного права (Женевская Конвенция от 01.07.1949 N 95 Международной организации труда "Относительно защиты заработной платы"; Декларация Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г. Женева 18.06.1998); Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10.12.1948)), так и нормами национального законодательства (статья 7, часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, статьи 129, 130 ТК РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вклад Комитета ООН по правам человека в определение справедливого судебного разбирательства как структурного принципа международного порядка
(Элиа А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)<22> В этой связи W. Friedmann утверждал, что "Декларация ООН о правах человека [...] означает, по сути, принятие определенных общих стандартов [...]", поручая ее последовательное осуществление государствам, которые принимали участие в ее принятии в рамках ГА, Id., The Changing Structure of International Law, London, 1964, особенно pp. 240 - 241.
(Элиа А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)<22> В этой связи W. Friedmann утверждал, что "Декларация ООН о правах человека [...] означает, по сути, принятие определенных общих стандартов [...]", поручая ее последовательное осуществление государствам, которые принимали участие в ее принятии в рамках ГА, Id., The Changing Structure of International Law, London, 1964, особенно pp. 240 - 241.
Статья: Геном человека: юридические аспекты
(Бессараб Н.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)<10> См., например: Международные пакты ООН об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые 16 декабря 1966 г; Международная конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г., Декларация ООН о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г.; Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации "Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта" (принята на 18-й Ассамблее ВМА в июне 1964 г.) и др.
(Бессараб Н.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)<10> См., например: Международные пакты ООН об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые 16 декабря 1966 г; Международная конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г., Декларация ООН о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г.; Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации "Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта" (принята на 18-й Ассамблее ВМА в июне 1964 г.) и др.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2025)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Комитет по экономическим, социальным и культурным правам считает, что в контексте прав коренных народов в подпункте "а" пункта 1 статьи 15 Международного пакта по экономическим, социальным и культурным правам, рассматриваемом в совокупности со статьями 1 и 11 названного Пакта, закреплено право коренных народов на земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели, которые они традиционно занимали или иным образом использовали или приобретали, а также требование к государствам-участникам принимать меры для признания и защиты прав коренных народов на владение их общинными землями, территориями и ресурсами, их освоение и использование, а также контроль над ними. Из этого следует, что государства-участники должны обеспечить эффективное участие коренных народов в процессах принятия решений, которые могут повлиять на их образ жизни, в частности на их право на землю, на основе принципа получения их свободного, предварительного и осознанного согласия, чтобы не ставить под угрозу само выживание общины и ее членов, как это закреплено в пункте 2 статьи 32 Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов и подтверждено в замечаниях общего порядка Комитета по экономическим, социальным и культурным правам (пункт 14.5 Соображений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Комитет по экономическим, социальным и культурным правам считает, что в контексте прав коренных народов в подпункте "а" пункта 1 статьи 15 Международного пакта по экономическим, социальным и культурным правам, рассматриваемом в совокупности со статьями 1 и 11 названного Пакта, закреплено право коренных народов на земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели, которые они традиционно занимали или иным образом использовали или приобретали, а также требование к государствам-участникам принимать меры для признания и защиты прав коренных народов на владение их общинными землями, территориями и ресурсами, их освоение и использование, а также контроль над ними. Из этого следует, что государства-участники должны обеспечить эффективное участие коренных народов в процессах принятия решений, которые могут повлиять на их образ жизни, в частности на их право на землю, на основе принципа получения их свободного, предварительного и осознанного согласия, чтобы не ставить под угрозу само выживание общины и ее членов, как это закреплено в пункте 2 статьи 32 Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов и подтверждено в замечаниях общего порядка Комитета по экономическим, социальным и культурным правам (пункт 14.5 Соображений).
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Наиболее значимый универсальный международный договор в данной области - Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) от 29 мая 1993 г. <1>. Конвенция применяется в случаях, когда ребенок, постоянно проживающий в одном из Договаривающихся государств, будучи усыновленным, переезжает в другое Договаривающееся государство. Она распространяется только на такие усыновления, в результате которых возникают постоянные отношения между сторонами как между родителями и детьми (ст. 2). Конвенция ставит своей целью, в частности, установить общие положения с учетом принципов, изложенных в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. и Декларации ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (Резолюция 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Наиболее значимый универсальный международный договор в данной области - Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) от 29 мая 1993 г. <1>. Конвенция применяется в случаях, когда ребенок, постоянно проживающий в одном из Договаривающихся государств, будучи усыновленным, переезжает в другое Договаривающееся государство. Она распространяется только на такие усыновления, в результате которых возникают постоянные отношения между сторонами как между родителями и детьми (ст. 2). Конвенция ставит своей целью, в частности, установить общие положения с учетом принципов, изложенных в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. и Декларации ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (Резолюция 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.).
Статья: Философско-правовая антропология: диалектика homo juridicus
(Левакин И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Чувство разочарования в правовом прогрессе, законотворчестве, основанном на рациональных началах, сопряженных с безграничными возможностями, не отменяет того факта, что сегодня наука является социальным драйвером, в том числе определяет тенденции развития homo juridicus. Опасения по поводу экспансии науки в человеческую природу актуализируют проблему сохранения тождества человека и его юридических свойств (соматических и других прав). Признается необходимость сочетания естественно-научных достижений с гуманистическим потенциалом социального знания, что в том числе нашло отражение в международных правовых актах: Резолюции Экономического и Социального Совета ООН от 26 июля 2004 г. 2001/39 "Генетическая конфиденциальность и недискриминация", Резолюции Комиссии по правам человека от 25 апреля 2003 г. 2003/69 "Права человека и биоэтика", Декларации ООН о клонировании человека и др. <21>. Современный сциентизм уже не ограничивается естественно-научной ипостасью <22>, индивид, владеющий сочетанием естественных и гуманитарных знаний, способен стать более разумным субъектом правовой действительности. Такой антропологически направленный "неосциентизм" связан с декларацией тезиса "наука для человека" <23>.
(Левакин И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Чувство разочарования в правовом прогрессе, законотворчестве, основанном на рациональных началах, сопряженных с безграничными возможностями, не отменяет того факта, что сегодня наука является социальным драйвером, в том числе определяет тенденции развития homo juridicus. Опасения по поводу экспансии науки в человеческую природу актуализируют проблему сохранения тождества человека и его юридических свойств (соматических и других прав). Признается необходимость сочетания естественно-научных достижений с гуманистическим потенциалом социального знания, что в том числе нашло отражение в международных правовых актах: Резолюции Экономического и Социального Совета ООН от 26 июля 2004 г. 2001/39 "Генетическая конфиденциальность и недискриминация", Резолюции Комиссии по правам человека от 25 апреля 2003 г. 2003/69 "Права человека и биоэтика", Декларации ООН о клонировании человека и др. <21>. Современный сциентизм уже не ограничивается естественно-научной ипостасью <22>, индивид, владеющий сочетанием естественных и гуманитарных знаний, способен стать более разумным субъектом правовой действительности. Такой антропологически направленный "неосциентизм" связан с декларацией тезиса "наука для человека" <23>.
Статья: Экономико-правовое развитие коренных народов арктических стран: предпосылки и возможности
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2024, N 11)<1> См.: Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов: принята Резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtm; Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208; Alaska Native Claims Settlement Act of 1971 // URL: https://ancsaregional.com/about-ancsa (date of access: 12.08.2024).
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2024, N 11)<1> См.: Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов: принята Резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtm; Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208; Alaska Native Claims Settlement Act of 1971 // URL: https://ancsaregional.com/about-ancsa (date of access: 12.08.2024).
Статья: ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать
(Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Классическое определение термина "устойчивое развитие" в 1987 году дала Комиссия ООН по окружающей среде и развитию (Комиссия Брундтланда). Она определила устойчивое развитие как развитие, при котором удовлетворение потребностей нынешних поколений осуществляется без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять собственные потребности (согласно отчету комиссии - Our Common Futur" ("Наше общее будущее")). Позднее, 25 сентября 2015 года, Генеральная ассамблея ООН выпустила Резолюцию N 70/1 "Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года". В ней были сформулированы 17 целей в области устойчивого развития (SDG/ЦУР), призванные стать планом действий для обеспечения сбалансированности развития мира: экономического, социального и экологического (фактически ESG...). SDG/ЦУР развили цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, принятой ООН в Нью-Йорке 8 сентября 2000 г. Резолюцией N 55/2 на 8-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Из 17 SDG/ЦУР 7 можно отнести к охране окружающей среды, а 10 - к социальным и экономическим аспектам.
(Зайнуллин С., Переладов А., Пинаев В., Порсев А.)
("Трудовое право", 2022, N 12)Классическое определение термина "устойчивое развитие" в 1987 году дала Комиссия ООН по окружающей среде и развитию (Комиссия Брундтланда). Она определила устойчивое развитие как развитие, при котором удовлетворение потребностей нынешних поколений осуществляется без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять собственные потребности (согласно отчету комиссии - Our Common Futur" ("Наше общее будущее")). Позднее, 25 сентября 2015 года, Генеральная ассамблея ООН выпустила Резолюцию N 70/1 "Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года". В ней были сформулированы 17 целей в области устойчивого развития (SDG/ЦУР), призванные стать планом действий для обеспечения сбалансированности развития мира: экономического, социального и экологического (фактически ESG...). SDG/ЦУР развили цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, принятой ООН в Нью-Йорке 8 сентября 2000 г. Резолюцией N 55/2 на 8-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Из 17 SDG/ЦУР 7 можно отнести к охране окружающей среды, а 10 - к социальным и экономическим аспектам.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Степень проработки понятия "справедливость", по мнению А.В. Коновалова, по-прежнему остается невысокой, что "влечет разброс мнений по поводу как самого содержания понятия, его соотношения с понятиями добросовестности и разумности (справедливость охватывает добросовестность или наоборот?), так и его конкретных проявлений в практике правового регулирования" <1>, но при этом отмечает существующее триединство добросовестности, разумности и справедливости как основных стандартов правового поведения. К этому триединству следует добавить толерантность как элемент правовой мультикультуры и дополнительный стандарт поведения, нормативное закрепление которой в преамбуле Устава ООН и Декларации принципов терпимости ЮНЕСКО 1995 г. <2> было изучено Н.А. Медушевским <3>, отождествляющим понятия терпимости и толерантности.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Степень проработки понятия "справедливость", по мнению А.В. Коновалова, по-прежнему остается невысокой, что "влечет разброс мнений по поводу как самого содержания понятия, его соотношения с понятиями добросовестности и разумности (справедливость охватывает добросовестность или наоборот?), так и его конкретных проявлений в практике правового регулирования" <1>, но при этом отмечает существующее триединство добросовестности, разумности и справедливости как основных стандартов правового поведения. К этому триединству следует добавить толерантность как элемент правовой мультикультуры и дополнительный стандарт поведения, нормативное закрепление которой в преамбуле Устава ООН и Декларации принципов терпимости ЮНЕСКО 1995 г. <2> было изучено Н.А. Медушевским <3>, отождествляющим понятия терпимости и толерантности.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Обратим внимание на ст. 7 Всеобщей декларации прав человека ООН, где указывается, что "все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона". В ней указаний о суде нет. Несмотря на упоминание о защите, это все же не о суде, это о гарантии перечисленных основных положений, и защита закона может быть реализована не только в суде. Административный способ защиты реализуется гражданами чаще, чем в суде.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Обратим внимание на ст. 7 Всеобщей декларации прав человека ООН, где указывается, что "все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона". В ней указаний о суде нет. Несмотря на упоминание о защите, это все же не о суде, это о гарантии перечисленных основных положений, и защита закона может быть реализована не только в суде. Административный способ защиты реализуется гражданами чаще, чем в суде.
Статья: Раскрытие показателей о достижении целей устойчивого развития в отчетности российских вузов на основе ESG-подхода
(Вахрушина А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, NN 9, 10)Декларация тысячелетия ООН (The Eight Millennium Development Goals), являющаяся предшественницей новой Повестки дня в области устойчивого развития, была расширена и на сегодняшний день включает в себя цели в областях, которые ранее в 2000 г. не были учтены: это изменение климата, экономическое неравенство, инновации, устойчивое потребление, а также сохранение мира и партнерских отношений [5, 6]. ЦУР носят комплексный характер, поскольку обеспечивают равномерный сбалансированный учет трех компонентов - экономического, экологического и социального по семнадцати пунктам (целям).
(Вахрушина А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, NN 9, 10)Декларация тысячелетия ООН (The Eight Millennium Development Goals), являющаяся предшественницей новой Повестки дня в области устойчивого развития, была расширена и на сегодняшний день включает в себя цели в областях, которые ранее в 2000 г. не были учтены: это изменение климата, экономическое неравенство, инновации, устойчивое потребление, а также сохранение мира и партнерских отношений [5, 6]. ЦУР носят комплексный характер, поскольку обеспечивают равномерный сбалансированный учет трех компонентов - экономического, экологического и социального по семнадцати пунктам (целям).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В силу положения ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации к правоотношениям по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних также подлежат применению общепризнанные принципы и нормы международного права - Конвенция о правах ребенка Организации Объединенных Наций, Декларация прав ребенка Организации Объединенных Наций <1>, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) <2> и т.д.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В силу положения ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации к правоотношениям по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних также подлежат применению общепризнанные принципы и нормы международного права - Конвенция о правах ребенка Организации Объединенных Наций, Декларация прав ребенка Организации Объединенных Наций <1>, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) <2> и т.д.