Деление земель на категории
Подборка наиболее важных документов по запросу Деление земель на категории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1 "Основные принципы земельного законодательства" ЗК РФ"Одним из основных принципов земельного законодательства, названных в статье 1 ЗК РФ, является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 "Состав земель в Российской Федерации" ЗК РФ"Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на указанные в пункте 1 статьи 7 названного кодекса категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. (статьи 1, 7 ЗК РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
"Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ).
Статья: Благоустройство территории в системе градостроительной деятельности
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)Помимо стандартизации регулирования, важной задачей представляется четкое определение границ действия правил благоустройства территории. Согласно Закону о местном самоуправлении таковые охватывают собой всю территорию муниципального образования. Данный подход находит поддержку и в юридической литературе. Так, признается, что правила благоустройства действуют на всей территории муниципального образования независимо от деления земель на категории по их целевому назначению, разрешенного использования земель и зонирования территорий, а также формы собственности на земельные участки <26>. Объектом благоустройства является территория муниципального образования в целом, а также расположенные на ней элементы внешнего благоустройства, жилищный и нежилые фонды, экологические и культурно-социальные объекты <27>.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)Помимо стандартизации регулирования, важной задачей представляется четкое определение границ действия правил благоустройства территории. Согласно Закону о местном самоуправлении таковые охватывают собой всю территорию муниципального образования. Данный подход находит поддержку и в юридической литературе. Так, признается, что правила благоустройства действуют на всей территории муниципального образования независимо от деления земель на категории по их целевому назначению, разрешенного использования земель и зонирования территорий, а также формы собственности на земельные участки <26>. Объектом благоустройства является территория муниципального образования в целом, а также расположенные на ней элементы внешнего благоустройства, жилищный и нежилые фонды, экологические и культурно-социальные объекты <27>.
Статья: О новом публично-правовом инструменте - едином документе территориального планирования и градостроительного зонирования
(Майборода В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)<6> Майборода В.А. Отмена деления земель на категории как сущностное изменение доктрины земельного права России // Правовые вопросы недвижимости. 2016. N 1. С. 27.
(Майборода В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)<6> Майборода В.А. Отмена деления земель на категории как сущностное изменение доктрины земельного права России // Правовые вопросы недвижимости. 2016. N 1. С. 27.
Статья: Разграничение объектов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля как способ устранения правовой неопределенности
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)<3> См.: Харьков В.Н. Принцип деления земель на категории по целевому назначению как основное начало государственного управления в сфере использования и охраны земель // Современное право. 2016. N 9. С. 82 - 89.
(Кичигин Н.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)<3> См.: Харьков В.Н. Принцип деления земель на категории по целевому назначению как основное начало государственного управления в сфере использования и охраны земель // Современное право. 2016. N 9. С. 82 - 89.
Статья: О едином документе территориального планирования и градостроительного зонирования на муниципальном уровне
(Скакодуб Н.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)Нельзя сказать, что Федеральный закон от 19 декабря 2022 года N 541-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон N 541-ФЗ) был принят "с чистого листа". В изначальной концепции действующего ГрК РФ территориальное планирование представлялось в качестве правового механизма, предназначенного впоследствии заменить земельно-правовой способ определения назначения территорий - деление земель на категории <9>. Однако Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" содержание территориального планирования было сужено до определения планируемых мест размещения объектов федерального, регионального и местного значения. Необходимо констатировать, что Законом N 541-ФЗ был изменен вектор на "широкое понимание" территориального планирования и градостроительного зонирования, поскольку новеллы указывают на цель детерминации "назначения территорий с определением территориальных зон и установлением градостроительных регламентов".
(Скакодуб Н.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)Нельзя сказать, что Федеральный закон от 19 декабря 2022 года N 541-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон N 541-ФЗ) был принят "с чистого листа". В изначальной концепции действующего ГрК РФ территориальное планирование представлялось в качестве правового механизма, предназначенного впоследствии заменить земельно-правовой способ определения назначения территорий - деление земель на категории <9>. Однако Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" содержание территориального планирования было сужено до определения планируемых мест размещения объектов федерального, регионального и местного значения. Необходимо констатировать, что Законом N 541-ФЗ был изменен вектор на "широкое понимание" территориального планирования и градостроительного зонирования, поскольку новеллы указывают на цель детерминации "назначения территорий с определением территориальных зон и установлением градостроительных регламентов".
Статья: К вопросу о категориях земель в свете Определения Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе от 30 ноября 2021 г. N 2642-О "О прекращении производства по делу о проверке конституционности положений статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Шигорева"
(Лопатин В.А., Ревякин А.П.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В.Н. Харьков вообще высказывает точку зрения, что "отмена (полная или частичная) принципа деления земель на категории по целевому назначению дезорганизует систему государственного управления в сфере использования и охраны земель" <13>.
(Лопатин В.А., Ревякин А.П.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В.Н. Харьков вообще высказывает точку зрения, что "отмена (полная или частичная) принципа деления земель на категории по целевому назначению дезорганизует систему государственного управления в сфере использования и охраны земель" <13>.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Ретроспективно деление земли на категории имело смысл для обоснования плановых экономических решений в условиях плановой социалистической экономики и единого (государство) собственника всех земельных ресурсов страны. Однако по миновании трех десятилетий смены экономической парадигмы институт является применяемым в повседневной практике, и полное его вытеснение регламентами представляется возможным лишь при условии полной цифровизации всех земель Российской Федерации.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Ретроспективно деление земли на категории имело смысл для обоснования плановых экономических решений в условиях плановой социалистической экономики и единого (государство) собственника всех земельных ресурсов страны. Однако по миновании трех десятилетий смены экономической парадигмы институт является применяемым в повседневной практике, и полное его вытеснение регламентами представляется возможным лишь при условии полной цифровизации всех земель Российской Федерации.
Статья: Правовые проблемы модернизации института государственного управления в сфере использования и охраны земель
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В связи со сказанным представляется важным сохранение в земельном законодательстве института деления земель на категории. Как и иные институты земельно-правового регулирования, действующие в последние несколько десятилетий, он вполне адаптирован к социально-экономическим реалиям и при его совершенствовании может получить надлежащее развитие и служить каркасом земельного правопорядка и охраны земель на всей территории Российской Федерации.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В связи со сказанным представляется важным сохранение в земельном законодательстве института деления земель на категории. Как и иные институты земельно-правового регулирования, действующие в последние несколько десятилетий, он вполне адаптирован к социально-экономическим реалиям и при его совершенствовании может получить надлежащее развитие и служить каркасом земельного правопорядка и охраны земель на всей территории Российской Федерации.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)ЗК РФ делит права на землю на две категории:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)ЗК РФ делит права на землю на две категории:
Статья: Развивать территории и сохранять природу: Конституционный Суд РФ нашел баланс в согласовании генпланов
(Башарин А.В., Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 11)4. Несомненный интерес представляют и рассуждения КС РФ о различиях правового режима земель лесного фонда и земель населенных пунктов, о взаимосвязи перевода земель и отношений собственности, заставляющие при прочтении еще раз задуматься над фундаментальным вопросом о целесообразности деления земель на категории, свойственного российскому праву <7>.
(Башарин А.В., Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 11)4. Несомненный интерес представляют и рассуждения КС РФ о различиях правового режима земель лесного фонда и земель населенных пунктов, о взаимосвязи перевода земель и отношений собственности, заставляющие при прочтении еще раз задуматься над фундаментальным вопросом о целесообразности деления земель на категории, свойственного российскому праву <7>.