Дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства
Подборка наиболее важных документов по запросу Дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 218 "Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению" КАС РФ"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, определяя дела, подлежащие рассмотрению судами в порядке административного судопроизводства (статья 1), предусматривает механизм, позволяющий исключить рассмотрение в порядке, установленном данным Кодексом, заявлений, которые рассматриваются и разрешаются в ином судебном порядке или не подлежат рассмотрению в судах (пункт 1 части 1 статьи 128 и часть 6 статьи 218). Данное правовое регулирование направлено на исключение принятия судом к рассмотрению дел, не относящихся к его подведомственности, установленной этим Кодексом."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 128 "Отказ в принятии административного искового заявления" КАС РФ"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, определяя дела, подлежащие рассмотрению судами в порядке административного судопроизводства (статья 1), предусматривает механизм, позволяющий исключить рассмотрение в порядке, установленном данным Кодексом, заявлений, которые рассматриваются и разрешаются в ином судебном порядке или не подлежат рассмотрению в судах (пункт 1 части 1 статьи 128 и часть 6 статьи 218 КАС Российской Федерации). Данное правовое регулирование направлено на исключение принятия судом к рассмотрению дел, не относящихся к его подведомственности, установленной этим Кодексом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой статус суда в административном судопроизводстве
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Дела, подлежащие рассмотрению в административном судопроизводстве, следует классифицировать на публично-правовые (связанные с защитой публичных прав и интересов неограниченного круга лиц) и административно-правовые (связанные с защитой субъективного публичного права). При рассмотрении дел публично-правовой природы суд не должен быть связан заявленными требованиями и доводами сторон, должен руководствоваться принципом объективной истины. При разрешении административных дел, связанных с защитой субъективных публичных прав заявителя и представляющих собой разрешение споров об административном праве, правовой статус суда должен быть максимально приближен к его положению в гражданском судопроизводстве. Его процессуальная активность должна быть минимальной, а сам административный судебный процесс должен быть основан на состязательном начале. При этом полное заимствование институтов искового производства недопустимо и в этих делах, в частности диспозитивное начало в них должно иметь ограниченный характер.
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Дела, подлежащие рассмотрению в административном судопроизводстве, следует классифицировать на публично-правовые (связанные с защитой публичных прав и интересов неограниченного круга лиц) и административно-правовые (связанные с защитой субъективного публичного права). При рассмотрении дел публично-правовой природы суд не должен быть связан заявленными требованиями и доводами сторон, должен руководствоваться принципом объективной истины. При разрешении административных дел, связанных с защитой субъективных публичных прав заявителя и представляющих собой разрешение споров об административном праве, правовой статус суда должен быть максимально приближен к его положению в гражданском судопроизводстве. Его процессуальная активность должна быть минимальной, а сам административный судебный процесс должен быть основан на состязательном начале. При этом полное заимствование институтов искового производства недопустимо и в этих делах, в частности диспозитивное начало в них должно иметь ограниченный характер.
Статья: Правовая природа дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2023, N 9)Предмет административного судопроизводства определен в ст. 1 КАС РФ. В этой статье содержится практически полный перечень дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, которые подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ. Законодатель логично использовал метод полного перечня дел при определении подведомственности дел, подлежащих судебному рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Однако подразделение таких дел на две группы: дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, во многом является условным. По всем административным делам судом осуществляется защита нарушенных прав, свобод либо законных интересов субъектов публично-правовых материальных правоотношений в форме судебного контроля. По обеим группам административных дел суд осуществляет контроль за решениями, действиями субъектов, наделенных властными полномочиями; только по делам, отнесенным к первой группе, контроль суда является последующим, а по второй группе дел - превентивным. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в известном Постановлении от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" привел критерии разграничения административных дел от иных, рассматриваемых в порядке Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ), однако критерии внутреннего разграничения административных дел на две указанные выше категории обошел вниманием. Мы полагаем, что такие критерии следует искать в процессуальных формах судебной защиты.
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2023, N 9)Предмет административного судопроизводства определен в ст. 1 КАС РФ. В этой статье содержится практически полный перечень дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, которые подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ. Законодатель логично использовал метод полного перечня дел при определении подведомственности дел, подлежащих судебному рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Однако подразделение таких дел на две группы: дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, во многом является условным. По всем административным делам судом осуществляется защита нарушенных прав, свобод либо законных интересов субъектов публично-правовых материальных правоотношений в форме судебного контроля. По обеим группам административных дел суд осуществляет контроль за решениями, действиями субъектов, наделенных властными полномочиями; только по делам, отнесенным к первой группе, контроль суда является последующим, а по второй группе дел - превентивным. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в известном Постановлении от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" привел критерии разграничения административных дел от иных, рассматриваемых в порядке Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ), однако критерии внутреннего разграничения административных дел на две указанные выше категории обошел вниманием. Мы полагаем, что такие критерии следует искать в процессуальных формах судебной защиты.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"29. Кассационный суд общей юрисдикции, установив в ходе производства по делу, рассматриваемому в порядке гражданского судопроизводства, что это дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 33.1 ГПК РФ).
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"29. Кассационный суд общей юрисдикции, установив в ходе производства по делу, рассматриваемому в порядке гражданского судопроизводства, что это дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 33.1 ГПК РФ).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Отношения между гражданином и государством, связанные с призывом на военную (альтернативную гражданскую) службу, носят публичный характер, одна из сторон этих отношений (государство в лице уполномоченных органов) безусловно обладает властными полномочиями, в связи с чем названная категория дел подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Отношения между гражданином и государством, связанные с призывом на военную (альтернативную гражданскую) службу, носят публичный характер, одна из сторон этих отношений (государство в лице уполномоченных органов) безусловно обладает властными полномочиями, в связи с чем названная категория дел подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.