Денежные средства не являющиеся доходами
Подборка наиболее важных документов по запросу Денежные средства не являющиеся доходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 210 "Налоговая база" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель применял специальные системы налогообложения в виде УСН с объектом налогообложения "доходы" в отношении предпринимательской деятельности, связанной со сдачей транспортных средств в аренду, и в виде ЕНВД по виду деятельности "Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам". Налоговый орган установил, что на расчетный счет предпринимателя поступили денежные средства с назначением платежей "за транспортные услуги". Налоговый орган пришел к выводу, что данные денежные средства не являются доходом от предпринимательской деятельности, и доначислил НДФЛ. Суд признал доначисление НДФЛ правомерным, отклонив довод предпринимателя о том, что данные денежные средства поступили ему за транспортные услуги, оказанные в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД. Суд указал на наличие у контрагентов признаков фиктивных организаций, не осуществляющих реальной финансово-хозяйственной деятельности и являющихся транзитными звеньями в цепочке перечисления денежных средств: непредставление основной частью спорных контрагентов документов (информации), подтверждающих наличие взаимоотношений с предпринимателем, по запросу налогового органа, наличие у части контрагентов задолженности по уплате налогов и возбужденных в отношении таких лиц незавершенных исполнительных производств, исключение из ЕГРЮЛ в качестве недействующих организаций ряда контрагентов налогоплательщика. Суд учел, что предприниматель в ходе проведения выездной проверки не представил ни товарно-транспортные накладные (либо товарные накладные), ни путевые листы, представленные предпринимателем после получения акта проверки документы содержат противоречивые сведения. Согласно результатам проведенной в рамках выездной проверки экспертизы давности на представленных предпринимателем оригиналах документов подписи выполнены после окончания проведения выездной налоговой проверки, а не в периодах совершения хозяйственных операций. Представленные предпринимателем договоры, заявки, акты и транспортные накладные не позволяют установить конкретные сведения о перевозке груза от грузоотправителя к грузополучателю с использованием конкретного грузового транспорта в конкретную дату, а также содержат противоречивые сведения. Кроме того, полученные от контрагентов денежные средства были использованы на цели, не связанные с ведением предпринимательской деятельности: обналичивание, перечисление на собственные карточные счета, уплату алиментов, приобретение квартиры, погашение кредитов. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что фактически имело место создание предпринимателем фиктивного документооборота в отсутствие реальных хозяйственных отношений, следовательно, полученные суммы обоснованно квалифицированы налоговым органом как подлежащий налогообложению НДФЛ иной доход, не связанный с осуществлением предпринимательской деятельности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель применял специальные системы налогообложения в виде УСН с объектом налогообложения "доходы" в отношении предпринимательской деятельности, связанной со сдачей транспортных средств в аренду, и в виде ЕНВД по виду деятельности "Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам". Налоговый орган установил, что на расчетный счет предпринимателя поступили денежные средства с назначением платежей "за транспортные услуги". Налоговый орган пришел к выводу, что данные денежные средства не являются доходом от предпринимательской деятельности, и доначислил НДФЛ. Суд признал доначисление НДФЛ правомерным, отклонив довод предпринимателя о том, что данные денежные средства поступили ему за транспортные услуги, оказанные в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД. Суд указал на наличие у контрагентов признаков фиктивных организаций, не осуществляющих реальной финансово-хозяйственной деятельности и являющихся транзитными звеньями в цепочке перечисления денежных средств: непредставление основной частью спорных контрагентов документов (информации), подтверждающих наличие взаимоотношений с предпринимателем, по запросу налогового органа, наличие у части контрагентов задолженности по уплате налогов и возбужденных в отношении таких лиц незавершенных исполнительных производств, исключение из ЕГРЮЛ в качестве недействующих организаций ряда контрагентов налогоплательщика. Суд учел, что предприниматель в ходе проведения выездной проверки не представил ни товарно-транспортные накладные (либо товарные накладные), ни путевые листы, представленные предпринимателем после получения акта проверки документы содержат противоречивые сведения. Согласно результатам проведенной в рамках выездной проверки экспертизы давности на представленных предпринимателем оригиналах документов подписи выполнены после окончания проведения выездной налоговой проверки, а не в периодах совершения хозяйственных операций. Представленные предпринимателем договоры, заявки, акты и транспортные накладные не позволяют установить конкретные сведения о перевозке груза от грузоотправителя к грузополучателю с использованием конкретного грузового транспорта в конкретную дату, а также содержат противоречивые сведения. Кроме того, полученные от контрагентов денежные средства были использованы на цели, не связанные с ведением предпринимательской деятельности: обналичивание, перечисление на собственные карточные счета, уплату алиментов, приобретение квартиры, погашение кредитов. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что фактически имело место создание предпринимателем фиктивного документооборота в отсутствие реальных хозяйственных отношений, следовательно, полученные суммы обоснованно квалифицированы налоговым органом как подлежащий налогообложению НДФЛ иной доход, не связанный с осуществлением предпринимательской деятельности.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.18 "Налоговая база" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном занижении товариществом собственников жилья налоговой базы по УСН ввиду невключения в состав внереализационных доходов суммы компенсации стоимости восстановления технической документации, полученной от предшествующей управляющей компании. По мнению налогового органа, спорная компенсация фактически представляет собой сумму возмещения убытков и является внереализационным доходом налогоплательщика, в связи с чем подлежит включению в налоговую базу на основании п. 3 ст. 250 НК РФ. Налогоплательщик возражал, отмечая, что при учете спорной суммы в качестве дохода товарищество будет лишено возможности полноценно реализовать свое право по учету соответствующих расходов в следующих налоговых периодах ввиду отсутствия сопоставимых доходов. Суд согласился с позицией налогоплательщика и указал, что денежные средства не поступают в собственность товарищества, так как оно распоряжается ими в интересах собственников помещений. В связи с этим спорные денежные средства не являются доходом в смысле, придаваемом этому понятию п. 1 ст. 41 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном занижении товариществом собственников жилья налоговой базы по УСН ввиду невключения в состав внереализационных доходов суммы компенсации стоимости восстановления технической документации, полученной от предшествующей управляющей компании. По мнению налогового органа, спорная компенсация фактически представляет собой сумму возмещения убытков и является внереализационным доходом налогоплательщика, в связи с чем подлежит включению в налоговую базу на основании п. 3 ст. 250 НК РФ. Налогоплательщик возражал, отмечая, что при учете спорной суммы в качестве дохода товарищество будет лишено возможности полноценно реализовать свое право по учету соответствующих расходов в следующих налоговых периодах ввиду отсутствия сопоставимых доходов. Суд согласился с позицией налогоплательщика и указал, что денежные средства не поступают в собственность товарищества, так как оно распоряжается ими в интересах собственников помещений. В связи с этим спорные денежные средства не являются доходом в смысле, придаваемом этому понятию п. 1 ст. 41 НК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Общие правила заполнения платежного поручения
(КонсультантПлюс, 2024)При перечислении работнику денежных средств под отчет в иных целях не указывайте код в платежном поручении. При переводе денежных средств, не являющихся доходами, по которым ст. ст. 99, 101 Закона N 229-ФЗ установлены ограничения или на которые нельзя обратить взыскание, код не указывается (Приложение 1 к Положению Банка России от 29.06.2021 N 762-П).
(КонсультантПлюс, 2024)При перечислении работнику денежных средств под отчет в иных целях не указывайте код в платежном поручении. При переводе денежных средств, не являющихся доходами, по которым ст. ст. 99, 101 Закона N 229-ФЗ установлены ограничения или на которые нельзя обратить взыскание, код не указывается (Приложение 1 к Положению Банка России от 29.06.2021 N 762-П).
Статья: О наложении ареста и обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на банковских счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 10)Юридическая оценка позиции ФГКУ "Росвоенипотека" по проблеме. В январе 2017 г. ФГКУ "Росвоенипотека" признало наличие вышеописанной проблемы <2>. Данное учреждение сделало запрос в Федеральную службу судебных приставов России (далее - ФССП России). Та, в свою очередь, направила в свои территориальные органы информационное письмо о недопустимости нарушения Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в части наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на специальных счетах участников НИС. Как считает ФГКУ "Росвоенипотека", данные денежные средства не являются доходом участника НИС, следовательно, они не могут выступать в качестве предмета обеспечения обязательств участника НИС. Вероятно, используя такую аргументацию, ФГКУ "Росвоенипотека" стремится обосновать, что денежные средства являются доходом кредитора, а не участника НИС, и по этой причине на них не может быть наложен арест или обращено взыскание.
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 10)Юридическая оценка позиции ФГКУ "Росвоенипотека" по проблеме. В январе 2017 г. ФГКУ "Росвоенипотека" признало наличие вышеописанной проблемы <2>. Данное учреждение сделало запрос в Федеральную службу судебных приставов России (далее - ФССП России). Та, в свою очередь, направила в свои территориальные органы информационное письмо о недопустимости нарушения Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в части наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на специальных счетах участников НИС. Как считает ФГКУ "Росвоенипотека", данные денежные средства не являются доходом участника НИС, следовательно, они не могут выступать в качестве предмета обеспечения обязательств участника НИС. Вероятно, используя такую аргументацию, ФГКУ "Росвоенипотека" стремится обосновать, что денежные средства являются доходом кредитора, а не участника НИС, и по этой причине на них не может быть наложен арест или обращено взыскание.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)2) налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц) учтены доходы в виде процентов за пользование денежными средствами лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, рассчитываемые по ставке, равной одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день получения указанного в абзаце первом пункта 6.1 настоящей статьи дохода, за каждый день пользования денежными средствами таким лицом считая с даты получения указанного дохода до даты, прямо предшествующей дню возврата ему такого дохода (включительно).
(ред. от 30.09.2024)2) налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц) учтены доходы в виде процентов за пользование денежными средствами лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, рассчитываемые по ставке, равной одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день получения указанного в абзаце первом пункта 6.1 настоящей статьи дохода, за каждый день пользования денежными средствами таким лицом считая с даты получения указанного дохода до даты, прямо предшествующей дню возврата ему такого дохода (включительно).
Приказ Минфина России от 27.09.2021 N 137н
(ред. от 23.08.2024)
"Об утверждении Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2021 N 65582)3. Излишне уплаченный (взысканный) платеж подлежит возврату по письменному заявлению или заявлению, представленному в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи, включая использование федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) или региональных порталов государственных и муниципальных услуг, и подписанному простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года N 33 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 5, ст. 377; 2021, N 1, ст. 114), или усиленной квалифицированной электронной подписью, или усиленной неквалифицированной электронной подписью заявителя - физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, допустимость использования которой предусмотрена законодательством Российской Федерации (далее - Заявление на возврат), в течение 30 календарных дней, следующих за днем регистрации Заявления на возврат администратором доходов бюджета или получателем денежных средств, не являющимся администратором доходов бюджета, оказывающим государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2021, N 1, ст. 48) (далее соответственно - администратор доходов бюджета, получатель денежных средств).
(ред. от 23.08.2024)
"Об утверждении Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2021 N 65582)3. Излишне уплаченный (взысканный) платеж подлежит возврату по письменному заявлению или заявлению, представленному в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи, включая использование федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) или региональных порталов государственных и муниципальных услуг, и подписанному простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года N 33 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 5, ст. 377; 2021, N 1, ст. 114), или усиленной квалифицированной электронной подписью, или усиленной неквалифицированной электронной подписью заявителя - физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, допустимость использования которой предусмотрена законодательством Российской Федерации (далее - Заявление на возврат), в течение 30 календарных дней, следующих за днем регистрации Заявления на возврат администратором доходов бюджета или получателем денежных средств, не являющимся администратором доходов бюджета, оказывающим государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2021, N 1, ст. 48) (далее соответственно - администратор доходов бюджета, получатель денежных средств).